Бремя перемен — 2
Александр Можаев
Вторая, ещё более зрелищная часть фотосравнений, ставших основой выставки «Бремя перемен». Если в первой части мы изучали так называемые новоделы, возводимые «в целях сохранения исторической среды», то здесь рассмотрим примеры более глобальной трансформации городских ландшафтов. Начнём опять же с Кадашевской набережной. Именно отсюда в 1993 году стартовала новая волна больших градостроительных погромов.
Кадашевская набережная.
Двухэтажные дома 18-19 вв., (№№ 16-20), отмеченные табличками «Охраняется государством», были снесены по личному распоряжению мэра накануне торжественного открытия реконструированной Третьяковки. На их месте появилось трёхэтажное офисное здание (архитектор Михаил Леонов), полностью перекрывшее вид на Кадашевскую церковь от Болотной площади.
***
Большая Ордынка.
Большая Ордынка была последней улицей Москвы, в полной мере сохранявшей визуальное раскрытие на Кремль, некогда присущее всем радиальным улицам центра. При движении к Балчугу открывалась великолепная развёртка вертикалей Красной площади, от Василия Блаженного до Спасской башни.
В конце 1990-х по оси улицы развернулось строительство офисного центра «Царёв сад» (проект архитектора Алексея Воронцова). Вся историческая застройка 19 века у Москворецкого моста снесена, выстроенная первая очередь комплекса полностью скрыла Кремль от Ордынки. Вследствие смены инвестора по причинам криминального характера, объект заморожен с 2001 года. Недавно в прессе появилась информация о грядущем возобновлении строительства.
***
Балчуг.
Эта древняя улица, противолежащая Васильевскому спуску, претерпела наиболее радикальные изменения архитектурного облика. Преображение началось в 1991 году, когда архитектор Владимир Колосницын надстроил здание гостиницы «Балчуг» огромной горбатой мансардой, задавшей новый масштаб району, прежде в основном сохранявшему высотные отметки 19 века. К середине 2000-х нетронутыми остались лишь два небольших дома, вокруг них вырос целый комплекс гигантских и бесформенных новостроек.
Поразительно, что один из самых важных в градостроительном плане участков города оказался застроен домами вызывающе низкого архитектурного качества.
***
Балчуг с Васильевского спуска.
Фотография 1980-х свидетельствует о том, что прежде общую высотную линию домов на ответственном участке Раушской и Софийской набережных нарушали лишь отдельные надстройки советского времени. Мансарды Балчуга не только добили визуальную связь Васильевского спуска и Замоскворечья. Они фактически стали частью ансамбля Красной площади, вместе с башней Краснохолмской гостиницы образующие кулису для храма Василия Блаженного.
***
Набережные Водоотводного канала.
Вся историческая застройка участка на северном берегу канала снесена. В ряд выстроились невероятные новостройки Балчуга: Царёв сад (проект Алексея Воронцова), Центробанк (проект Алексея Воронцова и Владимира Колосницына) и административное здание архитектора Михаила Посохина, две последние зажали в тиски великолепную церковь Георгия в Ендове. Освоение угодий продолжается: к 2009 году зачищена большая часть Садовнической набережной.
***
Якиманская набережная.
Квартал двухэтажных домов первой половины 19 века снесён в середине 1990-х. Недавно на его месте выстроен комплекс зданий, завязанных со второй очередью пешеходного Патриаршего моста, рассекшего Остров и полностью изменившего ландшафт этой местности. Концепция преобразований разработана Моспроектом-2 имени Михаила Посохина. Согласно одному из вариантов — в дальнейших планах строительство многоэтажной башни позади углового «предмостного» корпуса.
***
Пречистенская набережная.
С Крымского моста ещё недавно открывалась широкая панорама Остожья, над кварталами старых домов поднимались шатры Кремлёвских башен и купола воссозданного храма Христа.
Элитные новостройки «золотой мили» полностью изменили исторический ландшафт этой местности. На фото участок между Турчаниновым и Хилковым переулками, строительство жилого дома по проекту архитектора Владимира Колосницына.
***
Бутиковский переулок.
До конца 1990-х переулки Зачатьевской слободы представляли собой уникальный пример исторической среды 19 века, практически не потревоженный стройками советской эпохи. Не случайно, ещё в 1970-е годы Остожье было включено в число Заповедных зон Москвы. Впрочем, юридически эти красивые слова ничего не значили – в законе не были прописаны ограничения, налагаемые на реконструкцию этих территорий.
В следствие этого, строительная лихорадка 1990-х почти полностью смела историческое окружение Зачатьевского монастыря. В некоторых переулках (например, в Молочном) не сохранилось ни одного подлинного старого здания. Заповедное Остожье стало «Золотой милей столичной недвижимости».
***
Арбатская площадь.
Разрушение исторического ансамбля Арбатской площади началось ещё в 1930-е. Выразительным финальным аккордом стал снос домов 19 века в начале Арбата и на углу Малого Афанасьевского переулка и строительство двух могучих многофункциональных комплексов (окончены к 2003 и 2008 году). Здание, обращённое к Афанасьевскому, построено архитектором Павлом Андреевым в 2007 году. Авторство выразительнейшего офиса «Альфа-банка», обращённого ввалившейся угловой частью к ротонде ресторана «Прага» и техническим задником гаражного въезда к самой площади, проследить сложнее. В 2003 году Александр Кузьмин и Владимир Ресин признали его строительство ошибкой, имена ошибшихся архитекторов не назывались.
***
Таганская площадь.
В мае 2008 года Таганский районный суд Москвы удовлетворил иск комитета по культурному наследию Москвы об изъятии у собственника изуродованной усадьбы Колесникова. Однако спустя полтора года невероятное профнастильное корыто по-прежнему украшает одну из центральных площадей столицы. Характерно и то, что дело было возбуждено лишь спустя пару лет после надстройки памятника – уже тогда, когда собственники взялись за возведение самопальной пристройки о пяти этажах.
***
Таганская улица, 17-21.
Один из первых и далеко не худших примеров «творческой реконструкции» исторической среды в 1990-е: частично сохраненные фасады домов 19 века стали ширмой для огромного офисного здания «Парк Тауэрс» (архитектор Сергей Ткаченко, 1995). Критики оправдывали решение «разорванностью старой городской ткани» улицы, а автор проекта говорил о «подчеркивании собственной мысли в исторической ткани города». Процесс только начинался, и ткань старой Таганки с тех пор стала куда более разорванной и переосмысленной…
***
Площадь Тверской заставы.
Под строительство делового центра «Белая площадь» был зачищен целый квартал хорошо сохранявшихся зданий 19 века, занимавший восточную сторону Заставного переулка. Пятнадцатиэтажные башни подавили старообрядческий Никольский храм, одну из самых поэтичных построек неорусского стиля в Москве, прежде бывшую доминантой этой стороны площади.
Многие отмечают яркую индивидуальность новообразованного ансамбля и высокое для Москвы качество строительства. Однако очевидно, что гвоздём программы является именно церковь: новостройки паразитируют на памятнике. Уберите его — будет ли комплекс казаться столь же эффектным? А церковь прекрасно существовала и без стеклобетонного аккомпанемента.
Автор проекта самой красноречивой новостройки исторического центра — архитектор Борис Левянт, ABD architects.
***
Церковь Иоанна Воина.
Одно из наиболее вопиющих вмешательств в охранные зоны города – строительство жилых новостроек в непосредственной близости от знаменитого памятника петровской архитектуры – храма Иоанна Воина на Большой Якиманке. Особенно выразителен «Имперский дом», построенный в 2009 году архитектором Михаилом Беловым. Половина объекта располагается в охранной зоне церкви Иоанна Воина, другая — в так называемой зоне строгого регулирования застройки. Классический вид на церковь с Большой Якиманки безнадёжно погублен. (Подробнее здесь)
***
Швивая горка.
Дивный вид на церковь Никиты за Яузой с Котельнической набережной также утрачен. И дело совсем не в разросшихся деревьях. Если их не станет, мы увидим лишь завершения храма – бровка Швивой горы плотно застроена новыми корпусами Афонского подворья.
***
Малая Дмитровка, 20.
Состоявший на госохране дом 19 века, в 1860-70-х годах принадлежавший поэту Плещееву. В 1999 году мэр Лужков передал участок «Школе телевизионного мастерства под руководством Познера В. В.», инвестор ООО «ПСФ «Крост». Несмотря на бурные протесты общественности дом был снесён до фасадной стены, а стена включена в объём огромного «бизнес–комплекса класса «А»», выстроенного по проекту архитектора Андрея Бокова. Общественность ответила Познеру выразительным билбордом, размещенным у Курского вокзала.
***
Крымская площадь.
Яркое произведение советского конструктивизма – школа МОНО, построенная в 1929 году архитектором Фёдоровым. В начале 2000-х в школе обучались дети высокопоставленнейших чиновников государства, вследствие чего здание было отгламурено по проекту архитектора Шахояна.
***
Гостиный Двор.
В 1995 году «под личным контролем мэра» была начата реконструкция Гостиного двора, одной из главных построек московского классицизма. Протесты общественности, указывавшей на то, что реконструктивные работы, изменяющие облик памятника, запрещены законом, были проигнорированы. Результатом стало перекрытие внутреннего двора огромным стеклянным куполом и надстройка южного крыла здания двумя этажами.
Галерея утратила вид на Василия Блаженного, а двор лишился неба и оказался изолированным от городского пространства. То, что могло стать великолепной внутриквартальной площадью, стало площадкой для разнообразных «балов» и съездов. Огромный купол радикально изменил панораму Китай-города, открывающуюся с Москворецкого моста.
Принципиальная разница между двором и атриумом: старый и новый силуэт Гостиного двора, вид с восточной галереи. Авторы проекта – С.Ткаченко, М.Посохин.
***
Малый Ивановский переулок.
Один из самых узнаваемых видов центра Москвы ХХ века – уходящий под гору Ивановский переулок с монастырской стеной, Котельнической высоткой и колокольней церкви Николы в Подкопаеве. На рубеже тысячелетий дом №9 был дважды надстроен рестораном «Ноев ковчег», оба раза самовольно. В результате место церкви в панораме занимает ресторанная мансарда.
***
Климентовский переулок, 4.
По адресу Климентовский переулок, 4, до 2002 года находилась одна из характернейших «рядовых усадеб» купеческого Замоскворечья, состоявшая из полудеревянного главного дома начала 19 века, торгового лабаза и доходного флигеля «кирпичного» стиля. Малоэтажные постройки образовывали яркий контраст с брандмауэрами доходного дома по Новокузнецкой улице.
С благословения «сносной» комиссии ГУОП весь квартал отдан под строительство девятиэтажного жилого дома по проекту Игоря Рослякова (бюро «Курсор-холдинг»). На Интернет-странице бюро отдельно подчёркнуто: «дом расположен в историко-охранной зоне центра и возведен с соблюдением требований Комитета по культурному наследию города Москвы».
***
Земледельческий переулок, 11.
На месте заявленного к госохране неоклассического особняка вырос восьмиквартирный «Клубный Дом на Плющихе», по уверениям риэлторов, «построенный по уникальному архитектурному проекту».
***
Крутицы.
Крутицкая слобода, вплотную прилегавшая к знаменитому ансамблю Крутицкого подворья, — одно из немногих мест, сохранявшее скромную, полудеревенскую среду московской окраины 19 века. В последние годы старые усадьбы постепенно уступают место стандартным офисным центрам.
На фото – новостройка в 4-м Крутицком переулке, архитектор Сергей Ткаченко.
***
Дом Островского на Калужской.
Деревянный особняк, в котором с 1834 по 1841 год проживал «певец Замоскворечья» Александр Островский, стоял в тесном дворе многоэтажного советского дома по адресу Житная, 10. В начале 1990-х брошенный дом несколько раз горел, однако при желании его ещё можно было спасти. В 1995 году руины дома ликвидированы решением комиссии по сносу строений Московского городского управления по охране памятников. Через несколько лет руины дома сменила офисная постройка классического «новорусского» стиля, красноречивый памятник эпохе малиновых пиджаков.
***
Печатников переулок.
Одним из самых замечательных ландшафтов старой Москвы был вид на Петровский монастырь с крутого склона Сретенской горы, обрамленный ступенями сбегающих вниз домов 19 века. Его ликвидация начата строительством многоэтажного офисного здания на углу Трубной улицы (проект архитектора Михаила Леонова). В 2008 году снесён мемориальный дом-скит (№3), судьба сохраняющихся домов 5, 6 и 7 вызывает очень серьёзную тревогу. Тем временем, на Цветном бульваре Capital Group завершает строительство огромного комплекса, «призванного украсить неповторимый уголок старой Москвы». «Легенда Цветного» изгадила не одну окрестную панораму, но особенно эффектные виды открываются с Рождественки.
***
Рождественский бульвар.
В конце 1990-х над Петровским бульваром вознеслась мансарда офиса МГТС, перекрывшая знаменитый силуэт Высокопетровского монастыря. В 2004 году в начале Рождественского бульвара появился транспарант о строительстве довольно скромного кафе-стекляшки. Стройка продолжается и поныне, за это время вырублены десятки деревьев на склоне бульвара, вырыт гигантский котлован и выстроено глухое бетонное сооружение, уже несколько раз плавно достраивавшееся в сторону Трубной площади. Облысевший бульвар упирается в глухой задник самостройного «культурного центра», по бокам фланкируемого бункерами венткамер.
***
Нижний Кисельный переулок.
Ряд жилых домов 19 века, живописно сбегающих по склону к бывшему руслу Неглинки, в конце 1990-х – середине 2000-х большей частью заменён офисными новостройками. Эти кадры – выразительное свидетельство утраты неповторимой фактуры Старого города, образуемой его рядовой исторической застройкой.
***
Славянская площадь.
И в заключение — пример трансформации традиционного силуэта старого города. Казалось бы, сущие пустяки: исчезли лишь старые печные трубы. Но для дома, занимающего столь важное стратегическое положение (визуальная граница Ивановской горы при движении от Варварки) это большая потеря. Прибавьте стеклопакеты вместо столярки и полированный мрамор вместо срубленных белокаменных карнизов — форма сохранена, но образ живого старомосковского дома утрачен.
«Теперь здесь офис».
Исходные фотографии предоставлены архивом ЦИГИ и Борисом Пастернаком, Дмитрием Борко, Артёмом Задикяном, а также сайтом oldmos.ru.
Современные фото – Александр Иванов и Александр Можаев.
29 комментариев