Бремя перемен — 2

?.??????

Александр Можаев

Вторая, ещё более зрелищная часть фотосравнений, ставших основой выставки «Бремя перемен». Если в первой части мы изучали так называемые новоделы, возводимые «в целях сохранения исторической среды», то здесь рассмотрим примеры более глобальной трансформации городских ландшафтов. Начнём опять же с Кадашевской набережной. Именно отсюда в 1993 году стартовала новая волна больших градостроительных погромов.


Kad1

Kad2

Кадашевская набережная.

Двухэтажные дома 18-19 вв., (№№ 16-20), отмеченные табличками «Охраняется государством», были снесены по личному распоряжению мэра накануне торжественного открытия реконструированной Третьяковки. На их месте появилось трёхэтажное офисное здание (архитектор Михаил Леонов), полностью перекрывшее вид на Кадашевскую церковь от Болотной площади.

***

ord

ord2

Большая Ордынка.

Большая Ордынка была последней улицей Москвы, в полной мере сохранявшей визуальное раскрытие на Кремль, некогда присущее всем радиальным улицам центра. При движении к Балчугу открывалась великолепная развёртка вертикалей Красной площади, от Василия Блаженного до Спасской башни.

ord3

ord4

В конце 1990-х по оси улицы развернулось строительство офисного центра «Царёв сад» (проект архитектора Алексея Воронцова). Вся историческая застройка 19 века у Москворецкого моста снесена, выстроенная первая очередь комплекса полностью скрыла Кремль от Ордынки. Вследствие смены инвестора по причинам криминального характера, объект заморожен с 2001 года. Недавно в прессе появилась информация о грядущем возобновлении строительства.

***

b

bb

Балчуг.

Эта древняя улица, противолежащая Васильевскому спуску, претерпела наиболее радикальные изменения архитектурного облика. Преображение началось в 1991 году, когда архитектор Владимир Колосницын надстроил здание гостиницы «Балчуг» огромной горбатой мансардой, задавшей новый масштаб району, прежде в основном сохранявшему высотные отметки 19 века. К середине 2000-х нетронутыми остались лишь два небольших дома, вокруг них вырос целый комплекс гигантских и бесформенных новостроек.
Поразительно, что один из самых важных в градостроительном плане участков города оказался застроен домами вызывающе низкого архитектурного качества.

***

vs

vs2

Балчуг с Васильевского спуска.

Фотография 1980-х свидетельствует о том, что прежде общую высотную линию домов на ответственном участке Раушской и Софийской набережных нарушали лишь отдельные надстройки советского времени. Мансарды Балчуга не только добили визуальную связь Васильевского спуска и Замоскворечья. Они фактически стали частью ансамбля Красной площади, вместе с башней Краснохолмской гостиницы образующие кулису для храма Василия Блаженного.

***

canal

canal2

Набережные Водоотводного канала.

Вся историческая застройка участка на северном берегу канала снесена. В ряд выстроились невероятные новостройки Балчуга: Царёв сад (проект Алексея Воронцова), Центробанк (проект Алексея Воронцова и Владимира Колосницына) и административное здание архитектора Михаила Посохина, две последние зажали в тиски великолепную церковь Георгия в Ендове. Освоение угодий продолжается: к 2009 году зачищена большая часть Садовнической набережной.

***

yn

yn2

Якиманская набережная.

Квартал двухэтажных домов первой половины 19 века снесён в середине 1990-х. Недавно на его месте выстроен комплекс зданий, завязанных со второй очередью пешеходного Патриаршего моста, рассекшего Остров и полностью изменившего ландшафт этой местности. Концепция преобразований разработана Моспроектом-2 имени Михаила Посохина. Согласно одному из вариантов — в дальнейших планах строительство многоэтажной башни позади углового «предмостного» корпуса.

***

pn1

pn2

Пречистенская набережная.

С Крымского моста ещё недавно открывалась широкая панорама Остожья, над кварталами старых домов поднимались шатры Кремлёвских башен и купола воссозданного храма Христа.
Элитные новостройки «золотой мили» полностью изменили исторический ландшафт этой местности. На фото участок между Турчаниновым и Хилковым переулками, строительство жилого дома по проекту архитектора Владимира Колосницына.

***

but

but2

Бутиковский переулок.

До конца 1990-х переулки Зачатьевской слободы представляли собой уникальный пример исторической среды 19 века, практически не потревоженный стройками советской эпохи. Не случайно, ещё в 1970-е годы Остожье было включено в число Заповедных зон Москвы. Впрочем, юридически эти красивые слова ничего не значили – в законе не были прописаны ограничения, налагаемые на реконструкцию этих территорий.

В следствие этого, строительная лихорадка 1990-х почти полностью смела историческое окружение Зачатьевского монастыря. В некоторых переулках (например, в Молочном) не сохранилось ни одного подлинного старого здания. Заповедное Остожье стало «Золотой милей столичной недвижимости».

***

a1

ar2

Арбатская площадь.

Разрушение исторического ансамбля Арбатской площади началось ещё в 1930-е. Выразительным финальным аккордом стал снос домов 19 века в начале Арбата и на углу Малого Афанасьевского переулка и строительство двух могучих многофункциональных комплексов (окончены к 2003 и 2008 году). Здание, обращённое к Афанасьевскому, построено архитектором Павлом Андреевым в 2007 году. Авторство выразительнейшего офиса «Альфа-банка», обращённого ввалившейся угловой частью к ротонде ресторана «Прага» и техническим задником гаражного въезда к самой площади, проследить сложнее. В 2003 году Александр Кузьмин и Владимир Ресин признали его строительство ошибкой, имена ошибшихся архитекторов не назывались.

***

tag1

tag22

Таганская площадь.

В мае 2008 года Таганский районный суд Москвы удовлетворил иск комитета по культурному наследию Москвы об изъятии у собственника изуродованной усадьбы Колесникова. Однако спустя полтора года невероятное профнастильное корыто по-прежнему украшает одну из центральных площадей столицы. Характерно и то, что дело было возбуждено лишь спустя пару лет после надстройки памятника – уже тогда, когда собственники взялись за возведение самопальной пристройки о пяти этажах.

***

tag

tag2

Таганская улица, 17-21.

Один из первых и далеко не худших примеров «творческой реконструкции» исторической среды в 1990-е: частично сохраненные фасады домов 19 века стали ширмой для огромного офисного здания «Парк Тауэрс» (архитектор Сергей Ткаченко, 1995). Критики оправдывали решение «разорванностью старой городской ткани» улицы, а автор проекта говорил о «подчеркивании собственной мысли в исторической ткани города». Процесс только начинался, и ткань старой Таганки с тех пор стала куда более разорванной и переосмысленной…

***

tz

tz2

Площадь Тверской заставы.

Под строительство делового центра «Белая площадь» был зачищен целый квартал хорошо сохранявшихся зданий 19 века, занимавший восточную сторону Заставного переулка. Пятнадцатиэтажные башни подавили старообрядческий Никольский храм, одну из самых поэтичных построек неорусского стиля в Москве, прежде бывшую доминантой этой стороны площади.

tz3

tz4

Многие отмечают яркую индивидуальность новообразованного ансамбля и высокое для Москвы качество строительства. Однако очевидно, что гвоздём программы является именно церковь: новостройки паразитируют на памятнике. Уберите его — будет ли комплекс казаться столь же эффектным? А церковь прекрасно существовала и без стеклобетонного аккомпанемента.
Автор проекта самой красноречивой новостройки исторического центра — архитектор Борис Левянт, ABD architects.

***

ya0

ya1

Церковь Иоанна Воина.

Одно из наиболее вопиющих вмешательств в охранные зоны города – строительство жилых новостроек в непосредственной близости от знаменитого памятника петровской архитектуры – храма Иоанна Воина на Большой Якиманке. Особенно выразителен «Имперский дом», построенный в 2009 году архитектором Михаилом Беловым. Половина объекта располагается в охранной зоне церкви Иоанна Воина, другая — в так называемой зоне строгого регулирования застройки. Классический вид на церковь с Большой Якиманки безнадёжно погублен. (Подробнее здесь)

***

kot

kot2

Швивая горка.

Дивный вид на церковь Никиты за Яузой с Котельнической набережной также утрачен. И дело совсем не в разросшихся деревьях. Если их не станет, мы увидим лишь завершения храма – бровка Швивой горы плотно застроена новыми корпусами Афонского подворья.

***

md

md2

Малая Дмитровка, 20.

Состоявший на госохране дом 19 века, в 1860-70-х годах принадлежавший поэту Плещееву. В 1999 году мэр Лужков передал участок «Школе телевизионного мастерства под руководством Познера В. В.», инвестор ООО «ПСФ «Крост». Несмотря на бурные протесты общественности дом был снесён до фасадной стены, а стена включена в объём огромного «бизнес–комплекса класса «А»», выстроенного по проекту архитектора Андрея Бокова. Общественность ответила Познеру выразительным билбордом, размещенным у Курского вокзала.

***

mono

mono2

Крымская площадь.

Яркое произведение советского конструктивизма – школа МОНО, построенная в 1929 году архитектором Фёдоровым. В начале 2000-х в школе обучались дети высокопоставленнейших чиновников государства, вследствие чего здание было отгламурено по проекту архитектора Шахояна.

***

GD1

GD2

Гостиный Двор.

В 1995 году «под личным контролем мэра» была начата реконструкция Гостиного двора, одной из главных построек московского классицизма. Протесты общественности, указывавшей на то, что реконструктивные работы, изменяющие облик памятника, запрещены законом, были проигнорированы. Результатом стало перекрытие внутреннего двора огромным стеклянным куполом и надстройка южного крыла здания двумя этажами.

Галерея утратила вид на Василия Блаженного, а двор лишился неба и оказался изолированным от городского пространства. То, что могло стать великолепной внутриквартальной площадью, стало площадкой для разнообразных «балов» и съездов. Огромный купол радикально изменил панораму Китай-города, открывающуюся с Москворецкого моста.

GD3

GD4

Принципиальная разница между двором и атриумом: старый и новый силуэт Гостиного двора, вид с восточной галереи. Авторы проекта – С.Ткаченко, М.Посохин.

***

iv1

iv2

Малый Ивановский переулок.

Один из самых узнаваемых видов центра Москвы ХХ века – уходящий под гору Ивановский переулок с монастырской стеной, Котельнической высоткой и колокольней церкви Николы в Подкопаеве. На рубеже тысячелетий дом №9 был дважды надстроен рестораном «Ноев ковчег», оба раза самовольно. В результате место церкви в панораме занимает ресторанная мансарда.

***

kl3

kl4

Климентовский переулок, 4.

По адресу Климентовский переулок, 4, до 2002 года находилась одна из характернейших «рядовых усадеб» купеческого Замоскворечья, состоявшая из полудеревянного главного дома начала 19 века, торгового лабаза и доходного флигеля «кирпичного» стиля. Малоэтажные постройки образовывали яркий контраст с брандмауэрами доходного дома по Новокузнецкой улице.
С благословения «сносной» комиссии ГУОП весь квартал отдан под строительство девятиэтажного жилого дома по проекту Игоря Рослякова (бюро «Курсор-холдинг»). На Интернет-странице бюро отдельно подчёркнуто: «дом расположен в историко-охранной зоне центра и возведен с соблюдением требований Комитета по культурному наследию города Москвы».

***

z

z2

Земледельческий переулок, 11.

На месте заявленного к госохране неоклассического особняка вырос восьмиквартирный «Клубный Дом на Плющихе», по уверениям риэлторов, «построенный по уникальному архитектурному проекту».

***

kru

kr7

Крутицы.

Крутицкая слобода, вплотную прилегавшая к знаменитому ансамблю Крутицкого подворья, — одно из немногих мест, сохранявшее скромную, полудеревенскую среду московской окраины 19 века. В последние годы старые усадьбы постепенно уступают место стандартным офисным центрам.
На фото – новостройка в 4-м Крутицком переулке, архитектор Сергей Ткаченко.

***

o1

o2

Дом Островского на Калужской.

Деревянный особняк, в котором с 1834 по 1841 год проживал «певец Замоскворечья» Александр Островский, стоял в тесном дворе многоэтажного советского дома по адресу Житная, 10. В начале 1990-х брошенный дом несколько раз горел, однако при желании его ещё можно было спасти. В 1995 году руины дома ликвидированы решением комиссии по сносу строений Московского городского управления по охране памятников. Через несколько лет руины дома сменила офисная постройка классического «новорусского» стиля, красноречивый памятник эпохе малиновых пиджаков.

***

pee

560

Печатников переулок.

Одним из самых замечательных ландшафтов старой Москвы был вид на Петровский монастырь с крутого склона Сретенской горы, обрамленный ступенями сбегающих вниз домов 19 века. Его ликвидация начата строительством многоэтажного офисного здания на углу Трубной улицы (проект архитектора Михаила Леонова). В 2008 году снесён мемориальный дом-скит (№3), судьба сохраняющихся домов 5, 6 и 7 вызывает очень серьёзную тревогу. Тем временем, на Цветном бульваре Capital Group завершает строительство огромного комплекса, «призванного украсить неповторимый уголок старой Москвы». «Легенда Цветного» изгадила не одну окрестную панораму, но особенно эффектные виды открываются с Рождественки.

***

rb

rb2

Рождественский бульвар.

В конце 1990-х над Петровским бульваром вознеслась мансарда офиса МГТС, перекрывшая знаменитый силуэт Высокопетровского монастыря. В 2004 году в начале Рождественского бульвара появился транспарант о строительстве довольно скромного кафе-стекляшки. Стройка продолжается и поныне, за это время вырублены десятки деревьев на склоне бульвара, вырыт гигантский котлован и выстроено глухое бетонное сооружение, уже несколько раз плавно достраивавшееся в сторону Трубной площади. Облысевший бульвар упирается в глухой задник самостройного «культурного центра», по бокам фланкируемого бункерами венткамер.

***

kisl

kisl2

Нижний Кисельный переулок.

Ряд жилых домов 19 века, живописно сбегающих по склону к бывшему руслу Неглинки, в конце 1990-х – середине 2000-х большей частью заменён офисными новостройками. Эти кадры – выразительное свидетельство утраты неповторимой фактуры Старого города, образуемой его рядовой исторической застройкой.

***

nogina

nogina2

Славянская площадь.

И в заключение — пример трансформации традиционного силуэта старого города. Казалось бы, сущие пустяки: исчезли лишь старые печные трубы. Но для дома, занимающего столь важное стратегическое положение (визуальная граница Ивановской горы при движении от Варварки) это большая потеря. Прибавьте стеклопакеты вместо столярки и полированный мрамор вместо срубленных белокаменных карнизов — форма сохранена, но образ живого старомосковского дома утрачен.
«Теперь здесь офис».

Исходные фотографии предоставлены архивом ЦИГИ и Борисом Пастернаком, Дмитрием Борко, Артёмом Задикяном, а также сайтом oldmos.ru.
Современные фото – Александр Иванов и Александр Можаев.

«Бремя перемен»: продолжение осмотра

29 комментариев

Е. Андрющенко - архитекор-реставратор больше года назад   Изменить
Невосполнимая утрата... Самое время подробно изучать опыт восстановления Варшавы после войны с целью возвращения исторической светской застройки нашему городу-призраку, оставшемуся в воспоминаниях. На вредительской кафедре ЖОС (которую я закончила) в МАРХИ не плохо было бы полностью изменить концепцию преподавания с полной сменой преподавательского состава, который - не знаю как сейчас, а в 98-м млел от квадратиков и треугольничков, вырезанных из картона макетным ножиком. Ну или какую-нибудь клятву Гиппократа ввести, типа "- не изуродую, не снесу и т.п."
Москва не имеет морального права "возвращать историческую светскую застройку", так как она сама от неё отказалась в мирное время, а не потеряла в результате вмешательства извне. Не зависимо от качества такой типа_реставрации это будет не восстановление, а подмена. Утрата действительно невосполнима, и пытаться её восполнить - значит врать себе и потомкам. Что делать? Думать, как должен выглядеть город, в котором хочется жить и пытаться (Вам проще - вы архитектор) как-то это реализовать, полностью абстрагировавшись от того, что снесли, что было, и что там у кого в памяти, как в чистом поле.
Е. Андрющенко - архитекор-реставратор больше года назад   Изменить
Согласна со словом подмена. Но думаю, что надстройки с велюксами можно разобрать. Воссоздать (плохое слово) некоторые дома с помощью научной реставрации с глубинным изучением истории дома, основываясь на архивных материалах, тщательным изучением деталей. Важно качество работы - не формальность, базирующаяся на финансировании, а всеобщее чувство любви к родине и реставрационный профессиоализм. Необходимо также, чтобы и проектировщики и строители были коренными жителями и объединены общей целью. Наверно, со мной многие не согласятся, но хочется хотя бы немного убрать из того, что сейчас появилось, и попытаться в разумных масштабах качественно подменить невосполнимое.
Да, пожалуй исправить что-то в гор.среде, или вернее - придать этой среде какой-то дружественный смысл может только идейность и заинтересованность именно в результате, а не только в том, сколько можно с него поиметь - и заказчика и исполнителей. Кстати, не обязательно коренных по паспорту, зачем же так, люди разные бывают. Убрать не получится, т.к. а)кто будет выкупать по этим ценам и ломать, никаких денег не хватит б)Мусор куда? Где Тойфельсберг насыпать будем, и откуда столько грунта для его рекультивации? Только перестраивать, в обмен на какие-то льготы владельцам, что ли.
Е. Андрющенко - архитекор-реставратор больше года назад   Изменить
Тут нужна заинтересованность властей и депутатов. Кстати, для депутатов, не плохая репутация сложится и рейтинг поднимется. Только власти могут распорядиться финансами по реорганизации городской среды, создать новый генплан и наметить план по его реализации с привлечением средств из бюджета и от заинтересованных меценатов и соблюдением законов. Это, я думаю, будет следующая ступень эволюции власти. В новом документе нужно запретить увеличение площадей застройки. Должен начаться процесс по их уменьшению - как путь гуманизма по отношению к жителям. По-поводу коренных жителей - имелась ввиду их любовь и память национальных корней нашей родины. Те - кто помнит и любит... А мусора, и впрямь, будет много...
Вы всерьёз думаете, для депутатов ещё что-то значат понятия "репутация" и "рейтинг"? :) Если вы видите для себя следующий этап эволюции власти, то можете сказать, какие были предыдущие? :) А финансами власти вполне себе и сейчас распоряжаются, без всякого будущего времени. И это очень хорошо видно на фото. Или вы думаете, что все примеры из статьи -- произвол неких отдельных индивидов-плохишей, которых власти-то и знать не знают? :)
Comment by Е. Андрющенко - архитекор-реставратор больше года назад   Изменить
Comment by Ш! - Зачет! Возразить нечего.
Константин Мордвинов больше года назад   Изменить
Зачем же так - с чистого листа ! Не слышал ни разу,чтобы где-то использовали нереализованные проекты многих талантливых национальных архитекторов своего времени XV-XIX вв. или их стилизации (эскизы,рисунки и чертежи есть в архивах) при потребности чем-то заполнять территории полностью утраченной исторической застройки. У Н.А.Львова есть такой проект,заказанный ему в XVIII веке даже для Кремля , для того места где Дворец Съездов стоит . Имена-то есть...Спим-с ! Всем миром ,кстати ! И сами разрешаем как заморскую невидаль тащить к нам в исторический центр иностранных архитекторов-стеклодувов. Сколько сил отдается вами спорам или противостояниям о сохранении домишка какого-то купчишки (который Щукиным не был,который и копейки не заплатил за проект дома,так как подрядчик ему все нарисовал сам на коленках )Зачем нам такая историческая память о жуликоватых недоумках времен промышленного и строительного бума XIX века ,когда многое рождалось кое как и наспех в результате политических и общественных "реформ" ....как итог крестьянской "реформы"(которая исправляла преступления над человеком в демократическом понимании этого слова наших двух "Великих" Романовых - Петра и Екатерины). Зачем популяризировать и сохранять обдирный стиль XIX века,когда мы не приемлим и считаем бедой обдирный стиль XX века и уже,кстати, и XXI века. Нужен прежде всего профессиональный анализ. Это наша общая беда ,что профессионалам в госструктурах по охране памятников платят гроши,а шоу-клоунам в индустрии развлечений миллионы. И это уже наша национальная особенность культуры общества . Есть профессиональные технологии,которые специально применимы в данных ситуациях в архитектуре -это НЕОРЕГИОНАЛИЗМ И РЕСТАЙЛИНГ с использованием материалов и технологий соответствующего периода времени. Есть технология АДАПТАЦИЙ . Редко , примеры единичные ,когда разрешают улучшать декор исторических строений в стилистике своего времени для объектов с явно невыразительным или ужасным обликом. Идет просто битва "праведников" за то,чтобы сохранить глупость. Это называется консервацией и восхвалением пошлости ! Законодательство о эквивалентных компенсациях существует давно.Здесь нет нужды выдумывать велосипед заново. Из велюксовых надстроек народ-собственник или предприниматели с радостью переселятся в приличное здание в центре . Где эти предложения ?? Сегодня им наши чины только Бутово могут предложить для переезда.
Аяй, какой знакомый слог - купчишки, жуликоватые недоумки. Я вот ещё такое знаю: "О прошлом этой улицы напоминают разве что крутые повороты, доставшиеся в нследство от неоригинальной фантазии московских купцов, не признававших из-за своей заскорузлой спеси прямых линий" ("За кулисами западных разведок", М., 1969). Речь идёт о Москве Шмелёва, между прочим. И кадашевский страстотерпец Григорьев - один из тех самых "жуликоватых недоумков"...
Comment by Е. Андрющенко - архитектор-реставратор больше года назад   Изменить
Какая хорошая организация "АРХНАДЗОР", и как своевременно она появилась! Спасибо Вам огромное, что сумели объединить усилия людей и реанимируете их память. Надеюсь, власть тоже начнет думать о своей репутации... (Мечты... А вдруг!)
Константин Мордвинов больше года назад   Изменить
Расширьте свой кругозор при возможности,если Вы занимаетесь архитектурой и дизайном XIX -начала XX века : кроме Шмелева и книги "За кулисами западных разведок" в отечественной литературе присутствуют какие-то "мелкие статисты" (судя по Вашим отзывам): Достоевский,Л. Толстой,Гоголь,Чехов, Островский,Горький,Бунин и другие ,которые также как и я неоднозначно относились к купеческому сословию в послереформенной России XIX века и не шарахались как от прокаженного от терминов купчишка,жулик,недоумок. Есть реальная история купечества,есть архитектура купечества и промышленников ,есть наряду с достойными архитектурными домами ошибки по приглашению в Россию того времени бездарных иностранных архитекторов и строителей, есть большое количество дурных дешевых построек,были постройки, которые рушились и погребли под собой людей.А что зловонных кварталов того времени было мало ? Надо анализировать события ,а не искать профессиональных решений с чистого листа ,отвергая реальность прошлого и питаясь красивыми иллюзиями ( для этого Чехов написал "Дядю Ваню" ). Конкретно о Григорьеве мной ничего негативного не написано (администрации сайта нужно поучиться корректности и избавиться от детской и взрослой болезни наскакивать на оппонента с палкой,если оппоненты по отдельным деталям и оценкам не разделяют Ваших взглядов).
Хочу обдирный стиль XIX века! Это как памятная драгоценность, жалко расставаться... А ведь отнимают, а взамен бусы из стекла.
Константин Мордвинов больше года назад   Изменить
Если у человека есть достоинство,то он с памятной драгоценностью ни за какие деньги не расстанется и бусы на себя с радостью не надевает,богами чужестранцев-стеклодувов не провозглашают .А память страны не ограничивается XIX веком, и тем более "драгоценностями" обдирного стиля.
Михаил Иванов больше года назад   Изменить
Это начало общеросийской катастрофы, наследие не нужно никому, люмпнизация всего и вся... деньги правят бал!
Предлагаю снести Балчуг. Как это можно изменить? Подавать в суд? Добавить к интеллигентности грубую силу, выйти на улицы и потребовать соблюдения закона?
Ну а что вы хотели, если при СССР еще была какая-то аргументация для сохранения памятников, была идея, была духовность, не церковно-поповско-христианская дешевка, а действительно уважительное отношение к человеку и его труду, то сейчас все это отсутствует по определению, т.к. у власти капитал, т.е. все, что не приносит денежную прибыль или дорого обходится - будет сметено.
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Есть много стран, где у власти тоже капитал, но это капитал умный, цивилизованный, понимающий, что подлинность продается лучше, чем муляж, что художественно полноценный облик города имеет материальное измерение, что духовная полноценность нации - залог ее устойчивости в исторической перспективе, в том числе и экономической устойчивости. Дело не капитале, а в цивилизованности. Очень стыдно за наших богатеев, которые привыкли гордиться тем, что сорят деньгами, и полагают, что, играя на алчности партнеров, можно не заботитьсяо том, чтобы их уважали. Так ведут себя не капиталисты, а мелкие варварские князьки или блатные средней руки. У тех и других нет будущего, потому что в настоящей, серьезной конкуренции они неэффективны. А нормальные капиталисты и в нашей стране когда-то были. Это они оставили стране то наследие, которое она эксплуатировала много десятилетий, и которое мы сейчас пытаемся спасти от той моли, которая сейчас его пожирает...
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
"Ну а что вы хотели, если при СССР еще была какая-то аргументация для сохранения памятников, была идея, была духовность, не церковно-поповско-христианская дешевка..." Знаем-знаем, тов. Антон, проходили.Ваше стремление походя воспрославить милую Вашему сердцу советскую действительность вполне наглядно. Только на фоне "идейного" тотального уничтожения лучших памятников Москвы в эпоху Ленина-Сталина мэрские делишки Лужкова и Ко это мелкое хулиганство. Я уж не говорю о физическом уничтожении людей и организаций, занимавшихся в любимое Вами время охраной и пропагандой национального наследия. Так что, уважаемый, надо или больше знать, или меньше врать. Лучше, конечно, и то, и другое-))
Константин Мордвинов больше года назад   Изменить
Уважаемая,надо все же немного уважительнее относиться к оппонентам и понимать ,что в нашей стране в сложнейшем для людей ХХ веке жили миллионы людей ,а не два дяди,в том числе и несколько поколений Ваших родственников. И все это описываемые Вами явления наисложнейшие как по причинам ,так и по последствиям .Не надо все упрощать до состояния всезнайства,еще сотню лет мы будем узнавать многое. Во всем участвовали огромные слои населения,которые наряду с не самой первой темой ХХ века (охраной памятников) совершали и великие поступки и мерзости.И тогда были моменты точно такие же как и сегодня , которые в силу их социальной и другой природы человека Вы тоже лично не можете сегодня предотвратить. Есть культура народа и есть дурные привычки. Это касается и тематики памятников национальной истории. Культура людей развивается в общение и особенно с оппонентами , а дурные привычки народа можно и нужно стараться устранять.
Валерий Емельянов больше года назад   Изменить
В принципе, леший с ними. пусть архитекторы эксперементируют с хай-теком. Другое дело, что нужны жесткие критерии масштабности в исторической среде. Не хочу показаться куликом, хвалящем свое болото, но на моем родном Чистопрудье и примыкающей к нему Ивановской Горке это как-то более-менее соблюдено. Кубические новоделы не очень-то высовываются, хотя и хреновато смотрятся порой, вылезая из исторической застройки. Но то. что происходит в Замоскворечье. на Тверской заставе, чуть в меньшей форме на Таганке, или то, что ужасно на Трубе, на месте бывшего Совфеда-то это сериал "Они построили убийство".
Константин Мордвинов больше года назад   Изменить
Когда смотришь в зеркало незачем на зеркало обижаться. Или называть современных предпринимателей варварами и блатными.Дряные проекты на месте историзма им волокут интеллигентные дяди с дипломом МАРХИ. Придвигайтесь поближе к зеркалу и там увидите : в 80-х вместо того,чтобы разработать лучшие нормы по охране древних памятников ,по реконструкции историзма и декоров ,по неорегионализму и рестайлингу многие реставраторы и архитекторы пытались "заработать" за счет фантастических завышенных смет на достаточно простые реставрационные работы .Была модная фраза : " я работал 30 лет в реставрации".Или "срочная реставрация" Большого театра ... так уж была необходима? А добро на нее давали реставраторы. С тех пор от реставраторов отворачиваются и они живут малыми частными заказами . Архитекторы тоже не лучше - организовали демпинг цен за проектные работы и сами вымыли из отрасли профессионалов классицистов,чей труд намного сложнее ,чем проекты техноархитектуры.А кто пустил двадцатилетних студентов в качестве руководителей проектов? Задача предпринимателей создавать национальные рабочие места ,а не архитектуру. И именно благодаря предпринимателям в Москве еще можно на некоторые отреставрированные дома смотреть с гордостью .Я напомню и о времени ,когда интеллигенция вместо того,чтобы заниматься профессиональными вещами "поиграла" в политику и "реформы" и итоги этого их "хобби" мы пожинаем сегодня . Давайте без иллюзий смотреть на мир . Русские капиталисты так дохозяйствовали в начале ХХ века ,что породили Революцию и Гражданскую войну с разрухой и прочими бедствиями. "Цивилизованные" ребята с Запада тоже отличились- две Мировых войны пролоббировали. Сегодняшний день может быть только настоящим. Мир сегодня есть какой он есть, и слава богу,что приходит осознание ошибок постепенно. Незачем кликушествовать. Время крикунов постепенно уходит . Сегодня пришло время аналитики,время неорегионализма и правильных выводов.Техноархитектура заслонила все и вся не просто случайно. В этом основная причина бед . В ее связи с обдирным стилем времен Н. Хрущева. Постепенно появятся механизмы ,которые определят будущее. Истина рождается постепенно и непросто в результате командных усилий.
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
"Русские капиталисты так дохозяйствовали в начале ХХ века ,что породили Революцию и Гражданскую войну с разрухой и прочими бедствиями. “Цивилизованные” ребята с Запада тоже отличились- две Мировых войны пролоббировали." Эти залежалые "истины" Вы в "Кратком курсе истории ВКПб( изд. ВПШ)" вычитали ?
Константин Мордвинов больше года назад   Изменить
Я узнал это в книгах одних из лучших современных историков-публицистов Ю.И.Мухина , В.Брюханова , С.Кремлева и А.Бушкова. Они изданы многомиллионными тиражами ,соответственно эти книги держал в руках не я один.Очень рекомендую Вам расширить Ваши знания,так как из Вашего комментарии чувствуется глубокий интерес к отечественной истории,тем более что сейчас как раз в Европе наступило время популяризации ревизионизма национальной истории разных стран.Это кратко означает -время развенчания мифов.
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Не читайте так много популярной политической публицистики, особенно изданной многомиллионными тиражами. Это опасно для душевного здоровья. Которого Вам желаю !
Константин Мордвинов больше года назад   Изменить
Благодарю за Ваши назидания -что нам читать и вообще как дальше жить. Сами не справляемся !
говорил о «подчеркивании собственной мысли в исторической ткани города»... Так это если мысль есть!
Во всех цивилизованых странах существует так называемый старый город - где сохранены все здания древности(например Рим сохранил постройки с времен Юлия цезаря и это в центре города!) а естьи новый город - где современные здания -ЭТО УМНО. ЗАЩИТНИКИ!!! НЕ ХОДИТЕ ПО СУДАМ - ОБРАЩАЙТЕСЬ К ПРЕЗИДПЕНТУ НАПРЯМУЮ,через администрацию и YOUTUBE
Должно отметить, что "старый город" обычно редко является частью бурлящей жизни мегаполиса. Это обычно мертвый остров в плане градостроительного развития(как например запретный дворец Гугун в Пекине) он больше является туристической достопримечательностью и возможно предоставляет пеший досуг местным жителям(как например в городе Сиань, тоже Китай, где в пределах крепостной стены запрещено строительство выше 2ух этажей, а небоскребы возводятся уже за стеной. Но все-таки сделать подобное в москве просто невозможно, так как это очень оживленный район и транспортно и в смысле рабочих мест. Я считаю, что не за каждый старый камень нужно деражаться и согласен с господином Мордвиновым в чем-то. Опять же не могу оправдать пошлого и глупого строительства новоделов. И представленные здесь новостройки на мой вкус - отвратительны. Считаю, что нужно пользоваться опытом зарубежной реставрации и регенерации и соблюдать градостроительные и панорамные приличия. Не строить вообще, реставрируя все старое до мелочей? Ну это просто наивно и не реально, даже если во главе страны станет человек архнадзора.
а я считаю что на некоторых фотографиях дома стали выглядеть лучше чем это убожество которое было, в частности Крутицы, Набережные Водоотводного канала, площадь тверской заставы, современный город а не как в Питере, все в 19 веке застряло, как в деревне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *