Не стой под скалой

Рустам Рахматуллин

Опубликовано в «Известиях»

Амбициозный проект строительства 17-этажного Музея современного искусства на месте Дома театрального просвещения, построенного в начале XX века (ул. Зоологическая, 13), входит в рабочую фазу. Недавно концепция архитектора Михаила Хазанова была одобрена начальством, включая министра культуры и мэра Москвы с его Общественным советом. В жертву приносится памятник Серебряного века, любимое детище Василия Поленова.

С 1904 по 1918 год Поленов жил в старинной усадьбе на Садово-Кудринской улице, 7 (сохранилась во дворе). В 1915 году художник приметил по соседству пустующий участок крестьянина Миронова. Покупателем участка выступило Московское общество народных университетов, в котором Поленов руководил Секцией содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. Строителем Театрального дома был архитектор Осип Шишковский, однако естественно предположить, что эскизное решение принадлежало самому Поленову.

1910e

«Заживаясь в Москве до позднего лета, — вспоминала дочь художника, — он по нескольку раз в день, накинув черный баварский плащ, через сады, по прямой тропинке с Кудринской Садовой… бегает к своему излюбленному Театральному дому». Над прудом речки Кабанихи (ныне верхний пруд новой территории зоопарка — см. этюд Поленова «Вид на Дом театрального просвещения с восточной стороны») поднялся миниатюрный романтический замок с лестничной башней и стрельчатыми окнами театрального зала. Открытие состоялось 29 декабря 1916 года в присутствии возможных финансистов проекта — Мамонтова и Бахрушина.

Первое революционное десятилетие Театральный дом пережил под именем Центрального дома искусств деревни имени Крупской. В 1928 году мечту Поленова уничтожил пожар (художник умер за год до этого события). Погибли мастерские и библиотека, декорации и реквизит, а здание, вероятно, превратилось в руину. В 1930-е годы, когда участок перешел заводу «Гостеасвет», выпускавшему осветительное оборудование для театров, часть наружных и внутренних стен выстроили заново. Согласно предварительным результатам исследований, от первоначальной постройки сохранились, по крайней мере, угловая башня на сводчатом основании, фасадная стена первого этажа и сводчатое помещение за ней, под театральным залом.

zoo13

В 2001 году бывший завод, находившийся на балансе Минкульта, передали Государственному центру современного искусства. Вскоре соседний с поленовским корпус (Зоологическая, 11) был перестроен по проекту Михаила Хазанова. На фестивале «Зодчество-2005» эта работа получила архитектурного «Оскара» — «Хрустального Дедала». ГЦСИ — бюджетная организация, однако в проект была заложена инвестиционная составляющая: 17-этажный гостинично-офисный центр. Сначала он проектировался в глубине участка, но в итоге почему-то нарисовался над поленовским домом. Год назад Министерство культуры решило преобразовать ГЦСИ в Музей современного искусства и взять его «на бюджет». Небоскреб, однако, не исчез из проекта, а стал его главной частью — экспозиционным корпусом.

Параллельно совершались манипуляции с охранным статусом поленовского дома. Он стал выявленным памятником еще в 1993 году. Десять лет спустя, когда ГЦСИ начал свое проектирование, Москомнаследие лишило дом этого статуса «в связи с большим объемом реконструктивного вмешательства и тяжелым техническим состоянием».

Что такое сам проект? Над трехэтажным поленовским замком нависает 14-этажная искусственная скала, охваченная металлическим каркасом. Скала — слепая бетонная конструкция, перекликающаяся с искусственными скалами соседнего зоопарка. По каркасу, с внешней стороны скалы, вьется серпантин лестницы. Поленовский фасад приблизительно воссоздается по старинной фотографии (проект Шишковского не найден), а все, что за фасадом, включая сохранившуюся сводчатую комнату, уничтожается ради пятиэтажного подземелья. Только лестничную башню обещают сохранить. В качестве реверанса Поленову предполагается устроить в «историческом» уровне детский театр.

На этом можно было закончить, если бы не исключительный талант Михаила Хазанова и его команды. Хазанов не работает в проектных структурах мэрии, не бывал замечен в вандальных решениях. Новое положение, в которое ставит себя Хазанов, — отдельная тема, сейчас о другом. Перед нами не какой-нибудь лже-Военторг, а художественный образ. Скала на замке, перевертыш замка на скале. Скала не вырастает из земли, как ее соседи в зоопарке, а падает с неба. И падает на замок. Не уверен, что в памяти культуры есть прообраз этого образа. Возможно, создается новый архетип. Скала современного искусства (в первоначальном замысле — бизнеса) падает на замок старой культуры. Или старой Москвы. Замка почти не видно, он почти погиб — скала пробила землю за его стеной на пять этажей глубины. Это памятник астрономической катастрофе старой Москвы.

Иллюстрации: Борис Пастернак и архив ЦИГИ, openspace.ru

P.SНайден поленовский эскиз Театрального дома в Москве.

13 комментариев

Скала Урбанизма - Армагеддон Архитектуры – Эпилепсия Абстракции… К-короче - Караул!
Если бы Дом умел говорить, он наверно попросил бы, чтобы его убили. "Новая религия"...
"Если бы Дом умел говорить, он наверно попросил бы, чтобы его убили." - Это точно!
ПВО зачот - замок Магритта сняли!
Йокорный Бабай больше года назад   Изменить
Пиzdeц!
Большое спасибо Рустаму Рахматуллину за статью и в особенности - за последний абзац. Я действительно взглянул на проект другими глазами. За такой архитектурой действительно стоит талант, мысль, идея, образ. Другое дело, что в бедной Москве всего понатыкано слишком густо - талантливого и без. Чтобы оценить этот проект после его реализации, ему нужно вокруг как минимум большое пространство. Ну а как максимум - чтобы, по возможности, его реализовывали вне привязки к старому особняку.
Йокорный Бабай больше года назад   Изменить
Дык! Ёлы-палы! Строил бы у себя на дачном участке, раз такой талантливый!
by Orava - эк Вы хватили... "талант, мысль, идея, образ", нда-а... Я-то ничуть не сомневаюсь в отсутствие - "За такой архитектурой" - как минимум первых двух прославлений... а "идея, образ" сегодня не проблема, даже для бездарных... Хотя, ежели с чистом поле(степи? пустыни?), то - да! может и впечатлит... Скомпенсирует ландшафтное однообразие, «протезирует» неровности, создаст имитацию скал…
Константин Мордвинов больше года назад   Изменить
Подумаешь невидаль ? Хрущеву дозволялось воткнуть Дворец съездов в Кремль. Никого это "явление архитектуры" не раздражает . Объявили памятником архитектуры. А вот и его прямые наследники подросли ...продолжатели традиций обдирной архитектуры . Ничего не напоминают слова "...мы свой, мы новый мир построим,кто был ничем,тот станет всем... " ? Стекляшки-закусочные ,но только гигантские ! Бетонные коровники,но только мега размеров ! Только жить в этих домах будет инфантильная публика. Вот откуда такие потребности доказывать у кого там что больше....
ну, вообще-то, дворец съездов раздражает очень многих, в особенности обитателей этого сайта, я полагаю.
Что-то подобное такому проекту, возможно, прокатило бы, будь то небольшой памятничек на пустыре подальше от чего-либо старинного... А так, это не памятник, это и есть часть самой катастрофы!
Наш район - воокруг зоопарка - вообще дюже пострадавший - здесь же имеет честь проживать "великий" Зураб! Но вот, на что я хотел бы обратить внимание архнадзора - недалеко, в Волковом переулке стоит старый заброшенный старинный особняк, который вдруг недавно тоже обзавёлся вывеской "какого-то центра современной чего-то там" - и по этой причине его активно обколачивают листами какого-то материала! Типичный загородный дом будет, видимо, уничтожен в угоду "современному" искусству!
Ирина Трубецкая больше года назад   Изменить
Есть ли информация о том, что происходит с этим проектом? Не удалось ли как-то спасти бывший Театральный дом Василия Дмитрича Поленова?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *