Эти летние дожди
Последний раз представители «Архнадзора» посещали брошенные на произвол судьбы палаты Гурьевых в самом конце марта этого года. В апреле на объекте сменилась охрана, на заборе была установлена колючая проволока, а Москомнаследия наконец выдало пользователю — ООО «Регион Инвест» — разрешение на проведение первоочередных противоаварийных работ. Спасение гибнущих интерьеров было доверено реставраторам фирмы «АР’СС» . 24 мая координатор «Архнадзора» Константин Михайлов вновь побывал в этом доме в составе официальной выездной комиссии. Представленные ниже фотографии подтверждают: памятник продолжает стремительно разрушаться, и причиной тому не только дожди и отсутствие аварийной кровли…
Константин Михайлов:
— Выездное заседание комиссии на объекте 24 мая гендиректор фирмы «АР’СС» Александр Соловьев начал еще на улице: считайте, что этих интерьеров практически уже нет!
Это могло показаться всего лишь броской фразой, но вид интерьеров просто шокировал: за неполный месяц (с 28 апреля) пребывания реставраторов на объекте убранство внутренних помещений палат Гурьева понесло больший урон, нежели за четыре предшествовавших месяца борьбы с огнем, глыбами льда и массами талой весенней воды. Тут и там на месте больших и небольших фрагментов лепного декора на стенах зияли дыры. В главном парадном зале часть лепного потолка просто обвалилась, и на паркетном полу под нею стояла лужа. Паркет местами вздыбился, местами был разобран. Один из живописных десюдепортов был сбит со стены. Верхняя часть лепной рамы вокруг огромного зеркала в парадном зале также отсутствовала.
Утраты декора, по словам реставраторов «АР’ССа», были совсем не утратами — их сняли для обмеров и копирования, чтобы потом можно было точно восстановить при реставрации. Ибо в промокшем и сыром виде точности обмеров добиться нельзя. Добавим, что «АР’СС» снимал (а точнее сбивал) лепнину без всякого разрешения Москомнаследия.
Создается впечатление, что реставраторы изначально настроены на замену подлинного декора новодельным. После возражений и недоуменных вопросов реставратора Валентины Федотовой, участвовавшей в комиссии, после ее заявлений о существующих и давно известных методиках обследования и обмеров декора без его демонтажа, представитель Москомнаследия распорядилась снятые фрагменты по возможности вернуть на место. Нам неизвестно, исполнено ли это. О сбитом десюдепорте представители «АР’ССа» сказали, что застали его в таком виде, когда вышли на объект (ещё раз отметим, что на момент появления в доме «непробиваемой» охраны живопись была цела).
Комиссия подписала акт об аварийном состоянии двух верхних этажей советского времени, необходимости их разборки и устройства после этого временной кровли. С тех пор прошло больше трех недель. С момента пожара уже прошло полгода. Никакие противоаварийные работы в палатах Гурьева так и не начаты. Дожди шли едва ли не каждый день. Предмет охраны памятника так и не дополнен описанием его интерьеров, хотя решение об этом было принято Москомнаследием еще в начале апреля. Не потому ли, что с каждым летним дождичком этот «предмет охраны» растворяется в небытии. И, когда внутри останутся одни голые стены, все действующие лица и исполнители, вероятно, вздохнут с облегчением и примутся осваивать «противоаварийную» смету?
Архитектор-реставратор Валентина Федотова:
— При осмотре была зафиксирована утрата лепных элементов интерьеров, в том числе и в комнатах, не поврежденных протечками при тушении декабрьского пожара.
Представитель фирмы «АР’СС», которая ведет работы на памятнике, объяснил, что лепные детали были сняты для проведения дальнейших реставрационных работ (как образцы для воссоздания новых слепков). Однако техника снятия образцов говорит о том, что работу выполняли неквалифицированные специалисты (не реставраторы).
Незыблемое правило реставратора – пытаться сохранить существующие подлинные элементы памятника. В данном случае не было необходимости снимать лепные элементы с их мест расположения, особенно в тех помещениях, где стены остаются сухими и сохранности лепного декора ничто не угрожает. Наиболее щадящий для декора способ – снятие слепков на месте, не демонтируя лепные элементы. Существуют технологии, позволяющие делать такие работы, даже если лепнина влажная от протечек (в таких случаях верхний слой лепнины предварительно подсушивается). Если по тем или иным причинам образцы снять все-таки необходимо, то их аккуратно выпиливают вместе с плитой-основанием, чего здесь сделано не было.
То, как подобные работы проведены на данном объекте, свидетельствует о явном нежелании сохранить подлинный лепной декор памятника. Работы по реставрации сохранившихся лепных элементов интерьера всегда более трудоемкие и кропотливые, нежели создание стопроцентно новодельного интерьера, который уже не будет нести исторической и художественной ценности.
От редакции:
Со дня пожара прошло более пяти месяцев. В апреле Замоскворецкий суд отклонил иск о бездействии органов охраны. Одновременно пресс-служба Москомнаследия обратилась к народу с призывом не верить «инсенуациям», намекнула на то, что здание, возможно, подожгли лица, «пытающиеся снискать славу и получить лавры защитников», а также уточнила, что «Москомнаследие – орган, созданный для сохранения наследия», что подтверждает отчет о работе комитета за 2009 год. Нет сомнений, что аналогичный отчёт за 2010 год также будет рапортом об «успехах по всем направлениям». Но аварийной кровли на палатах Гурьевых (кстати, также, как и на доме Быкова, и на доме Казакова…) по-прежнему нет. Подпорки для предотвращения обрушений потолочной лепнины не установлены. А дожди все идут и идут.
И ещё: недавнее, послепожарное состояние стенной лепнины зафиксировано в этом ролике (с отметки 3.50). Взгляните, с какой любовью непрофессиональный москвовед Карелин счищает с позднюю краску, открывая позолоту и тончайший узор гирлянд… Вскоре на объект придут профессионалы, у которых не дрогнет рука пройтись по этим гирляндам топорами.
Фотографии Константина Михайлова.
PS: более подробно мнение «Архнадзора» отражено в письме К.Михайлова на имя В.Шевчука, отправленном 23 июня 20010 г.
19 комментариев