Бремя перемен — 1
Александр Можаев
Сегодня инвестор возобновил снос исторической застройки в охранной зоне Кадашевской слободы. Противостояние продолжается. А мы тем временем обратимся к истории вопроса…
Начинаем публиковать фотосравнения, часть которых стала основой экспозиции «Бремя перемен», выставлявшейся «Архнадзором» в МУАРе и на АрхМоскве-2010. Выставка стала субъективной попыткой подведения итогов градостроительной политики московского правительства в минувшие 16 лет, в эпоху мэра Ю.М. Лужкова. Жюри АрхМосквы отметило выставку специальным дипломом.
Ниже представлены пары фотографий, приглашающие зрителя к традиционному сопоставлению «было — стало». Однако сравнивать сегодняшнюю Москву предлагается не с Москвой легендарного 1913-го года, а с Москвой недавней, такой, какой она была на нашей вполне свежей памяти. Исторический город, переживший беспощадные сносы и реконструкцию советских времен, вот уже полтора десятилетия несет необратимые потери под натиском нового русского капитализма. Мы не только теряем отдельные памятники архитектуры; перерождению подвергается сама ткань городского организма – материалы, масштаб и плотность застройки, силуэт, важнейшие панорамы. 15 лет назад мы бы вряд ли поверили, что такое вообще возможно, не говоря о темпах и масштабах патологических изменений.
Неправда, что процесс деградации исторической среды в мегаполисе неизбежен и анонимен. У градостроительных ошибок всегда есть авторы, и мы называем их имена (когда они нам известны). Каждая пара фотографий «было — стало» — свидетельство ответственности архитектора, градостроителя и градоначальника перед нынешним и будущим поколениями.
Первая часть фотосравнений представляет перемены казалось бы наименее броские. Новоделы, «воссоздающие» сносимые постройки, иногда даже именуемые реставрационными и почти всегда — «направленными на сохранение исторической среды». Воссоздающие не памятники, разрушенные вражескими окуппантами, а сознательно уничтожаемые или уродуемые подлинники. Как правило, снос оправдывается аварийностью конструкций старого дома и обещаниями сделать «как было», то есть восстановить фасады согласно обмерам. Однако примеры действительно точных и качественных копий остаются редкостью, в большинстве случаев «воссоздание» оборачивается строительством псевдоисторических муляжей, изменяющих масштаб, силуэт, подменяющих собой подлинную историческую среду города, либо становящихся ширмами для многоэтажных новостроек. Эксперты называют этот процесс «замещением состава крови».
Кадашевская набережная.
Уникальный в градостроительном плане ансамбль застройки 18-19 столетий на Кадашевской набережной был почти полностью добит к середине 2000-х (сейчас сохраняются лишь три старых дома на углу 1 Кадашевского переулка). «Воссоздание» снесённых купеческих усадеб обернулось строительством новоделов, почти вдвое превышающих прежнюю высоту набережной. Купола храма Воскресения отрезаны от Садовников сплошным рядом офисных мансард.
Строительство велось по проектам архитекторов Сергея Ткаченко, Сергея Киселёва (на фото) и Дмитрия Подъяпольского.
***
Большая Никитская, 17.
Главный дом усадьбы Головкиных, богатые палаты последней четверти 17 века, снесены ещё в 1950-х. Последним остатком древней усадьбы был двухэтажный на подвалах флигель, существовавший в конце 18 века. Его ризалит, выступавший за красную линию улицы, позволял предполагать, что в основе дома может быть более ранняя постройка.
К середине 1990-х дом выглядел также, как на этой, более ранней фотографии. Снесён в 1996 году для строительства офисного здания большей этажности. Проект Павла Андреева.
***
Смоленский бульвар.
До начала 2000-х под №13 числились два дома – деревянный особняк с мезонином 1817 года постройки и трёхэтажный дом 1850-х. Особняк, как теперь говорят, «воссоздан в современных материалах» с добавлением выразительного нового объёма по проекту архитектора Александра Соловьева (бюро «АРС’С»).
***
Пятницкая улица, 46.
Дом Самгиных, памятник архитектуры конца 18 века (лепная отделка фасада относилась к 1854 году). Снесён в 1997 году, воссоздан с увеличением высоты этажей. Здание, прежде стоявшее в ряду подобных ему купеческих особняков, теперь заметно нарушает масштаб ансамбля застройки улицы.
***
Большая Полянка, 23.
Палаты середины 18 века, надстроенные мезонином после 1812 года, один из старейших домов улицы. Снесены в 1996 году. При «воссоздании» за основу был взят довольно условный чертёж 19 века, изменены пропорции. В результате об утраченном памятнике напоминает лишь «заступ» дома за красную линию, однако теперь это не свидетельство его древности, а всего лишь помеха пешеходам. Позже был снесёно и продолжение ряда домов до церкви Григория Неокесарийского.
***
Большая Дмитровка, 18/10.
С 1820-х годов и до недавнего времени на углу Дмитровки и Столешникова стоял двухэтажный дом, сохранявший черты послепожарной архитектуры. Он был известен как дом нотного издателя Юргенсона, где собирался кружок композиторов и музыкантов, в котором участвовали Н. Рубинштейн и П. Чайковский. В 1863 году этот музыкальный клуб почтил присутствием Рихард Вагнер.
В 1998 году часть дома рухнула из-за просадки грунта, возможность сохранения уцелевшего объёма даже не обсуждалась. Появившаяся на участке новостройка – характерный пример «как бы воссоздания», с повышением высоты этажей, упрощением декора и совсем иными пропорциями.
***
Большая Дмитровка, 16.
В доме, построенном в 1902 году архитектором Залесским, работал юный Константин Мельников и жила со своей дресированной львицей известная детская писательница Вера Чаплина. Здание снесено в середине 2000-х. Занятно, как подают появившуюся на его месте новостройку риэлторские сайты: «Архитектурным бюро Александров и партнеры проведена «реконструкция с реставрацией», и уж точно, исторический облик здания 19 века сохранен (все же реставрация).» Действительно, фасад дома воспроизведен весьма точно, но обратите внимание на старательно обновленный брандмауэр дома, прекрасно обозреваемый в перспективе Дмитровки. Так уходит фактура старого города.
***
1-й Зачатьевский переулок.
На этой фотографии хорошо виден сам процесс «воссоздавания». Условно воспроизводимые (в данном случае — изменение пропорций) исторические фасады прикрывают целые кварталы железобетонных новостроек. Прежде Остожье считалось одной из заповедных зон столицы, теперь и такой подход здесь считается вполне тактичным.
***
Страстной бульвар.
Страстной бульвар, 9 — деревянный дом начала 19 века, в котором проживал классик русской литературы Сухово-Кобылин и где он был арестован по подозрению в убийстве своей подруги Луизы Симон-Деманш. Здание снесено в связи с подготовкой города к торжественному празднованию 850-летия Москвы. Через несколько лет памятник «воссоздан» в новых габаритах и конструкциях, а позади него выстроен 8-этажный административный центр по проекту архитектора Николая Лызлова.
***
Никольская, 10.
Шереметевское подворье на Никольской улице – колоритнейший комплекс торговых построек 19 века, уступивший место одноимённому ТЦ. В начале 2000-х снесены два дворовых корпуса с висячим переходом, от более старого уличного корпуса на сводчатых подвалах оставлена лишь фасадная стена. Участь полуразрушенных строений, стоящих вдоль внутренней границы владения, неопределённа.
На месте снесённых четырёхэтажных зданий возведена семиэтажная новостройка, испортившая вид на Кремль с Большой Лубянки.
***
Малая Полянка.
Квартал двухэтажных домов 18-19 столетий, ограничиваемый Малой Полянкой, Бродниковым и 2 Хвостовым переулками, сохранял несколько интересных построек пушкинской эпохи, но более всего был известен «Булочной» из фильма «Место встречи изменить нельзя». Полностью снесён в начале 2000-х для строительства огромного жилого комплекса «Онегин».
Разумеется, архитектор Михаил Леонов «стремился сохранить образ старого Замоскворечья».
***
Карманницкий переулок, 14/6.
Часть купеческого владения, выходящего на Смоленскую площадь и подробно описанного в третьем томе «Памятников архитектуры Москвы». Ампирный ансамбль, образованный жилым домом и двухэтажными торговыми рядами, сложился в конце 18 — начале 19 столетий. Ряд построек, стоящих по линии переулка, снесён в начале 2000-х. Заменен увеличенным по высоте новоделом. В 2008 году строение было дополнительно украшено надстройкой черного цвета, прекрасно обозреваемой с площади.
***
Леонтьевский переулок.
Ещё недавно по адресу Леонтьевский, 25, располагался деревянный послепожарный особняк, в котором в разные годы проживали декабрист Горсткин, архитектор и историк Москвы Мартынов, актриса Федотова и писатель Пильняк. Дом отличала хорошая сохранность интерьеров 19 века.
К 2008 году на его месте выстроено шестиэтажное здание по проекту архитектора Владимира Колосницына, включающее в себя бетонный муляж дома декабриста.
***
Пречистенка, 23.
Дом начала 19 века, после пожара 1812 года перестроенный для графа Татищева, председателя следственной комиссии по делу декабристов. Лепной фасад относится к 1860-м. В 2005 году снесён до фасадной стены для строительства многоэтажного офисно-жилого комплекса с подземной автостоянкой (ЗАО «Аркада Траст»). Сохранить фасад в прежнем виде тоже, как видите, не получилось.
***
Рождественка, 25 и 29.
Типичный самострой, возникший на одной из центральных улиц города в 2007 году. Два дома 19 века, стоящие напротив Рождественского монастыря и играющие важную роль в формировании облика улицы, надстроены мансардными этажами. Исторический декор заменён бестолково расклеенными по фасадам рыночными отливками. Особенно выразительны изменения, произошедшие с ампирным домом №25. Проект и реализация исполнены умельцами производственно-инжиниринговой компании «Реконструкция».
***
Арбат, 27.
Пример новодельчества отдельных частей памятников. Неприметная издалека надстройка мансарды на известном произведении модерна, осуществлённая с ведома контролирующих органов компанией «Арт-билдинг», много потрудившейся на ниве обновления Старого Арбата. Последний их проект – предполагаемая надстройка здания Делового двора у Варварских ворот.
***
Волхонка, 13.
Галерея Ильи Глазунова, бывшее ДК Главмоспромстройматериалов, бывший главный дом усадьбы Дохтуровой, вдовы героя войны 1812 года. Здание выстроено в 1830-х, впоследствии перестраивалось. По возвращении из ссылки здесь жил декабрист Трубецкой. В 2004 году сочувствующая художнику Глазунову пресса сообщала, что «строителям и архитекторам удалось из ветхого, разрушающегося на глазах» старинного дома создать «здание в стиле середины XIX века». Кстати, сейчас на соседнем участке идёт строительство прижизненного «дома-музея» живописца.
***
А теперь про дом-музей несколько другого художника.
Историческим фоном для древней церкви Антипия на Колымажном дворе служил 5-этажный доходный дом Мазинга с мемориальной квартирой-музеем раннесоветского графика Купреянова (наиболее известная его работа – плакат «Граждане, храните памятники искусства!»). В 2001 году ОАО «Городской дом» начало реконструкцию владения, в ходе которой должен был быть перестроен (но с сохранением квартиры!) дом Мазинга и отреставрирован стоявший позади него знаменитый Шталмейстерский дом 17-18 вв., связанный с именем Александра Пушкина.
В результате снесено всё, кроме части подвалов Шталмейстерского дома. Церковь Антипия теперь соседствует с 8-этажным жилым домом характерной «новорусской» внешности. Выселенные на время реконструкции потомки Купреянова не смогли вернуться в свою квартиру, так как на её месте теперь располагается арка въезда в подземный паркинг.
***
Яузские ворота.
Флигель усадьбы на углу Яузского бульвара, начало 19 века. В середине 1990-х компания «Вимм-Билль-Данн» снесла здание, построив на его месте условный муляж заметно большей высоты. В результате искажен уникальный ансамбль площади Яузских ворот: второстепенный по сути и по архитектуре флигель стал соперничать с главными домами усадеб, обращенных к Солянке.
***
Якиманская набережная, 2.
Замечательно романтичный доходный дом Патрикеева рубежа 19-20 столетий в 2008 году уступил место новостройке, явно пытающейся сделать вид, что так оно и было. Отдельным скандалом стала фотосессия сноса памятника, опубликованная на сайте группы компаний J. S. Engineering в качестве иллюстрации добросовестно выполненных работ. По мнению инвестора, новообразованное здание «обещает стать одним из интереснейших в центре Москвы».
***
Верхняя Радищевская, 12.
Выразительный случай «улучшения» исторического подлинника. Жилой дом конца 18 века, образовывавший пару с близким по архитектуре ровесником под №5 (слева), в 2007 году совершенно произвольно надстроен ещё парой этажей «в классическом стиле». У органов контроля очевиднейший самострой никаких нареканий не вызвал.
***
Нижняя Радищевская, 2.
Характерный пример «регенерации строений» 19 века, выполненной в 2007 году согласно планово-реставрационному заданию Москомнаследия.
***
Тверской бульвар, 26.
Шедевр ампирного градостроительства, знаменитая усадьба Екатерининского фаворита Ивана Римского- Корсакова на Тверском бульваре, 26, практически полностью снесена под строительство ресторана «Турандот» (хотя изначально это называлось «Созданием центра русской старины»). В 2002 году была снесена центральная часть дворца, с палатами середины 18 века и образцово отреставрированными в 1980-е годы парадными интерьерами. Остальная часть усадьбы с также реставрированными постройками 18-19 столетий была неспешно добита к 2004 году, не взирая на протесты органов охраны памятников.
Сохранённая фасадная стена по Тверскому бульвару как бы отреставрирована, но на самом деле и она претерпела серьёзные изменения. В левой части трёхсоставного фасада можно наблюдать упрощенную копию мезонина (наиболее заметно, что эффектное «перспективное» обрамление окна стало плоским), и лёгкое изменение пропорций, заметное по изменившемуся рисунку руста в первом этаже. Ну и конечно неподражаемые технические надстройки, как бы не являющиеся частью архитектурного облика дома и бульвара.
Центральная часть: увеличена высота, серьёзно искажены пропорции, изменён характер штукатурного декора (подоконники, сандрики над окнами, и в особенности разбивка руста), другой стала даже балконная решетка.
Правая часть фасада надстроена почти на два метра, также изменены пропорции и рисунок деталей, исчезла проездная арка. Характерно, что проектирование велось не после сноса здания, а параллельно ему, то есть ответственность в равной степени лежит как на заказчике (ресторатор Андрей Деллос) так и на исполнителе (архитектор Павел Андреев, Моспроект-2).
***
Военторг.
Снос Военторга — один из самых громких скандалов эпохи правления мэра Лужкова. Здание, построенное к 1913 году архитектором С.Залесским, включало в себя перестроенные палаты 18 века. В 1910 году проект здания был удостоен премии Московской городской думы.
В 2003 году Юрий Лужков обозвал здание «развалиной», а Владимир Ресин пообещал построить на его месте «шедевр с сохранением ценных элементов фасада». Военторг был полностью снесён, не взирая на громкие протесты архитектурной общественности и горожан. За создание нового шедевра взялся архитектор Владимир Колосницын, «сохранёнными» оказались лишь воспроизведённые элементы декора главного входа и копии скульптур витязей.
***
Гостиница «Москва».
Итогом долгих споров о судьбе сносимой гостиницы «Москва» был следующий уговор: реставрационное воссоздание фасадов по Манежной и Охотному ряду, условное воспроизведение фасада по площади Революции и строительство в прежних габаритах нового корпуса по Театральной. Слово “реставрационное” оказалось заведомым обманом: новое здание лишь в общих чертах повторяет постройку академика Щусева. Изменены пропорции здания, его силуэт, вынос карнизов, размер окон, цвет – и так далее. Архитектура нового объёма, вяло заигрывающего с противостоящим «Метрополем» также вызвала резкую критику специалистов. Исполнитель заказа – архитектор Владимир Колосницын, Моспроект-2.
***
Трубная площадь.
К началу 1990-х Трубная площадь была одним из лучших, наиболее хорошо сохранившихся исторических ландшафтов Москвы. Три из четырёх выходящих на площадь кварталов сохраняли застройку 19 века, но самой яркой частью панорамы был Рождественский монастырь, поднимавшийся над крышами старых домов на углу Неглинной.
В 2003 году под вывеской «Строительства архитектурного центра» был расчищен огромный пустырь на углу Неглинной и площади. Но и после этого мэр Юрий Лужков подчеркивал, что «главной идеей проекта является сохранение исторического облика столицы». К 2007-му на участке вырос многофункциональный комплекс «Неглинная Plaza» (инвестор — компания «Стройвэкс»). Работу вела проектная организация МАрхИ под руководством проректора института Ильи Лежавы. Заявлялось, что «современные комплексы должны «спряться» за фасадами, восстановленными в стиле архитектуры XIX века», однако в процессе строительства «площадь возводимых площадей» отчего-то увеличилась. Обещанное воссоздание прежних фасадов обернулось строительством значительно более высоких объемов; глава Рождественского собора скрылась за неряшливыми брандмауэрами мансардных надстроек.
***
Манеж.
И в заключение первой серии — вовсе удивительное. Известно, что согласно афоризму Лужкова, Манеж сгорел согласно «помыслам истории». Известно, что восстановление его сгоревших частей — кровли, ферм Бетанкура, интерьерной лепнины — вызвало критику специалистов. Речь о другом: о фасадной лепнине, которая вообще не пострадала от пожара и была ценнейшей частью подлинной, охраняемой законом во всей своей целости части Манежа. Сравнение фотографий, произведённое скульптором Н.Аввакумовым, позволяет убедиться, что в процессе реставрации (Моспроект-2) старая лепнина была не просто уничтожена, но и воссоздана не по образцу — другой рельеф, другая прорисовка и даже расположение на фасаде (обратите внимание на зеркально повёрнутые барельефы фриза)… Логического объяснения этому феномену у нас пока нет.
Исходные фотографии предоставлены архивом ЦИГИ и Борисом Пастернаком, а также сайтом oldmos.ru.
Современные фото — Александр Иванов и Александр Можаев.
Продолжение следует.
12 комментариев