Генеральное и плановое наступление на грабли
Заявление Общественного движения «Архнадзор»
Мосгордума приняла в третьем чтении законопроект о так называемом Генеральном плане Москвы на период до 2025 года. Нет сомнения, что его подпишет мэр Юрий Лужков.
В последние месяцы мы много говорили о Генплане и много работали, чтобы его лучшить. «Архнадзором» были подготовлены сотни поправок к законопроекту, связанных с историко-культурным наследием Москвы. Большинство их были приняты или в разной степены учтены редакторами законопроекта и депутатами. В тексте окончательного варианта, в частности, появились положения, предоставляющие территориям объектов культурного наследия иммунитет от регламентов зон реорганизации, а также предписывающие оперативно и регулярно дополнять Генплан в части нанесения на него вновь выявляемых памятников, их территорий и охранных зон.
Это важные перемены к лучшему, однако совершенно недостаточные. Узорочный наличник, налепленный на бетонный офис, не поможет выдать его за памятник архитектуры. А инструкция о защите памятников, приклеенная на бульдозер, не сделает его инструментом охраны наследия.
Охрана исторического наследия Москвы — не наша прихоть. И не только требование закона. Это требование задано историей, которую не переписать и от которой преступно отрекаться. Город Москвы не Юрием Лужковым основан и не Владимиром Ресиным построен. Красота и слава Москвы, ее художественный образ, составляющий неотъемлемую часть мировой культуры, созданы безвестными и знаменитыми зодчими и градостроителями XII-XX веков. Москва — исторический город, и наследие, начиная от Кремля и заканчивая «рядовыми» старинными домиками — это основа ее существования и развития.
Обрекая остатки исторической Москвы, уцелевшие в мясорубках реконструкций 1920-х — 2000-х годов, на новые «реорганизации», мы уничтожаем основу собственного города. «Новая Москва», в которой единичные памятники окажутся в окружении стеклянных офисов, уже явлена нам у Тверской
заставы и на Большой Якиманке, где старинные храмы обступили офисные громады, и на Остоженке. Это перерождение и вырождение великого исторического города.
В текстовой части Генплана декларировано стремление охранять в будущем историческую Москву как единое целое. Но когда все «реорганизации» воплотятся в жизнь, охранять будет уже нечего. Это — обман или самообман.
В процессе обсуждения Генплана исторического и уникального столичного города в пожарном порядке приходится предлагать поправки, обороняющие территории сотен памятников архитектуры от режимов зон реорганизации. Это — позор.
А когда, как в случае с многострадальной Хитровской площадью, основанные на законе требования о сохранении объектов культурного наследия отвергаются со ссылкой на обязательства перед инвесторами — это двойной позор.
Вместо того, чтобы использовать предоставленную федеральным законодателем отсрочку для того, чтобы рассмотреть вопрос о статусе около 1500 «заявленных» объектов культурного наследия и проекты такого же количества территорий и охранных зон памятников — московские власти торопятся принять Генплан до их утверждения. Это — спешка, полезная только при ловле инвесторов.
Федеральные власти, забывая, что никогда, начиная с Прожектированного плана екатерининских времен, генеральные планы столичной Москвы не сочинялись городскими чиновниками, не участвовали ни в разработке, ни в публичном обсуждении Генерального плана-2010. Это — пренебрежение собственной столицей.
Даже в тоталитарные времена принятию Генерального плана Москвы 1935 года предшествовал мощный конкурс идей и концепций развития города, в котором приняли участие ведущие отечественные и зарубежные архитекторы и градостроители. Ничего подобного не произошло в наши дни. Столичным властям оказались ни к чему ни состязания концепций, ни конкурсы идей и проектов. Городское общество — а именно оно, а не московские чиновники и инвесторы, должно быть генеральным заказчиком Генерального плана — так и остается в неведении о генеральной идее развития нашего города, а также о наличии этой идеи.
А Генеральный план без генеральной идеи — «это больше чем преступление, это ошибка». Это генеральное и плановое наступление на грабли. И каждый новый удар по лбу, увы, будет не отрезвлять нас, а уничтожать остатки нашей исторической памяти.
Иллюстрации: City Life: World Edition, Н.Самовер, А.Можаев.
7 комментариев