Промышленная архитектура
Рустам Рахматуллин
Легендарные палаты Анны Монс — возлюбленной царя Петра — исчезли восемнадцать лет назад. Нет, они не снесены, они обстроены со всех сторон корпусами завода «НИИ точных приборов» (Старокирочный переулок, 6). С тех пор о важнейшем памятнике Немецкой слободы просто забыли.
Палаты в Старокирочном были обнаружены после войны — и «дух» Анны Монс решительно поселился в них. Что объяснимо: это самый центр Немецкой слободы. По сторонам палат стояли в старину костел и кирха (откуда и название переулка). Оба храма посвящались апостолам Петру и Павлу, то есть ангелу царя Петра.
В соседнем квартале стоит Лефортовский дворец (2-я Бауманская улица, 3). Построенный для Лефорта, но из царского кармана, этот «последний дом XVII века» был парадной резиденцией Петра. Здесь родился русский светский раут — ассамблея. Здесь учились пить, курить, говорить. Русское пьянство родилось не здесь, но здесь родился петровский культ пьянства. И здесь же родилась русская куртуазия. Первый выход русских женщин в свет был выходом в Лефортовский дворец. А первой русской куртуазной дамой стала немка Анна Монс.
Внове был завод государем любовницы. Внове были их общие выходы и открытое сожительство в особом доме. Внове были и проклятия царицы Евдокии по адресу Немецкой слободы.
По документам история палат прослеживается лишь с 1706 года, когда владельцем выступает придворный доктор ван дер Гульст. К тому времени Петр уже расстался с Анной. Год их расставания, 1703-й, символичен, как была символична встреча: год основания Санкт-Питербурха, этого преемника Немецкой слободы. Роман Петра и Анны равняется его роману с Немецкой слободой.
Палаты в Старокирочном построены во второй половине XVII века. Белокаменный подклетный этаж скрыт двухметровым культурным слоем. Задний фасад сохранил остатки кирпичного декора в духе допетровского узорочья — большого стиля первых Романовых. Немецкая слобода учреждена по указу царя Алексея Михайловича в 1650-е годы, и палаты могли быть построены уже тогда. Это древнейший памятник слободы.
В петровскую эпоху палаты были перестроены по новой моде. Главный фасад получил обработку в духе нарышкинского барокко — большого стиля юного Петра. Окна и портал украшены белокаменными наличниками и ордерными колонками. Кто бы ни был заказчик, он продемонстрировал причастность русскому, а не «немецкому» историческому и художественному времени. (Тогда же, в 1697-1698 годах, и в том же стиле строился соседний Лефортовский дворец.) Нарышкинский декор был фрагментарно реставрирован в середине минувшего столетия. Памятником занимались выдающиеся архитекторы — Рувим Подольский, Инесса Казакевич, Елена Жаворонкова. С тех пор палаты ожидают полной реставрации, но рискуют не дождаться.
Когда в 1988 году завод «НИИТП» стал строить новый корпус перед палатами, москвичи воспротивились. В те годы Немецкая слобода была центром охранного движения: эпопея спасения палат Щербакова (Бакунинская, 24) только что увенчалась успехом и позволила остановить прокладку Третьего кольца через Лефортовский парк. «Щербаковцы», которые жили поблизости, образовали неформальное объединение «Слобода». Пикетирование стройки перед палатами Анны Монс стало их следующей крупной акцией.
Но, увы, безуспешной. Заводской корпус стал одной из последних советских строек Москвы. Удалось добиться немногого: оставить коридор между постройками завода для прохода к палатам сбоку, из соседнего двора. Надо ли говорить, что экскурсантов здесь никто не ждал, и через несколько лет проход закрылся на несколько замков.
Что же сегодня? Полная деградация. Новый заводской корпус так и не был введен. Сегодня это пустая руина с проваленными бетонными перекрытиями. Позади него стоят палаты, огороженные бетонным забором с колючей проволокой по верху. Что защищает забор, непонятно: дом явно пуст. Три «нарышкинских» наличника слева целы; правее — глубокое разрушение лицевой кирпичной кладки и бетонный тамбур, пристроенный к порталу древнего крыльца.
Если бы снести заводскую руину, вернуть палатам двор, отдать их городу! Нет лучшего места для музея Немецкой слободы, чем дом Анны Монс. В любой столице мира дом с такой легендой стал бы культовым.
Дополнение:
Из описания охранных зон памятников архитектуры Лефортово:
«Это здание является единственным памятником архитектуры 17 века, иллюстрирующим застройку Немецкой слободы в допетровское время. Он привлекает к себе внимание и тем, что легенда приписывает его немке Анне Монс (Более точная атрибуция — палаты З.Я. и З.З. Ван-дер-Гульстов, отца и сына, личных лекарей царя Алексея Михайловича и царя Петра первого Н.А.), связанной с личностью Петра Первого.
Внешний вид и штукатурная отделка существующего одноэтажного, с полуподвалом и деревянным мезонином дома относится к концу 19 века, Древнее ядро здания составляют два нижних этажа с дошедшими до нас сводами в полуподвале и в первом этаже с многочисленными следами стёсанного декора под штукатуркой фасадов.
Прекрасно сохранившаяся первоначальная планировка и детали позволяют восстановить его древний облик. Двухэтажное каменное здание относилось к типу посадских палат с многокомнатной планировкой и сенями-коридором. Сени отделяли наиболее парадную мужскую половину, включавшую большую столовую комнату, от наиболее скромной женской половины дома. В сени, со стороны главного фасада вело наружное парадное крыльцо. С противоположной стороны сеней, сообщавшейся с половиной хозяйки, очевидно, существовало чёрное крыльцо в хозяйственный двор. В обеих половинах дома сохранились внутристенные лестницы, соединявшие парадный второй этаж с хозяйственным первым. Фасады решены ещё в традиционных формах 17 века: колонны стен главного фасада и лопатки дворового строго соответствуют внутренним стенам. В общей композиции фасадов ещё нет строгой симметрии, хотя в группировке окон уже чувствуется стремление к упорядоченному ритму.»
Дополнение 2:
Инесса Ивановна Казакевич, участвовавшая в исследовании и фрагментарной реставрации палат, разрешила нам обнародовать непубликовавшиеся ранее обмерные чертежи 1969 года (выполнены мастерской №7 Моспроекта-3 под руководством В.Либсона). По её мнению, изначально это здание исполяло роль так называемой Съезжей избы, административного центра слободы (подобно известным палатам в Хамовниках). Также Инесса Ивановна уточняет, что версия о разновременном происхождении наличников на фасадах «дома Монс» основана на их стилистическом несходстве, натурных следов переделок пока не обнаружено. Не исключено, что барочный декор, в целом по городу получивший распростанение в 1690-х годах, в Немецкой слободе мог появиться и раньше. Более точно датировка и строительная история памятника может быть уточнена в ходе дальнейшей реставрации.
Использован рисунок Е.Куманькова, фотографии М.Стриженова, В.Карелина, А.Иванова.
8 комментариев