Длинное дыхание
Наталья Самовер
Они сожгли дачу Муромцева. Теперь они снесли ее развалины.
Кто такие «они»? Они – это те, кто предпочитает решать сложные проблемы простыми средствами, самое простое из которых — насилие.
Они – это те, кому нужна эта земля, кому кажутся нежелательными сорняками люди, которые посмели там укорениться, не спросив дозволения начальства.
Они – те, кто извращают закон, используя суд как дубину для усмирения неугодных.
Они – те, кто ценят только то, что можно купить или продать.
Они – те, кто не представляет себе других экспертиз кроме заказных и другого бога кроме босса.
Они – те, кто считает, что вранье это не грех, а работа.
Дача Муромцева была для них как кость в горле, потому что само существование сообщества людей, свободно объединившихся вокруг того, что они сами определили как культурную и нравственную ценность, не вписывалось в их картину мира.
Они сожгли дом, но дача Муромцева продолжала жить, потому что живы люди, которые ее любят, и люди, которые любят этих людей.
Поняв (далеко не сразу), что сожжения недостаточно, они решили уничтожить развалины. О, какой страх двигал ими! Как много говорит об их страхе эта тщательная подготовка: строгое указание разровнять площадку до захода солнца, спецтехника, сотня покорных, бессловесных рабочих, седоусый полковник и отряд «космонавтов» из оперативной роты милиции, обученных одному – подавлять сопротивление. Они очень серьезно готовились к тому, чтобы подавить сопротивление любви.
И сейчас им, возможно, кажется, что они победили.
На то, чтобы победить горелый двухэтажный сруб, четыре печные трубы, несколько деревянных бытовок и баньку, у них ушло добрых десять часов работы в поте лица. Победить любовь оказалось невозможно, потому что она живет не в бревнах, а в людях – в мужчинах и женщинах, сжатых как пружины, в зареванных девчонках и в совсем юных мальчишках, может быть, впервые ощутивших присутствие внутри себя какого-то стрежня, поддерживающего и дух, и позвоночник в распрямленном состоянии.
Если у России есть будущее, то оно в таких людях.
7 марта на даче Муромцева шла война, а войны не бывает без потерь – подчас очень тяжелых. Но тем, кто сегодня оплакивает поражение, хорошо бы вспомнить те времена, когда вся Москва была отдана врагу на поток и разграбление и со всей своей красотой и памятью обратилась в горький пепел. И тогда было немало тех, кто считал, что все потеряно, враг одержал верх, и война проиграна. Но ситуацию держали в руках люди, которые не смирились даже после такого удара, после которого капитулировали многие государства. Чем все тогда кончилось, известно.
У захватчиков короткое дыхание. Они верят в действенность насилия, в необратимость разрушения и склонны рано праздновать победу — тогда, когда сдались бы сами, если бы им пришлось подвергнуться тому, чему они подвергают другую сторону. Ломать – не строить, это точно. У тех, кто строит, дыхание длинное, потому что они строят не просто дом, не просто семью, не просто страну, а прежде всего – самих себя, а это стройка длиной в целую жизнь.
Для нас дача Муромцева по-прежнему остается объектом культурного наследия.
Бывает, что исторические памятники и памятники архитектуры гибнут на войне. Именно для таких случаев и предусмотрено воссоздание – методика, дискредитированная злоупотреблениями последнего десятилетия, но от этого не менее необходимая и спасительная в тех случаях, когда она действительно уместна. Погибшее наследие должно быть восстановлено в своих правах и воссоздано – этого требует справедливость, этого требуют живая любовь и живая память.
История дачи Муромцева продолжается как продолжается и история Москвы – до тех пор, пока мы сами этого хотим.
Предварительное заключение правовой секции Общественного движения «Архнадзор» о противоправных действиях, имевших место 7 марта 2010 г. на даче Муромцева.
7 марта 2010 г. под предлогом вывоза мусора был снесен дом по адресу: г. Москва, 5-я Радиальная ул., 3, а также вывезено, уничтожено либо украдено имущество мирных и неравнодушных людей, пытавшихся поднять из пепелища и восстановить последнюю дачу старого Царицына, построенную на фундаменте дома председателя Первой Государственной Думы Сергея Муромцева, где неоднократно бывал и жил великий русский писатель Иван Бунин. Уничтоженный деревянный дом и сам имел значительную историко-культурную ценность как место жизни и деятельности известного писателя Венедикта Ерофеева, художника Константина Васильева и многих других ярких представителей отечественной культуры второй половины ХХ века. Свидетельства обоих периодов в жизни этого места до пожара хранились в народном музее, созданном жильцами дома, а после пожара спасенные экспонаты были перенесены в бытовки, расположенные рядом с домом и служившие пристанищем жильцам. Жильцы дома и их друзья, находившиеся на месте событий, подверглись насилию со стороны людей в форме сотрудников правоохранительных органов, некоторые из которых были в масках, некоторые – вооружены. Несколько человек из числа жильцов и их друзей были избиты. Две девушки госпитализированы с сотрясением мозга и различными травмами.
Снос дома, вывоз четырех бытовок и демонтаж расположенной там же бани осуществлялись несмотря на то, что:
А) отсутствовали разрешительные документы на снос дома.
Б) отсутствовали разрешительные документы на вывоз и демонтаж бытовок, бани и иного имущества.
В) в судах в настоящее время рассматриваются споры о признании прав на дом или на его часть.
Г) в доме и в бытовках находилось личное имущество граждан, а также экспонаты народного музея.
Д) в Московский Комитет по культурному наследию подана заявка об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Дачные участки старого Царицына, связанные с именами видных деятелей отечественной истории и культуры – С.А. Муромцева, И.А. Бунина, Вен. Ерофеева, К. Васильева и др. 1900-1970-е гг.» по адресу 5-я Радиальная ул., д.3 (дачный участок С.А. Муромцева).
Все перечисленные обстоятельства однозначно свидетельствуют о незаконности действий лиц, принявших и исполнивших решения о сносе дома, вывозе бытовок, демонтаже бани, уничтожении имущества, насильственных действий в отношении граждан, их задержании и избиении и прочих преступлениях. Лица, осуществлявшие эти действия, имевшие при себе оружие, дубинки и наручники, не представлялись, отказывались предъявлять документы, подтверждающие их личность и полномочия, грубили и угрожали гражданам.
Итак, этими лицами во время сноса были совершены следующие противоправные действия:
Умышленное причинение вреда здоровью — ст.115 УК РФ (во время проведения операции по изгнанию людей из дома и бытовок несколько человек получили ранения)
Умышленное уничтожение или повреждение имущества – ст.167 УК РФ (В снесенном доме оставалось личное имущество жильцов, которое они не успели извлечь из обледенелых развалин. Огромное количество фото- и видеоматериалов подтверждают факт совершения этого преступления)
Злоупотребление служебными полномочиями – ст.285 УК РФ (Осуществление действий без разрешительных документов; насильственные действия в отношении граждан, воспрепятствование реализации права граждан на защиту и пр.)
Самоуправство, совершенное с применением насилия – ч.2 ст.330 УК РФ (Дом снесен несмотря на то, что в производстве Нагатинского суда г.Москвы рассматривается иск Кирилла Болдырева о признании права собственности на часть дома в силу приобретательной давности)
Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения – ч.2 ст.144 УК РФ (Журналистам долгое время запрещалось вести съемку, несмотря на предъявление пресс-карт. По словам очевидцев, сотрудниками милиции была изъята камера съемочной группы «Вестей», с места событий был насильственно удален фотокорреспондент агентства ИТАР-ТАСС).
Нарушение неприкосновенности жилища, совершенное лицом с использованием своего служебного положения – ч.3 ст.139 УК РФ (Правоохранительные органы не имели полномочий и/или документов, позволяющих им вторгаться в бытовки и баню и силой вытаскивать из них людей)
Кража – ст.158 УК РФ (По свидетельству очевидцев, подтвержденному материалами фотосъемки, на руинах дома рабочие-гастарбайтеры, участвовавшие в разрушении дома, выискивали в развалинах предметы из цветного металла, выжигали из проводов медную проволоку, а также пытались вынести и вывезти наиболее крупные «трофеи». Очевидцами были также замечены и другие люди, выносящие с территории разрушения личные вещи жильцов дома)
Незаконная рубка лесных насаждений – ст.260 УК РФ (На территории охранной зоны для прохода тяжелой техники (самосвалы, экскаватор, бульдозер, эвакуаторы) были вырублены деревья и кустарники)
Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры – ст.243 УК РФ (Уничтожен дом, включенный в заявку об обнаружении объекта, обладающего признаками культурного наследия, поданную в Комитет по культурному наследию Москвы; причинен ущерб участку, находящемуся в охранной зоне памятника федерального значения – «Ансамбль усадьбы Царицыно»).
Авторы фотографий: Иван Митин, Владимир Астапкович, Сергей Дрюцкий, Игорь Подгорный, bez_nervov, zyalt.
Подробности, связанные с уничтожением дачи Муромцева — в сообществе 5_radialnaya_3
9 комментариев