Эксперты вне закона

6321

Рустам Рахматуллин, Ирина Тумакова (СПБ)

Опубликовано в «Известиях»

Главные проблемы, ожидающие культурное наследие столицы в новом году, возникли в середине года минувшего. 13 мая правительство Москвы издало распоряжение о Межведомственной комиссии по вопросам постановки ценных объектов на государственную охрану. А 15 июля правительство России выпустило постановление о государственной историко-культурной экспертизе. Одновременное применение этих документов дает опасный эффект.


Издав свое распоряжение, правительство Москвы наконец привело в движение списки выявленных и заявленных памятников, то есть готово наделить окончательным охранным статусом около 2500 зданий и сооружений — треть столичного культурного наследия. Напомним: выявленные памятники суть те, по которым состоялось положительное экспертное решение, но еще нет решения мэра; заявленные памятники суть те, по которым нет еще экспертного решения.

801

Расстрельная комиссия

Отцы города дозволяли пополнять оба списка, но предпочитали воздерживаться от окончательных решений. Поскольку в случае непреодолимого желания что-нибудь снести промежуточный статус снимается решением Москомнаследия. Тогда как снять с охраны памятник регионального значения, утвержденный в этом статусе главой регионального правительства, может, по закону, лишь правительство федеральное.

Предложив Юрию Лужкову создать ту самую межведомственную комиссию под началом Владимира Ресина, председатель Москомнаследия Валерий Шевчук заслонялся фигурой первого вице-премьера от неизбежной критики. Критика неизбежна потому, что Москомнаследие не может или не хочет противодействовать давлению особо сильных инвесторов.

Инвесторы действительно пришли в необычайное волнение. О результатах работы комиссии за полгода читатели «Известий» знают: десяткам выявленных памятников отказано в охранном статусе, а после предложения Ресина отказать знаменитому Расстрельному дому комиссия получила народное название Расстрельной.

img_7900-1

Паралич экспертизы

Июльское постановление правительства России парализовало историко-культурную экспертизу по всей стране. Документ писали семь лет, со времени выхода федерального закона о наследии. Все эти годы региональные органы охраны памятников действовали по собственному разумению. Так, при Москомнаследии существовал Историко-культурный экспертный совет.

Первым следствием нового порядка стала отмена старого. Постановление гласит, что государственная историко-культурная экспертиза должна оформляться авторским актом и что авторы аккредитуются Росохранкультурой. Но до сих пор не принята инструкция Минкульта о порядке аккредитации. В отсутствие инструкции Росохранкультура назначает экспертов по единичным неотложным поводам.

Следовательно, бумаги, которыми сопровождается деятельность Расстрельной комиссии, являются не актами госэкспертизы, а частными мнениями удобных авторов. Нельзя возражать, когда Юрий Лужков принимает выявленные памятники на региональную охрану: экспертиза по ним состоялась при старом порядке. Но отказ в охране должен быть мотивирован новой, отрицательной экспертизой. Однако тексты, сопровождающие отказы, юридически ничтожны.

В исходе года критика Расстрельной комиссии принесла плоды: 31 декабря Юрий Лужков вывел из ее ведения заявленные памятники. Значит, комиссии осталось рассмотреть несколько сотен выявленных, после чего ответственность Москомнаследия за экспертизу следующих полутора тысяч зданий перестанет размываться.

Но легче не станет, поскольку заявленные памятники еще не проходили экспертизу. Даже если представить, что порядок аккредитации экспертов будет утвержден сегодня утром, дело затянется на годы.

3

Ближайшие последствия

Почти все «горячие точки» на карте старой Москвы разогреты страхом инвесторов по поводу наделения их недвижимости окончательным охранным статусом. Хитровская площадь успела стать достопримечательным местом в ранге выявленного памятника, а Пушкинская площадь — не успела. Экспертиза обеих заявок прошла по старой схеме, экспертиза по Хитровке вовремя утверждена Валерием Шевчуком, а экспертиза по Пушкинской (намеренно?) не утверждена — и устарела сразу после принятия нового порядка. При этом постановление Лужкова о строительстве на Хитровке не отменено, хотя противоречит ее охранному статусу.

Соборная мечеть, дом Разумовского и «дом Болконского», Расстрельный дом и типография Лисицкого, дом Быкова и палаты Гурьева — все эти памятники выявлены экспертами по старой схеме. Значит, новые «экспертизы» с рекомендациями отказать в охранном статусе юридически ничтожны, как и постановления мэра, принимаемые на основе этих рекомендаций.

Прошлогодняя заявка «Архнадзора» по даче Муромцева не рассмотрена, государственный эксперт не назначен. А 14 января Валерий Шевчук в сердцах распорядился убрать из электронного реестра Москомнаследия упоминание о самой заявке. Это отдельная тема, но на ее примере видно, как накалены страсти.

***

Почему до сих пор не утверждена инструкция о порядке аккредитации государственных историко-культурных экспертов? В Росохранкультуре, где будет проходить аккредитация, отказываются от комментариев. Наш собеседник в Министерстве культуры сообщил обозревателю «Известий», что Минюст и Антимонопольная служба нашли проект инструкции коррупционным.

93

Петербург взволнован

— Само по себе постановление необходимо, без него невозможно проводить никаких экспертиз, — считает историк Алексей Ковалев, депутат питерского парламента, имеющий репутацию главного защитника культурного наследия в северной столице. — Но зло в том, что это постановление дает возможность заказчику самому заказывать и работу экспертов. А на самом деле заказчиком экспертизы должны выступать только органы охраны памятников. Причем по фиксированному тарифу, без возможности каких-либо доплат. Иначе создается коррупционный механизм, когда чиновник на основании оплаченных заказчиком выводов эксперта снимает с объекта охранный статус.

В Петербурге в последнее время разыгралось несколько скандалов, в которых можно заподозрить «связку» между застройщиком, экспертами и чиновниками. Так, возле старинного Новодевичьего монастыря был возведен высотный жилой комплекс, который полностью изуродовал панораму Московского проспекта. Основанием для выдачи разрешения на строительство были выводы архитектурной мастерской Татьяны Славиной, которые были оспорены Росохранкультурой, но уже постфактум. Минувшей осенью был снят охранный статус с участка площадью три гектара в курортной зоне под Питером, в Сестрорецке. Несколько лет назад компания — потенциальный застройщик выкупила эти гектары со старинным садом по цене всего 500 рублей за квадратный метр, при том что рыночная стоимость земли в этих краях выше как минимум в 40 раз. Дешевизна объяснялась тем, что сад находился под охраной и строить на этих трех гектарах было запрещено. Новый владелец земли заказал экспертизу и на основании ее выводов освободил участок от охранного «бремени».

20 января 2010 год. Появились информационные щиты в Подколокольном переулке 11а.

PS: 20 января на Хитровской площади появились информационные щиты, сообщающие о том, что в 2010 году на площади появится офисный центр — именно тот, против которого в 2008-м высказались 13 тысяч москвичей…

Фотографии Н.Львовой, А.Можаева, Н.Самовер, Ю.Егорова, Н.Аввакумова.

3 комментария

Михаил Иванов больше года назад   Изменить
Увы, но если заказчиком историко-культурной экспертизы будет являться орган охраны памятников, то это все равно не дает ни каких гарантий, что памятник будет сохранен! Судя по всему само государство (читай равно чиновники первого звена)не заинтерсовано в их сохранении!
Михаил Иванов больше года назад   Изменить
А что касается аккредитации, то в первую очередь ее получат сами чиновники от охраны и угодные "двору" лица типа Славиной и других... со всеми вытекающими последствиями!
И что же остаётся делать? Либо руки рубить, как в Эмиратах, либо головы, как в Китае. Вот только кто рубить будет? И кому?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *