Давид Саркисян
7 января 2010 года на 63-м году жизни скончался Давид Ашотович Саркисян – директор Государственного музея архитектуры им. Щусева. Наш друг.
Мощный, яркий, темпераментный.
Артистически безалаберный. Талантливый. Честный и бесстрашный перед властной нечистью.
Невероятно мужественный перед лицом страшной болезни.
Древние памятники и новая архитектура, современное искусство и урбанистика, творчество зодчих прошлого и горячие точки сегодняшнего дня, Россия и весь остальной мир – его интересовало всё, и во всё, чем бы он ни занимался, он вкладывал свою страсть и энергию, казавшуюся бесконечной.
Почти десять лет он руководил Музеем архитектуры и за это время превратил его в один из самых живых и интересных культурных центров города. Ни государство, ни спонсоры не баловали его щедрым финансированием, но он сумел объединить вокруг себя архитекторов, искусствоведов, кураторов, художников и добился того, чего не купить за деньги – доверия, уважения и любви. Кажется, преимущественно из этих субстанций и строилась вокруг него жизнь, воплощаясь в выставки, презентации книг и культурных проектов, пресс-конференции, праздники…
Музей архитектуры имени Щусева – такой, каким мы его знаем, — уникальное творческое создание его директора. Как-то незаметно сменилось на языке его имя; самый антигламурный музей Москвы все стал называть МУАР, и в этом «роскошном» слове ирония по отношению к самому себе соединилась с ощущением подлинной, неподдельной ценности.
Между тем из неистощимых фондов музея извлекались и вводились в оборот всё новые материалы – свидетельства богатейшей истории архитектуры нашей страны, собранные предыдущими поколениями защитников и хранителей. Наша любовь и наша вера в свою правоту питалась этими материалами, наша сила возрастала на них.
В нынешней Москве, претерпевающей очередной период беспощадного разрушения исторического наследия, Давид Саркисян продолжал дело своих предшественников — спасал то, что мог спасти. Последнее, что сохранилось от многих исторических зданий – фотографии, чертежи, подлинные фрагменты, — сохранено в фондах МУАРа.
Давид открыл двери музея для всех защитников Москвы и сам встал в их ряды как боец – сильный, веселый, храбрый и самоотверженный. Такой, какого не победить.
И за несколько дней до смерти он продолжал жить общим делом, Москвой и ее тревогами, судьбой ее памятников – разоренного «Детского мира», обреченной на снос типографии «Огонька». Он оставался на своем посту до самого конца – пока мог действовать или хотя бы говорить.
Мы потеряли друга. Москва потеряла защитника. Наша общая жизнь стала беднее красками, а наше общее бремя – тяжелее. Но он недаром был с нами. Мы справимся.
Спасибо, Давид!
Прощание с Давидом Ашотовичем пройдет в пятницу 15 января, в 11 час. в главном здании Музея Архитектуры, ул. Воздвиженка 5.
27 комментариев