Давид Саркисян

Картинка 18 из 170

7 января 2010 года на 63-м году жизни скончался Давид Ашотович Саркисян – директор Государственного музея архитектуры им. Щусева. Наш друг.
Мощный, яркий, темпераментный.
Артистически безалаберный. Талантливый. Честный и бесстрашный перед властной нечистью.
Невероятно мужественный перед лицом страшной болезни.


Древние памятники и новая архитектура, современное искусство и урбанистика, творчество зодчих прошлого и горячие точки сегодняшнего дня, Россия и весь остальной мир – его интересовало всё, и во всё, чем бы он ни занимался, он вкладывал свою страсть и энергию, казавшуюся бесконечной.

Почти десять лет он руководил Музеем архитектуры и за это время превратил его в один из самых живых и интересных культурных центров города. Ни государство, ни спонсоры не баловали его щедрым финансированием, но он сумел объединить вокруг себя архитекторов, искусствоведов, кураторов, художников и добился того, чего не купить за деньги – доверия, уважения и любви. Кажется, преимущественно из этих субстанций и строилась вокруг него жизнь, воплощаясь в выставки, презентации книг и культурных проектов, пресс-конференции, праздники…

Музей архитектуры имени Щусева – такой, каким мы его знаем, — уникальное творческое создание его директора. Как-то незаметно сменилось на языке его имя; самый антигламурный музей Москвы все стал называть МУАР, и в этом «роскошном» слове ирония по отношению к самому себе соединилась с ощущением подлинной, неподдельной ценности.

Между тем из неистощимых фондов музея извлекались и вводились в оборот всё новые материалы – свидетельства богатейшей истории архитектуры нашей страны, собранные предыдущими поколениями защитников и хранителей. Наша любовь и наша вера в свою правоту питалась этими материалами, наша сила возрастала на них.

В нынешней Москве, претерпевающей очередной период беспощадного разрушения исторического наследия, Давид Саркисян продолжал дело своих предшественников — спасал то, что мог спасти. Последнее, что сохранилось от многих исторических зданий – фотографии, чертежи, подлинные фрагменты, — сохранено в фондах МУАРа.

img_8555

Давид открыл двери музея для всех защитников Москвы и сам встал в их ряды как боец – сильный, веселый, храбрый и самоотверженный. Такой, какого не победить.

И за несколько дней до смерти он продолжал жить общим делом, Москвой и ее тревогами, судьбой ее памятников – разоренного «Детского мира», обреченной на снос типографии «Огонька». Он оставался на своем посту до самого конца – пока мог действовать или хотя бы говорить.

Мы потеряли друга. Москва потеряла защитника. Наша общая жизнь стала беднее красками, а наше общее бремя – тяжелее. Но он недаром был с нами. Мы справимся.

Спасибо, Давид!

Прощание с Давидом Ашотовичем пройдет в пятницу 15 января, в 11 час. в главном здании Музея Архитектуры, ул. Воздвиженка 5.

27 комментариев

Как несправедливо... Вечная память!
Камиль Молдосанов больше года назад   Изменить
Я познакомился с Давидом в июле 1964 года в "Орлёнке" (был такой лагерь под Туапсе, в Краснодарском крае). Это была смена победителей Всесоюзных олимпиад. Ереванец Давид был, кажется, победителем химической олимпиады СССР 1964 года. И тогда Давид отличался своим интеллектом, темпераментом и талантом. Энергия выплёскивалась из Давида -- в решении задач, в КВН, в организации лагерных праздников, в диспутах. Он прекрасно рисовал, замечательно горячо спорил... Позже я встречался с ним в общежитии МГУ (он учился на биофаке, я -- на физфаке), в Ленинской библиотеке. После МГУ Давид работал в подмосковной Купавне, и мы виделись уже реже. Выражаю глубокое соболезнование родным и близким Давида (помню его сестру Осанну; Осанна, дай Бог тебе сил пережить горе, утрату брата. Держись, пожалуйста). Ушёл хороший человек. Светлая ему память! Камиль Молдосанов, г. Бишкек, Кыргызстан
Камиль, позвони: 8-916-751-15-50.
Какой ужас... не могу поверить.
Огромная потеря. Земля пухом!
Я работала с Давидом в НИИ лексредств, когда он занимался исследованием и внедрением амиридина. Он всегда очень увлекался живописью, музыкой. Он был страстным поклонником Зары Долухановой, не пропускал ни одного ее концерта. Всегда помогал каким-то бедствующим художникам. Перестройка для него стала перестройкой в буквальном смысле слова. Он ушел из науки и стал тем, кем мы его знали в последнее время. Вечная память!
Очень печально... Мои соболезнования.
David, c'?tait une de ces rares personnes qui savent rendre simple ce qui ailleurs est rendu volontairement compliqu?. Quelqu'un qui savait prendre le vrai temps humain, qui se moquait des convenances et positions sociales, qui ?tait anim? d'une vraie passion de ceux qui croient en ce qu'ils font. C'est une ?norme perte pour nous tous que nous soyons en Russie ou ailleurs. Plein de pens?es pour sa soeur Ossana et son neveu Ashot qui lui ?taient si chers.
C'est une ?norme perte pour tous, que nous soyons en Russie ou ailleurs. David ?tait de ces rares personnes qui savent rendre simple et humaine toute relation, en dehors des conventions et positions sociales. Il ?tait anim? d'une vraie passion de ceux qui croient en ce qu'ils font. Mes pens?es vont ? sa soeur Ossana et son neveu Ashot, qui lui ?taient si chers.
Очень трудно представить, что можно придти в МУАР, подняться по этим своеобразным лестницам-коридорам, подойти к кабинету, который сам - музей в музее, и не найти там Давида Ашотовича.Да, иногда нам приходилось ждать, когда он приедет, но он всегда приезжал, и самые разные люди с самыми разными идеями шли в этот кабинет всегда. И с большой неохотой уходили, потому что от Давида Ашотовича никто не хотел уходить, а он радовался всем и всем хотел помочь, если , конечно, это соответствовало его принципам, ведь он был истинным ценителем той культуры, о сохранении и передаче потомкам которой идёт столько разговоров... Наверно, он был самым нетипичным директором музея искусства в нашей стране - слишком ярким, слишком неординарным и вообще слишком Человеком для этой административной должности.
Огромная потеря! Она будет невосполнима. Яркий артистизм Давида Ашотовича изменил архитектурные издания и экспозиции. В них совершен подлинный творческий прорыв, нашла укрытие старая Москва, оставшаяся живой. Обычная вешалка в его приемной -- потрясающая инсталяция из обыденности,авангарда, игры, истории. Как больно! Самые искренние и глубокие соболезнования близким, коллегам.
Екатерина Кирсанова больше года назад   Изменить
Жалко, просто нет слов! Давид Ашотович болел и за архитектурное наследие других городов. Думали делать выставку о проблемах Томска, о нашем деревянном зодчестве. Откликнулся сразу и горячо. Не состоялось со стороны нашего города. Но как возможность, в потенции - проект был ему интересен. Как было интересно и важно для него всё, что происходит с культурой. Вечная и светлая память!
Cпасибо, Давиду Ашотовичу за его нелёгкий труд! Это страшная потеря... Почему такие люди уходят так рано...? Глубокие соболезнования родным и близким. Светлая память.
О, как ... соболезую ..
мила миелович больше года назад   Изменить
Как жаль этого мужественного человека... При жесточайшем давлении решился на открытие выставки об утраченной московской архитектуре . Как теперь, должно быть , радуются все эти -называющие себя архитекторами- андреевы, колосницыны , посохины , воронцовы ткаченки , соловьевы ,беловы ,леоновы, росляковы - воздвигнувшие свои "шедевры" на руинах нашей любимой ,подлинной Москвы ! В Великую отечественную войну русский народ не дал разрушить врагу Москву , отстоял ее улицы, дома и площади , а теперь ее разрушают потомки воинов-защитников . Вечный позор разрушителям ! И вечная память Давиду Саркисяну !
Екатерина Кирсанова больше года назад   Изменить
Жаль, просто нет слов! Давид Ашотович болел и за архитектурное наследие других городов. Думали делать выставку о проблемах Томска, о нашем деревянном зодчестве. Откликнулся сразу и горячо. Не состоялось со стороны нашего города. Но как возможность, в потенции - проект был ему интересен. Как было интересно и важно для него всё, что происходит с культурой. Вечная и светлая память!
Лилия борнашова больше года назад   Изменить
О Давиде можно долго и много рассказывать... Такой яркий и многранный был человек. Я называю таких людей ЖЕМЧУГАМИ моей жизни. Он и был знаковым человеком в моей судьбе Так получилось, что я встретила его в год, когда не стало моего папы, и Давид называл меня тогда дочкой. Мы работали с ним на телевидении. Он водил меня в магазин Ереван и учил правильно выбирать армянский сыр, в его карманах всегда лежал грамотный щвейцарский шоколад (для вдохновения) Он научил моего маленького сына ходить задрав нос, как ходят английские лорды), научил нас на последние деньги накупать всякой всячины и угощать всех. Затем мы какое то время не общались, но и я сын с удовлетвореннием наблюдали за Дядей Давидом. То он возил по москве Гринуэя, то открыва выставку Тонино Гуэры, стал директором архитектурного музея и основал там целый, одельно стоящий в центре Москвы Город. Когда мой сын вырос, я отправила его в музей, к дяде Давиду и тот на время стал ему дедом. Мы очень скорбим Давид Я и Кирилл Я плачу и люблю тебя... ПОМНЮ всё... СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ВСЁ за Радость, за сына, за Яркий ТЕАТР.под названием ДАВИД САРКИСЯН.
Бернштейн Евгений больше года назад   Изменить
Нет слов... Светлая память! Никулина,Саркисян....ужасный список получается....
Совершенно неожиданно и очень страшно. И утрата безнадежная. Очень очень близкого Друга и Учителя. Панихида и похороны в пятницу. В фойе музея фотография и книга соболезнований, и еще музей собирает разные фото Давида - неофициальные, какой он был.
Очень тяжело оставаться в одиночестве с вестью о смерти Давида Ашотовича. Дорогие друзья! Если можно поместите в Архнадзоре статью Григория Резвина о Давиде.
Я училась с Давидом в средней школе в г. Ереване, все одиннадцать лет. Но и потом поддерживали дружеские отношения, потом рассорились, примерно двадцать лет тому назад. Знала и его близких, маму, Соломею Давыдовну, сестру Овсанну, племянника Ашотика, сейчас наверно уже взрослого молодого человека. Всё что сказано о нём безусловно правда, но эта правда была мне понятна и известна ещё с ранних школьных лет. Хорошо, что тем не менее в каком-то карьерном смысле он состоялся, что руководил таким сложным объектом, как музей архитектуры и что дало ему возможность проявить себя как незаурядную личность. Что касается меня, то с ним вместе уходит часть моего детства, отрочества, юности, связанная с Ереваном, с Арменией, с застойной Москвой. Мы вместе с друзьями гуляли по вновь открывшемуся Новому Арбату,в дни 50-летия Советской власти, будучи ещё студентами и невдомёк нам конечно было, что он станет руководителем и душой музея в здании на нынешней Воздвиженке. Что я могу ещё сказать, пряио как в сказке Андересена: "Позолота вся сотрётся, свиная кажа остаётся..."
Сорокина Галина больше года назад   Изменить
Сказочный,неповторимый,театральный...Миллион эпитетов,и все будет мало.Сиротеет Москва.Свято место пусто бывает!!!
Варвара Казарьян больше года назад   Изменить
как внезапно, как несправедливо...
I am very sorry to hear of David Sarkisian's death. He was a generous and charismatic man who was a pleasure to work with. His impact on the State Shchusev Museum of Architecture was considerable and his loss will be felt by many people.
I am greatly saddened by this news. At the Victoria & Albert Museum in London, we had the privilege of working together with David Sarkisian and his curators on an exhibition project. He was an energetic, enthusiastic and supportive colleague, whose work has had a profound effect on the greater understanding of Russian architecture.
Помним... и будем стремиться продолжать то, за что он боролся. За вечное, разумное, человеческое. Пусть земля ему будет пухом! Нам всем его будет ох как не хватать...
Будьте так добры, откликнитесь, пожалуйста. Я тоже одноклассница Давида. Очень, очень печально, что Давида нет. Светлый человек, нежная душа... Ушёл так рано!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *