Спасибо всем

0

Уходящий 2009-й, помимо прочего, ещё и год учреждения Архнадзора как общественного движения. Подводя итоги, мы хотим ещё раз сказать огромное спасибо всем нашим добровольцам и единомышленникам. Сделано много — это регулярные акции Архнадзора,  пикеты, выставки,  околокраеведческие народные гуляния. И самое главное — упрямая и постоянная работа активистов движения по выявлению памятников, по контролю за ними, от подачи заявок до дежурств и субботников. Очень надеемся, что в новом году у нас будет меньше поводов для протестных акций и больше времени для созидательной, просветительской деятельности, да и просто для совместного культурного досуга.

Но пока — текст Сергея Бреля, навеянный недавним пикетом Архнадзора в Камергерском переулке.

Победа духа над холодом

17 декабря Архнадзор провел очередной «костюмированный» пикет. В ноябре мы облачились в костюмы пожарных, чтобы напомнить о домах-погорельцах, чьи хозяева, похоже, спят и видят, когда их подопечный, обратившись в груду углей, освободит место для нового инвеспроекта. Тогда в касках и с огнетушителями архнадзоровцы вели противопожарную пропаганду возле дома купца Быкова на 2-й Брестской.

В декабре поводов накопилось так много, что идеей «стояния» стала борьба с настоящей эпидемией вандализма, волна которой захлёстывает Москву. Мест, вопиющих о подобном вандализме, обнаружились десятки.

Что за комиссии, создатель?

Сегодня любому зданию в столице не обязательно пострадать от огня, чтобы оказаться разжалованным из «объектов культурного наследия». Более того, охранный статус, однажды присвоенный, можно запросто пересмотреть. Был себе дом памятником, часто вовсе и не заброшенным, отреставрированным, но мозолил глаза инвесторам. И вот несколько чиновников, значительная часть которых, так или иначе, представляет интересы городского строительного комплекса, объединившись в различные комиссии под руководством первого вице-мэра Владимира Ресина, регулярно решают: а не лишить ли такого-то и такого-то охранного иммунитета?

И пошло-поехало. «Несносная» комиссия Ресина, как называют комиссию при правительстве Москвы по сохранению зданий в исторических районах города, приговаривает к сносу то здание, то целый квартал. Недавно оказалось, что на многострадальной Садовнической улице под № 9 числится целый комплекс старинных строений, от которых Москву хотят избавить. Ни имя архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее, ни память о Сергее Есенине для комиссии, получается, не значат ровно ничего. Другая комиссия под руководством Ресина, Межведомственная, которая занимается определением статуса исторических объектов, принимает решения не только о постановке на госохрану, но и о вычеркивании зданий из списков памятников. В этом году уже произошло «разжалование» из выявленных памятников дома деда Льва Толстого Волконского на Воздвиженке, дворца графа Льва Разумовского на Большой Никитской, усадьбы Расторгуевых на Солянке. Компанию им составила даже Московская Соборная мечеть!

Как же так? – возмущаются москвичи, знающие эти здания «в лицо» и по имени. – Как можно снимать с госохраны подобные адреса? Кто заседает в комиссиях, рождающих подобные решения? Спокойно: собрания господина Ресина не лишены видимости демократического обсуждения.

В декабре комиссии предстояло решить участь гостиницы Шевалье в Камергерском переулке (дом 4, стр. 1). Той самой, где жил Лев Толстой. Той, которую французский поэт Теофиль Готье описывал в мемуарах. Где обедал Петр Чаадаев, останавливались Николай Некрасов и Афанасий Фет. А из Камергерского след вел к Филипповской булочной на Тверской, старейшему столичному кинотеатру «Форум» на Садовой-Сухаревской улице. А там и новые кандидаты на «исключение» — недавние погорельцы Дом Быкова на 2-й Брестской и палаты Гурьева в Потаповском, «Расстрельный дом» на Никольской…

Прививка от жадности

Но что же председатель Москомнаследия Валерий Шевчук? В прошедшем за пикетом эфире программы «Вести-Москва» Валерий Андреевич уверенно заявил, что мол, все разговоры о снятии статуса и инвестпроектах не имеют ничего общего с действительностью. А через несколько дней после «успокоительных» заявлений Валерия Шевчука, 22 декабря, Межведомственная комиссия Ресина наглядно продемонстрировала, что ничего общего с действительностью не имеют как раз попытки утверждать, что лишение статуса памятникам не грозит. В звании объекта культурного наследия было отказано не только палатам Гурьева и дому Быкова (как кстати в них случились пожары!), но и «Расстрельному дому», связанному с трагической памятью о десятках тысяч жертв сталинских репрессий (не говоря уж о том, что и здесь в основе дома – палаты 17 века).

Словом, мы имеем дело даже не с эпидемией, а с настоящей пандемией вандализма. Поэтому и пикет наш был «медицинским». Ведь от всякой болезни можно найти вакцину. А иногда вакцина давно найдена, и надо её лишь во время применить. Так, для сохранения веками складывавшегося городского облика достаточно вернуть в повседневную практику простую вещь – не только регулярное привитие охранного статуса отдельным домам, ансамблям, кварталам, но и неуклонное поддержание этого статуса.

Обо всём этом облаченные в синие медицинские халаты и маски люди рассказывали солнечным декабрьским днем прохожим и прессе. А для вящей наглядности провели ещё одну вакцинацию, без которой сегодня, увы, невозможна главная: привитие охранного статуса. Опираясь на мудрые традиции, мы впрыснули кукле энергичного инвестора вакцину от бескультурья, а карапузу-чиновнику с алчно тянущимися к очередному памятнику ручками – сделали прививку от жадности. Впрочем, помимо игровых мотивов, в пикете была и вполне серьезная составляющая. Среди наших требований – привлечение к уголовной ответственности всех, по чьей вине город теряет один шедевр за другим, бездумно разбазаривая бесценное наследие предков.

Врача – в театр?

С тыла пикет прикрывал мужественный Антон Павлович (памятник стоит у торцевой стены гостиницы Шевалье, так что здание известно практически каждому москвичу!). Доктору Чехову в страшном сне бы не приснилось, что среди посягающих на гостиницу фигурирует и театр, носящий его имя. Гостиница Шевалье – старшая рифма МХТ, его зеркало, соприродная, гармоничная пара. Актёры и студенты студии, действующей при театре, между тем, выходили и заверяли, что гостиницу Шевалье в обиду не дадут, что хотят забрать ее именно для реставрации. Мы склонны верить творческим людям, но рядовые мхатовцы вряд ли посвящены в детали будущего инвестпроекта. Документы, попавшие в распоряжение Архнадзора гласят: среди квадратных метров, поделенных в будущем элитном комплексе «Театральный квартал», площади, выделяемые под развитие театра, запланированы на месте бывшей оранжереи и дворовых корпусов гостиницы. Хотя, при наличии доброй воли всё может быть по-другому. Будущие Ермоловы и Щепкины могли бы учиться не в новоделе, а в стенах, впитавших дух русской классики. Интересно: что думает по этому поводу худрук театра Олег Павлович Табаков? Какой из вариантов проекта развития МХТ одобряет? На сегодняшний день все попытки СМИ связаться с Олегом Павловичем результата не дали.

Вкус истории

В день нашего пикета на город обрушились нешуточные морозы. Перед пикетом из префектуры позвонили и участливо поинтересовались, не хотим ли отменить мероприятие из-за холода. Удивились ответу, что нас так много, что мы можем друг друга подменять. Людей на самом деле пришло достаточно – но подменяться никто не хотел. И никто не разбежался, когда уехали «камеры» и окончились литовки. Может, потому что эти люди (большинство вновь составили наши потрясающие, умнейшие и драгоценные женщины) на деле, а не на словах хотят сохранить историческую Москву и уютный Камергерский, отразившийся на страницах классики. Камергерский, который донёс воздух «Доктора Живаго» и вкус горячей солянки, которую обожает герой последнего романа Владимира Орлова – словно вкус самой истории, острой, яростной, подлинной.

На большой перемене гурьбой высыпали к нам старшеклассники из 179 школы, где по окончании пикета участников напоили чаем. Для ребят из 179-ой Камергерский – родной. Сколько раз спасал и согревал, приглашал послушать уличных музыкантов и самих исполнить соло на африканских тамтамах! Камергерский – не унылый консерватор, не брюзжащий ворчун из прошлого. Единственное, чего он не приемлет – это подделки и фальши, а именно ими хотят забить здешние уютные дворы идеологи «Театрального квартала», обещающие оставить на месте гостиницы Шевалье лишь «корочку» фасадной стены. Посему одним из наших лозунгов стало: «Сохраним дома, а не фасады!»

В общем, в тот оглушительно-солнечный день мы были не одни. Город чувствовал нашу любовь и поддержку. Правда о страшной эпидемии была оглашена. Прививки от жадности и бескультурья – сделаны. И всё же – это только начало.

everybody-lies1

Вместо послесловия:

20 декабря в разгар метели, обрушившейся на Москву горожане и активисты движения «Право на город» собрались на митинг в защиту от сноса здания ЦДХ и Третьяковской галереи на Крымском валу и против принятия незаконного Генплана.
22 декабря комиссия Ресина признала Гостиницу Шевалье и кинотеатр «Форум» памятниками регионального значения.
Но иногда одной прививки оказывается мало.

Ведь за полгода ресинская межведомственная комиссия лишила охранного иммунитета с десяток первоклассных памятников. Каждый может самостоятельно сделать вывод о том, какой размах приняла эпидемия вандализма.

Не пора ли вводить у приёмной господина Ресина карантинные кордоны?

7 комментариев

Карантинные кордоны? Прежде всего - у дверей мастерских, или откуда, вобщем, выходят окончательные варианты проектов. Хотелось бы, чтоб конечный облик любого капитального сооружения "фильтровали" и доводили до ума с позиций видеоэкологии, благо средства формальной оценки уже есть.
Нуи текст у вас - с какой - какой позици - видеочего ? а что им будет с той самой экологии - да и с какой стати ? а главное зачем ? город то имеется ..уже ..худо-бедно стоит, пусть и на ладан дышит .. любому представляющему из себя чтото архитектору будет не мыслимо на чужие работы покушатся .. это как памятник своей маме на чужой могиле поставить
http://www.videoecology.com/ Для новых - совершенно необходимо. Не надо сводить качество городской среды только к её историческому багажу.
Как сказал умный человек - предки строили, чтобы мы через двести лет силы уже на другое тратили, а не топтались на месте с перестройками. А вообще - всем коллегам большое спасибо, что вы это затеяли. С Новым годом! Уверена, дальше будет только лучше!
Конечно. я уверен, что у нас есть масса творческих задач, при которых не надо ломать старое, чтобы создать новое.
Юмор - это мощное оружие:-). Благодаря Вашим юмору и выдумке, Сергей, протестующие выглядят очень оптимистично, позитивно даже, я бы сказала, несмотря на то, что оснований для веселья вообще-то немного. И людям, мне кажется, скорей захочется присоединиться к таким ярким пикетам.
Спасибо, жаль, что те, кого мы пытаемся вышучивать в традициях Гоголя и проч., распоясались с нешуточной силой. Пример тому - поджог дачи Муромцевых 3 января....

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *