Бремя перемен
Общественное движение «Архнадзор» и Музей архитектуры представляют выставку «Москва 1993-2009: бремя перемен», посвященную судьбе исторической застройки Москвы, драматическим изменениям ее облика и атмосферы, произошедшим на наших глазах – за последние полтора десятилетия.
Шестнадцать лет на глазах у нас из тела исторической Москвы постепенно вылуплялся Чужой.
В 1993 году он пробил первую брешь на Кадашевской набережной и высунул наружу позолоченный стальной коготок.
Потом он рос, тучнел и становился все ненасытнее. Он поглотил Остоженку, стер с лица земли Балчуг, воцарился на Пресне. Теперь он терзает Замоскворечье, нацелился на Пушкинскую площадь, ЦДХ, Хитровку, Газовый завод и еще много мест, где пока еще живет дух города. Выжрать этот дух и заменить его своим, поступить с городом так, как вирус поступает с живой клеткой, заменяя ее ДНК своей – чуждой, вирусной, — такова его конечная цель, если, конечно, можно говорить о цели применительно к вирусам.
Неправда, что процесс деградации исторической среды в мегаполисе неизбежен и анонимен. У градостроительных ошибок всегда есть авторы, и мы называем их имена. Каждая пара фотографий «было — стало» — свидетельство ответственности архитектора, градостроителя и градоначальника перед нынешним и будущим поколениями.
Эта выставка – субъективная попытка подведения итогов градостроительной политики московского правительства в минувшие 16 лет, в эпоху мэра Ю.М. Лужкова.
В 1992-м, когда второй мэр Москвы занял свой пост, строился Казанский собор на Красной площади и казалось, что всё ещё может измениться к лучшему. Но безнаказанный разгром заповедных Кадашей явно указывал на то, что моральные принципы советских градостроителей, возводивших на месте памятников прошлого «более достойные образцы архитектурного творчества», по-прежнему актуальны.
Уже тогда стало понятно, что Москву ждут, мягко говоря, неоднозначные перемены. Однако их масштаб превзошел любые ожидания. Организаторам выставки не хотелось бы быть излишне эмоциональными, мы надеемся, что представленные экспонаты говорят сами за себя. 15 лет назад мы бы вряд ли поверили, что такое вообще возможно, не говоря о темпах и масштабах патологических изменений.
Нами представлены традиционные пары фотографий, приглашающие зрителя к сопоставлению «было — стало». Однако сравнивать сегодняшнюю Москву предлагается не с Москвой легендарного 1913-го года, а с Москвой недавней, такой, какой она была на нашей вполне свежей памяти. Исторический город, переживший беспощадные сносы и реконструкцию советских времен, вот уже полтора десятилетия несет необратимые потери под натиском нового русского капитализма. Мы не только теряем отдельные памятники архитектуры; перерождению подвергается сама ткань городского организма – материалы, масштаб и плотность застройки, силуэт, важнейшие панорамы. Видеоряд, смонтированный из десятков фотосравнеий, подчёркивает чудовищную фантасмагоричность происходящего с нашим городом.
О домах, исчезнувших с городских улиц за эти годы, о разоренных уникальных интерьерах, об убитых воспоминаниях о жизни наших предков напоминают подлинные фрагменты из собрания Валентина Карелина – старинные филенчатые двери с выбитыми замками; обрезки могучих балок, вытесанных из двухсотлетних сосновых стволов; тяжелые железные петли, которым больше нечего затворять, потому что они навсегда разлучены с родными створками; резные белые камни. Эти вещи собирались непреднамеренно: извлекались из-под ковша бульдозера или из мусорных контейнеров во дворах реконструируемых зданий. Когда целое унесено вихрем вандализма, они превращаются в архитектурные окаменелости, странные и иногда малопонятные как кости динозавров. Красота их рукотворных фактур, мощь, тщательность исполнения мельчайших деталей свидетельствуют об уже утраченном качестве отношения человека к среде своего обитания, в том числе и городской.
И все-таки выставка «Бремя перемен» — не мартиролог. Она посвящена не прощанию с исторической Москвой, а любви к ней, ко всем ее подробностям и измерениям — от километровых панорам до точеной балясины, внимательной и деятельной любви, открывающей человеку глаза на город, в котором он живет.
Кураторы выставки – Александр Можаев, Наталья Самовер.
Экспозиция — Валерий Риван, Наталия Риво.
Исторические фотографии предоставлены архивом ЦИГИ или собраны из открытых Интернет-источников.
Современные фотосопоставления — Александр Иванов, Александр Можаев.
Компьютерный дизайн — Кирилл Болдырев.
Выставка открыта до 31 января 2010 г. в Музее архитектуры (Воздвиженка, 5). Спешите видеть!
UPD: рецензия Николая Малинина на Архи.ру, репортаж «Новостей Культуры» и репортаж НТВ:
11 комментариев