Знай свою Мекку
Константин Михайлов
Москвичи, косящиеся на 80-метровые бетонные минареты по соседству с «Олимпийским», знают, что идет реконструкция комплекса Московской Соборной мечети. Не знают они другого: подлинная старинная мечеть уже приговорена, ее должны снести и заменить новодельной. И уж тем более не знают, как принималось это сенсационное решение.
Я употребляю этот сорный эпитет, потому что случай и в самом деле из ряда вон выходящий. Не только потому, что недавно торжественно отмечалось 100-летие этой самой мечети, причем к юбилею она была обследована и отремонтирована. Не только потому, что статусом выявленного объекта культурного наследия мечеть была наделена в июне 2008-го, а лишена его уже в январе 2009-го, то есть побыла памятником архитектуры всего полгода. Для Москвы вывод храмового здания из охранных списков с целью сноса — прецедент редкостный, такого не было полвека. И последствия этого решения могут быть пагубны отнюдь не только для мечети.
Провокационные слухи
Понятно, что за 100 лет численность московских мусульман значительно выросла и старое здание мечети не может вместить всех. Распоряжение правительства Москвы (май 2007 года) разрешило Духовному управлению мусульман европейской части России «осуществить в 2007-2009 гг. реконструкцию и новое строительство первой очереди комплекса Московской Соборной мечети», однако про снос там ни слова не было. Более того, на официальном сайте Совета муфтиев России до сих пор размещено сообщение:
«В связи с распространяемыми провокационными слухами, искажающими истину… Совет муфтиев России вновь доводит до общественности… что будут произведены исследовательские и укрепительные работы фундамента действующей мечети. Выполняются все проектные требования по предохранению здания Соборной мечети от повреждений во время строительства. В старом действующем здании Московской Соборной мечети предполагается начать работы по капитальному ремонту и реконструкции».
А уж когда 30 июня 2008 года в Москомнаследии приняли решение о наделении мечети охранным статусом выявленного объекта культурного наследия, все тревоги, казалось, рассеялись.
Однако прошло всего полгода, и намерения сохранить историческую мечеть сменились противоположными. Но планам разборки теперь мешал охранный статус. И колесо закрутилось в обратную сторону.
Кто что сказал
21 января 2009 года в 10 часов утра на Пятницкой, 19, началось заседание президиума историко-культурного экспертного совета (ИКЭС) при Москомнаследии. Далее я намерен практически дословно следовать протоколу заседания (N 5), утвержденному председателем президиума ИКЭС (и председателем самого Москомнаследия) Валерием Шевчуком. Дело здесь в элементарной гласности. Градостроительные решения, тем более «градостроительные ошибки» в нашем городе, как правило, анонимны, как и ответственность за них. Руководители и госорганы ссылаются на экспертов, те принимают коллективные приговоры, а широкой публике никогда неизвестно, кто что говорил, кто за что голосовал. В данном случае мы имеем возможность восполнить этот пробел.
«Адрес: г. Москва, Выползов пер., д. 7.
Объект: Татарская мечеть, 1904 г., арх. Н.А. Жуков» — выявленный объект культурного наследия.
Заявитель: Духовное управление мусульман европейской части России.
Предмет рассмотрения:
— уточнение статуса объекта;
— рассмотрение предпроектных предложений по реконструкции и строительству комплекса Московской Соборной мечети».
Сначала выступали докладчики.
А.А. Арсеньев (ООО «Арсимум», автор историко-культурных исследований) «подчеркнул историческую и художественную ценность объекта, однако, принимая во внимание мнение представителей Духовного управления мусульман европейской части России, согласился с предложением о выводе здания из числа выявленных объектов культурного наследия».
Е.Г. Никулина («Моспроект-2») «отметила историко-культурную и архитектурную значимость здания мечети, а также ее важность как опорного исторического элемента окружающей застройки».
Е.Ю. Дутлова («Моспроект-2») «предложила найти способ сохранения старого здания при включении в комплекс новой мечети».
Ю.В. Жаров (начальник отдела ГУП «Мосгоргеотрест») «доложил о несоблюдении пространственной ориентации объекта на Каабу, аргументируя свое мнение расчетами Мосгоргеотреста и МИИПиК».
(Внимание: работник геотреста рассказывает комиссии, что московские мусульмане в 1904 году неправильно построили свою мечеть. К протоколу приложен «Технический отчет об итогах работы по вычислению направления Москва — Мекка, 2005 г.». Похвальное занятие. Если вы до сих пор не знали, чему посвящены труды столичных ГУПов, то теперь знаете.— КМ)
Д.Х. Гизатуллин (представитель Духовного управления мусульман Европейской части России) «высказал мнение Московского муфтията о необходимости разборки здания старой мечети, михраб которой отклонен от направления на Каабу, что является дезориентацией верующих и не соответствует канонам ислама. Обратил внимание на малую вместимость здания, не удовлетворяющего потребности прихожан».
И.И. Тажиев (архитектор ООО «Архитектурное бюро 2002», автор рассмотренных президиумом предпроектных предложений) «доложил о неудовлетворительном техническом состоянии объекта и крайней сложности его сохранения. Отметил, что в оформлении нового комплекса Московской Соборной мечети будут использованы элементы декора старого здания».
Алгебра и гармония
Затем слово взяли эксперты.
В.А. Виноградов (институт «Спецпроектреставрация», член президиума ИКЭС) «предложил… разрешить разборку старого здания мечети (при условии выполнения архитектурных обмеров и изготовления макета старой мечети для музейного хранения), согласиться со строительством новой мечети по представленному проекту».
(В словах человека, называвшего себя учеником легендарного реставратора Петра Барановского, словно пересказываются постановления 1930-х годов о сносе памятников архитектуры.— КМ)
Т.А. Раздольская (Москомнаследие) заявила, что «здание представляет архитектурно-художественную ценность и должно быть сохранено как объект культурного наследия».
Далее высказывались члены президиума ИКЭС.
А.Л. Баталов (заместитель директора Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль») «предложил подтвердить статус здания как выявленного объекта культурного наследия с последующей реставрацией. Подверг сомнению «ошибочность», по мнению Московского муфтията, расчетов киблы (направления на Мекку) в рассматриваемом объекте… Также отметил, что михраб, то есть «стена киблы», не обязательно является нишей в стене, а может быть выполнен отдельно и поставлен внутри мечети согласно направлению в сторону Каабы».
(Позднее Андрей Баталов расскажет автору этих строк, что определение направления на Мекку для средневековых арабских математиков было постоянным упражнением, из чего, собственно, и выросло то, что мы теперь называем арабским же словом «алгебра». И если уж наши современники взялись поверять своей гармонией алгебру предшественников, неплохо бы знать, что при переделке христианских храмов Константинополя в мечети в них просто правильно ориентировали михраб.— КМ)
А.Г. Векслер (главный археолог Москвы) «согласился с возможностью разборки мечети».
Ю.П. Калиниченко (директор института «Спецпроектреставрация») «отметил необходимость вывода объекта из числа выявленных объектов культурного наследия».
Г.И. Маланичева (председатель ЦС ВООПИК) «предложила сохранить объект в числе выявленных объектов культурного наследия».
М.Ю. Лермонтов (потомок поэта, председатель ассоциации «Лермонтовское наследие») «предложил вывести объект из числа выявленных объектов культурного наследия».
Г.И. Науменко (ученый секретарь ИКЭС) «выступила за сохранение объекта в числе выявленных объектов культурного наследия. Отметила наличие художественной отделки интерьеров мечети начала ХХ века».
Цена одного голоса
После прений президиум ИКЭС проголосовал и принял следующее решение:
«1. Отменить решение заседания N 20 секции N 1… ИКЭС от 30.06.2008 г. об отнесении объекта «Татарская мечеть, 1904 г., арх. Н.А. Жуков» по адресу: Выползов пер., д. 7, к выявленным объектам культурного наследия.
2. Отнести здание к числу объектов историко-градостроительной среды.
3. Заказчику (Духовному управлению мусульман европейской части России) выполнить архитектурные обмеры мечети и детальную фотофиксацию.
4. Согласиться с возможностью строительства новой мечети по представленному проекту.
5. Объемно-пространственное решение нового здания разработать на вариантной основе, предусмотрев сохранение объемно-пространственных характеристик и воссоздание фасадов разбираемого здания мечети».
Результаты голосования членов президиума были таковы. За статус «объект культурного наследия», не допускающий по закону снос или перестройку исторической мечети,— 7 голосов. За иные статусы, то есть в данном случае фактически за снос, тоже 7 («исторически ценный градоформирующий объект — 2 голоса», «объект исторической среды — 5 голосов, включая голос председателя»).
7:7, но вторая чаша перевесила, потому что в ней лежал голос председателя. Председателя Москомнаследия и президиума ИКЭС Валерия Шевчука, который, согласно протоколу, на заседании не проронил ни слова.
Когда дойдет очередь до церквей?
17 июня 2009 года Межведомственная комиссия правительства Москвы по определению статуса объектов культурного наследия под председательством первого вице-мэра Владимира Ресина утвердила январское решение президиума ИКЭС. Комиссия, 11 членов которой из 15 являются чиновниками московских и федеральных структур, сделала это без разногласий. 15 июля распоряжением правительства Москвы (N 1556-рп) мечеть в Выползовом переулке отнесена к числу объектов, «в отношении которых принято решение об отказе в принятии их на государственную охрану в качестве объектов культурного наследия регионального значения».
Теперь разборке исторической Московской Соборной мечети практически ничто не препятствует. Конечно, мэр Москвы может еще взвесить, стоит ли ему оставаться в истории первым за полвека градоначальником, при котором было принято и осуществлено решение о выводе храмового здания с охраны и его сносе. Но он уж и так был первопроходцем в стольких славных начинаниях, что надежд тут немного.
Андрей Баталов на летней пресс-конференции общественного движения «Архнадзор» грустно пошутил: уж если мусульманской общине Москвы не ценна ее историческая мечеть, что ж тут делать ее православным защитникам?
На мой взгляд, им стоит думать вот о чем. Если операция по сносу Соборной мечети пройдет удачно, то надо готовиться защищать старинные небольшие здания московских церквей. Они тоже иногда не вмещают всех прихожан, у приходов есть влиятельные друзья-инвесторы, стройкомплекс радостно возьмется и за церковные заказы, а уж экспертизы о неправильной ориентации древних алтарей на восток будут нарисованы в два счета.
Прецедент уже есть. И почему, собственно, православным в Первопрестольной не будет дозволено то, что разрешено мусульманам?
Опубликовано в «Огоньке»
PS: мнение мусульманских деятелей России.
Справка: Московская Соборная мечеть, построенная в 1904 году по проекту архитектора Николая Жукова, — не только своеобразный и по понятным причинам редкий для Москвы памятник архитектуры. Это и памятник веротерпимой политики столичных властей начала ХХ столетия — разрешение на ее постройку дал великий князь Сергей Александрович. Мечеть — свидетель важнейших событий истории московских мусульман, с 1904 года до наших дней службы в ней никогда не прекращались. Именно в этом здании служили почитаемые московской мусульманской общиной имамы ХХ века Бадриддин Алимов, Абдулвадуд Фаттахиддин, Муса хазрат, Халил Рахман, Мустафа Кютюкчю и многие другие. Именно в этих стенах московские мусульмане собирали в годы Отечественной войны средства на танковую колонну для Красной Армии и читали затем благодарственную телеграмму за подписью Сталина. Именно здесь возносили к небу молитвы посещавшие столицу СССР президент Египта Гамаль Абдель Насер, президент Индонезии Сукарно, лидер ливийской революции Муамар Каддафи.
PS: 7 декабря 2009 года Президиум Центрального духовного управления мусульман России обратился
к мэру Москвы Ю. М. Лужкову с протестом против выведения здания мечети из охранных списков.
10 комментариев