Дом, который построил Лев
Константин Михайлов
Зачем стоять три часа на холоде у сожженного дома? С плакатами, лозунгами и подписными листами, в красных плащах и касках?
Это называлось пикет Архнадзора в защиту дома Быкова, все еще красивого, все еще кекушевской работы. Памятника архитектуры, между прочим.
Ну и что? Из окон на нас посматривали работники Института автоматизации проектирования РАН, в чьем ведении памятник находился и находится до, во время и после пожара. Мимо проходили сотрудники «Моспроекта-2» и НИИ Генплана. Потом, когда истекло разрешенное властями время пикета, мы разошлись. А дом Быкова остался стоять без крыши и ждать зимы.
Мы это делали не только ради дома. Мы это делали ради людей. Чтобы они не чувствовали себя прохожими, от которых в городе ничего не зависит. Чтобы знали: город не равнодушен. Чтобы видели: у города есть защитники, и их становится больше.
Прохожие останавливались. Расспрашивали про дом и его судьбу. Или рассказывали нам, что происходило в доме в последние недели перед пожаром. Подписывали письмо на имя президента Российской академии наук Осипова с просьбой принять безотлагательные меры по сохранению памятника.
Девушка из какого-то соседнего института попросила на время экземпляр письма. Через полчаса вернулась и принесла 38 подписей: поддержали всем институтом. Всего под петицией за сохранение дома Быкова подписались в этот день 150 человек. Другая девушка из какого-то соседнего офиса рассказала, что пожар ее коллеги снимали на видео – все пять с лишним часов, пока тушили. «Я думала, — добавила она, — что ни наше видео, ни судьба самого дома никого не волнуют. Теперь вижу, что это не так».
Осталось только, чтобы судьба дома все-таки взволновала бы и Институт автоматизации, и Академию наук, и Москомнаследие. До зимы, которая начнет разрушать дом не хуже пожара, осталось совсем чуть-чуть.
Если надо помочь с установкой временной кровли, то мы придем.
Для справки: на днях правительство Москвы выпустило распоряжение о консервации дома Казакова в Златоустинских переулках. Через три с лишним года после пожара и частичного обрушения фасада. Сроки – 2010-2011 годы, т.е. еще одна зимовка без кровли казаковскому дому обеспечена.
Дом Казакова до этого исторического решения все-таки дожил.
Сколько сможет прождать дом Быкова?
Фотографии Кирилла Самурского