Символ отречения
Охто-вавилонская башня — символ отречения от российской истории
Открытое письмо Общественного движения «Архнадзор»
Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В те самые дни, когда Вы говорили в Великом Новгороде о необходимости принятия экстренных мер по спасению культурного наследия России, в Санкт-Петербурге решили нанести смертельный удар по одному из самых знаменитых объектов российского наследия – ансамблю исторического центра города на Неве. 22 сентября 2009 года правительство г. Санкт-Петербурга приняло решение о строительстве т.н. «Охта-Центра», офисного комплекса корпорации «Газпром», высотой 403 метра.
Реализация этого решения абсолютно недопустима. Оно находится в вопиющем противоречии с действующими в Санкт-Петербурге градостроительными регламентами и городским законодательством, охраняющим панорамы исторического центра. Оно ставит под угрозу ценнейшие объекты археологического наследия. Оно чревато позорным для России исключением исторического центра Санкт-Петербурга из списков объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Любого из этих оснований было достаточно, чтобы отклонить этот проект еще на ранних стадиях обсуждения.
Достаточно сказать, что признание со стороны ЮНЕСКО международной ценности того или иного культурного объекта не только увеличивает престиж государства, в котором он находится, но и обеспечивает развитие туристического бизнеса, приток инвестиций. В Великом Новгороде Вы заметили, что «наше уникальное культурно-историческое наследие — это блестящий ресурс для развития внутреннего и международного туризма…» Ответом из Санкт-Петербурга стала одобренная городскими властями угроза непоправимого урона этой уникальности.
Ничего, кроме возмущения, не может вызвать желание государственной корпорации потратить гигантские средства – тем более в период экономического кризиса – на “имиджевый” проект, вызывающий к тому же общественное неприятие. Мировая практика дает десятки примеров затратных проектов подобных небоскребов, не доведенных до завершения, не введенных в эксплуатацию или банально оказавшихся невостребованными. Самый одиозный пример — недостроенная уже 20 лет 105-этажная гостиница-пирамида Рюгён в Пхеньяне. Опыт крупных строительных проектов последних лет в Москве и Петербурге убеждает в высокой вероятности такого исхода. Стране, выбирающей стратегическим приоритетом инновации и нанотехнологии,вряд ли к лицу подростковая болезнь гигантомании, тем более наносящей явный вред ее культурным ценностям.
Но есть и более серьезная причина для отказа от этого проекта. Невозможно не согласиться с основным тезисом его сторонников: «Охта-Центр» станет новым символом Санкт-Петербурга. Огромная башня, двойники которой возникают в наше время разве что в странах “третьего мира”, будет господствовать в панорамах северной столицы России, став новой архитектурной доминантой городского ландшафта. Она неизбежно подавит и отодвинет на второй план неповторимые и дорогие для многих поколений жителей России старинные символы Санкт-Петербурга: шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора, купол Исаакиевского собора. Возможно, инициаторы строительства «Охта-Центра» считают, что они внесли в историю Санкт-Петербурга более весомый вклад, нежели создатели уникального городского ансамбля XVIII-XIX столетий, и потому их детище должно господствовать над уникальным городом-памятником, достоянием всей России.
Но это их личная проблема, которая вовсе не должна становиться всеобщей. Кто и когда решил, что Санкт-Петербург нуждается в новом символе? С какой стати прославленные исторические символы города должны отступить на второй план перед офисным зданием? Ради чего традиции трех веков российской истории должны быть принесены в жертву амбициям бизнес-корпорации?
Строительство «Охта-Центра» не просто перечеркнет многолетние усилия нескольких поколений представителей власти, органов охраны наследия, экспертов, общественных деятелей, благодаря которым исторический облик центра Санкт-Петербурга удалось сохранить до нашего времени. Осуществление этого проекта станет символом публичного отречения нынешнего поколения россиян от собственной истории. Строительство «башни Газпрома», которая невольно вызывает в памяти аналогии с Вавилонской, не будет способствовать делу национального согласия, а напротив, обострит общественные противоречия. Более того, оно неизбежно послужит опасным прецедентом для инвесторов и властей других старинных городов России, еще сохраняющих остатки исторического наследия и ландшафтов.
Даже в коммунистические времена, отличавшиеся весьма агрессивным подходом к культурному наследию,исторический облик центра Санкт-Петербурга не был нарушен возведением новых высотных доминант. Даже после прорыва блокады Ленинграда и окончания Великой Отечественной войны жители и власти города, воодушевленные пафосом великой Победы, не сочли возможным возводить гигантские сооружения, способные исказить облик и образ города, который они защищали. И уж конечно, они не могли представить себе, что на это окажутся способны их потомки.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, «Газпром» является государственной компанией. Следовательно, осуществление такого проекта не останется на совести конкретного частного инвестора и властей конкретного субъекта Федерации. Оно неизбежно окажется связанным в общественном мнении с политикой и имиджем Российского государства и его руководителей.
Исходя из вышеизложенного, просим Вас:
1. Вмешаться в ситуацию вокруг строительства «Охта-Центра» и не допустить утраты национального достояния — облика исторического центра Санкт-Петербурга.
2. Рассмотреть вопрос о соответствии губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко В.И. занимаемой должности. По нашему убеждению, глава администрации уникального города, способствующий принятию решения, губительного для его исторического наследия и идущего вразрез с международными обязательствами Российской Федерации, не имеет более морального права его возглавлять.
Координационный Совет Общественного движения «Архнадзор»
28 сентября 2009 года
Сбор подписей под письмом против строительста Охта-центра
32 комментария