Что ж вы ботик потопили?
Константин Михайлов
Опубликовано gzt.ru
Для «сохранения объектов культурного наследия и историко-градостроительной среды на территории города Москвы» городские власти постановили создать (точнее, найти и перепрофилировать подходящее) специализированное открытое акционерное общество со 100-процентной долей города. Попутно ОАО должно заняться «приведением отдельных объектов капитального строительства, полностью или частично находящихся в собственности города Москвы, в соответствие с установленными санитарными и техническими правилами и нормами». Этот нешаблонный ход на ниве охраны памятников записан в недавнем распоряжении правительства Москвы № 1961-рп.
В распоряжении есть вторая часть, немного разъясняющая первую. Утратившими силу признаются 26 пунктов приложения к майскому распоряжению правительства Москвы № 932-рп «О сносе отселенных жилых домов и строений на территории города Москвы». Тому самому, не опубликованному официально, предусматривавшему снос более 100 домов.
Приложение — адресный перечень домов, предназначавшихся к сносу. То, что не успели уничтожить, теперь из «расстрельного списка» выводится. Поздравим город: столичное правительство официально отказалось от намерений разрушить усадьбу графа Льва Разумовского на Большой Никитской, 9, прекрасные старинные дома на Пятницкой, 20, строение 3, Зацепе, 33, Люсиновской улице, 27, в Черниговском переулке, 4, Даевом переулке, 31, Дурасовском, 3 и многие другие. Всего 24 помилованных (один утративший силу пункт в списке был ошибочным, а по другому — в 4-м Крутицком переулке снос, увы, уже произведен). Поздравим и себя — общественников, кто в эти месяцы протестовал против сноса на уличных пикетах, журналистов, предавших гласности секретные планы, экспертов, бескомпромиссно защищавших обреченные дома на заседаниях разных комиссий.
Но праздник, как обычно, получается «с сединою на висках». И не только потому, что ту же усадьбу Разумовского межведомственная комиссия Владимира Ресина рекомендовала не включать в списки памятников регионального значения, т.е. попросту снять с государственной охраны. Перечисляя спасенных, невозможно не вспомнить их собратьев, которым не так повезло: они пали жертвою лихорадочного исполнения 932-го распоряжения посредством бульдозеров летом 2009 года. Старинные дома, ничем не хуже «помилованных», — в Малом и Среднем Тишинском, на улице Гиляровского, на Краснопролетарской и в Костомаровском переулке. Квартал на Садовнической улице, вызвавший градостроительную бурю.
И так далее — за что?
Дома сохраненные теперь перейдут в ведение нового охранного ОАО, которое займется их восстановлением. Список, как говорят, может быть и расширен — за счет иных домов и памятников. Это прекрасно. Но хотелось бы понять, что заставляет столичное правительство в середине мая принимать решение о массированном сносе старинных домов, а в конце августа дезавуировать это решение?
По неофициальной информации из московских властных коридоров, мотивы тут были не столько историко-культурные, сколько экономические. Хозяином домов из списка к 932-му распоряжению, успешно доведшим их до мизерабельного состояния, был город. Снести дом — полдела, надо ведь что-то и построить на его месте. С 1 января 2010 года вступают в силу несколько «отложенных» норм Градостроительного кодекса; после их анализа выяснилось, что внедряемое ими в жизнь соблюдение нормативов и регламентов новой застройки позволит построить на том же участке меньше квадратных метров, нежели в старинные времена, когда этих регламентов не было. А если строительство идет в охранных зонах в режиме «регенерации», то требуются подземные автостоянки, чуть не вдвое удорожающие строительство. Обнаружилось, что городу-инвестору выгоднее реконструировать сохраняемые старинные здания, чем их сносить и строить на их месте новые.
Если б это все они раньше посчитали… Кто, впрочем, остался в выигрыше? Город получил несколько пустырей, на которых теперь можно расставить мемориальные таблички с надписью «Здесь было исполнено 932-е распоряжение правительства Москвы». С цитатами из него же — о том, что функции государственного заказчика на разработку проектно-сметной документации на снос и выполнение работ по сносу были возложены на департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, заказчика — на ОАО «Москапстрой», а генподрядчика — на ООО «УниверсСтройЛюкс». И из городского бюджета — в год кризиса! — на все это было выделено 1 500 000 000 рублей. Можно спросить вместе с Игорем Сукачевым: «так что ж вы ботик потопили?» Вопрос риторический.
6 комментариев