Шефы в Выхине не живут

1951

Михаил Блинкин
Второе издание предвыборных заметок транспортного эксперта

Персонального водителя у меня никогда не было. Проход во внутренний двор солидного федерального ведомства, где мне было дозволено парковать свой автомобиль, вел через шоферскую курилку.
Осовевший от многочасового ожидания «персональщик» мечтал вслух: «Вот еще в Выхине заеду, и домой, спать…». «Ты что, – очнулся от полудремы его коллега, – «шефа» в Выхино повезешь?». Ответную реплику – «шефы» в Выхине не живут! – я с тех пор и запомнил.


Где и что мы строим?

Карту дорожных строек Москвы и ближнего Подмосковья можно смело выверять по цитированной шоферской максиме. «Шефы» не ездят по Алтуфьевскому или Новоухтомскому шоссе; они не живут в Выхине, также как и в Гольянове, Люблине, Печатниках, Братееве, Тушине, Марьине, ну, и далее по списку…
Поэтому мы строим «большую Ленинградку» от Манежа до Шереметьево, не щадя ни Тверской заставы, ни Пушки. Поэтому мы она прокладываем замечательный и столь же «бессветофорный» путь по Краснопресненскому проспекту от Белого дома до Новой Риги, беспощадно изымая все привычные пешеходные и местные транспортные связи у жителей Хорошево-Мневников.

Только что объявлено о планах перевода в «бессветофорный» режим Ленинского проспекта и, тем самым, создания еще одного парадного проезда – от Большого каменного моста до Внуково-2.
Утвержден проект и определен концессионер по платной трассе, которая деликатно названа «обходом Одинцово», но, по транспортной географии является скорее дублером «царского» Рублево-Успенского шоссе.
В «посохинском» Моспроекте-2 ждет своего часа проект строительства тоннеля под Москвой-рекой и далее под Новым Арбатом – от гостиницы «Украина» до Знаменки.

42342

Что у нас получается?

Как узкий специалист по динамике и статистике транспортных потоков утверждаю с полной определенностью: центр Москвы, также как и ее парадные выезды (Ленинградка, Ленинский, Кутузовский, Рублевка… ) едут, с напряжением, со скрипом, но все-таки скорее едут, чем стоят.

«Задние дворы» города, расположенные по радиальным трассам и в примыкающих массивах, зажатых между ТТК, МКАД и железнодорожными путями, – скорее стоят, чем едут. Условия движения в некоторых точках города (типа примыкания Люблинской улице к Волгоградскому проспекту, Уральской улицы к Щелковскому шоссе, Новоясеневского проспекта к Профсоюзной улице, или Котляковского проезда к Каширке, а также в окрестностях метро Планерная, Речной вокзал, Медведково, Чертановская …) являются не просто скверными, но унизительными для человеческого достоинства. Во всех названных и десятках других, неназванных мест, столь же унизительными являются условия передвижения пешеходов и обслуживания пассажиров общественного транспорта.

За 10-15 лет интенсивного дорожного строительства транспортная обстановка на периферии Москвы стала не лучше, а скорее хуже. Разговоры о росте парка, обгоняющем рост протяженности сети в данном аспекте – от лукавого. Дело в том, что городские центры являются проблемными транспортными зонами во всех мегаполисах мира, но практически везде, кроме Москвы условия движения за пределами центра – куда как лучше. У нас же центр города был и остается популярной транзитной зоной. Разумеется, не из любви автомобилистов к московской старине, но в силу сравнительно лучших условий движения по сравнению с «задними дворами». Воистину, «шефы» не живу в Выхине!

0239

Манифест

У меня есть конкретное предложение ко всем партиям, идущим нынешней осенью на выборы в Мосгордуму. Ко всем без разбора – кремлевским, околокремлевским и антикремлевским, системным и несистемным, правым и левым: поддержите лозунги, которые я выдвигаю на правах коренного москвича и, по совместительству, не последнего в городе эксперта-транспортника.

Лозунг первый: не будем копать «Пушку»! Или, в более формальных терминах: объявим мораторий на дорожно-мостовое и тоннельное строительство в центре города и по всем упомянутым парадным трассам.

Лозунг второй: займемся «задними дворами» города! То есть свяжем, наконец, периферийные районы города между собой напрямую, без заезда в центр. Соорудим небольшие межрайонные связки – эстакады, или «проколы» под железными дорогами во всех тех районах, где не живут «шефы». Добавим здесь, на «задних дворах», хотя бы пару новых мостов через Москву-реку. Обустроим, наконец, нормальные выходы из этих районов на магистральную сеть – с развязками, перехватывающими парковками, автовокзалами.
Для затравки я прилагаю к своим заметкам сугубо эскизный шорт-лист неотложных дорожно-мостовых объектов на периферии города. Искренне надеюсь при этом, что горожане-избиратели-налогоплательщики, знающие свои «районы, кварталы, жилые массивы» лучше любых экспертов, его продолжат и уточнят.

0259

Ожидаемые результаты

Первый результат – социально-политический: на «заднем дворе» Москвы живет абсолютное большинство этих самых горожан-избирателей-налогоплательщиков. Им станет легче жить в своем городе!

Второй результат – сугубо транспортный. Я неоднократно писал о том, что при равном воздушном расстоянии между точками отправления и назначения московский автомобилист вынужден наезжать в среднем на 20-30% километров больше, чем его коллега в любом правильно спланированном городе. И еще о том, что центр Москвы был и продолжает оставаться транзитной зоной, восполняющей дефицит межрайонных связей на периферии. Причина того и другого – в крайне низкой связности московской улично-дорожной сети. Берусь утверждать, что реализация наших предложений с гарантией будет способствовать сглаживанию этих дефектов.

Третий, самый главный результат – гуманитарный. Дело в том, что решение транспортных проблем как таковых никогда не бывает единственной целью городского планировщика; он неизбежно обязан искать разумный компромисс между избавлением горожан от пробок и сохранением природной среды и культурно-исторической идентичности города.

Идеал, то есть одновременное достижение двух целей, наблюдается в редких случаях, известных, увы, только по зарубежному опыту.
Обычно чем-то приходится поступаться. В Москве множество раз принимались решения в ущерб гуманитарным ценностям, но формально в пользу транспорта. Есть ряд примеров, когда транспортные соображения приносились в жертву если не гуманитарным, то хотя бы популистским мотивам.

Ряд проектов, связанных с преобразованием московского центра, приводит одновременно как к гуманитарным утратам, так и к усугублению транспортных проблем. Самый характерный пример подобных решений – планируемые тоннели под Пушкинской площадью в увязке со строительством очередного торгово-развлекательного центра.

С этой точки зрения наши предложение абсолютно беспроигрышны. В центре и на главных трассах мы, за время действия моратория, по крайней мере, ничего не испортим, как по транспортным критериям, так и по гуманитарным. Что касается периферии города, то здесь возможности транспортных улучшений вполне очевидны, а риск гуманитарных утрат равен нулю.

Единственным минусом наших предложений является их очевидное противоречие с накрепко утвердившимися в Москве приоритетами парадных «бессветофорных» проездов. Думаю, однако, что совокупность инициаторов, проводников и сторонников этой идеи не слишком велика на фоне всех прочих московских горожан-избирателей-налогоплательщиков.

25435

ШОРТЛИСТ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
НА «ЗАДНИХ ДВОРАХ» ГОРОДА

1. Люблинская улица – Волгоградский проспект. Развязка, или хотя бы левоповоротная эстакада в сторону центра
2. Пролетарский проспект – Каширское шоссе. Развязка, или хотя бы левоповоротная эстакада в сторону центра
3. Котляковский проезд – Каширское шоссе. Развязка, или хотя бы левоповоротная эстакада в сторону центра.
4. Балаклавский проспект – Варшавское шоссе. Эстакада через Варшавское шоссе и Павелецкую ж/д с выходом на Котляковскую улицу.
5. Новоясеневский проспект – Профсоюзная улица. Развязка с Профсоюзной улицей с выходом на улицу Теплый Стан.
6. Улица Фомичевой – Беломорская улица (связка Тушино – Химки-Ховрино) Мост через Химкинское водохранилище с выходом на развязку с Ленинградским шоссе.
7. Дубнинская улица – Череповецкая улица. Эстакада через Савеловское направление ж/д.
8. Уральская улица – Щелковское шоссе. Развязка с Щелковским шоссе с выходом на 9-ую Парковую улицу.
9. Проспект Буденного – шоссе Энтузиастов. Эстакада через шоссе Энтузиастов и малое кольцо МЖД с выходом на улицу Перовской.
10. Вешняковская улица – Рязанский проспект. Эстакада через шоссе Рязанский проспект и Казанскую ж/д с выходом на улицу Ташкентскую улицу.

PS. После первой публикации моего «манифеста» уважаемые коллеги-автомобилисты предложили в своих блогах множество полезных добавлений в наш шортлист.
Процитирую одну из таких записей: «… я бы добавил сюда мост из Нагатино в Печатники с продолжением дороги в Люблино. Как-то нужно соединять Перово с Рязанским проспектом. Нужно соединить, наконец, Западное и Восточно Бирюлево между собой, а желательно еще и с Орехо-Борисовым и Чертановым. Нужно соединять ул. Академика Королева с ул. Руставели».
Предложений по поводу строительства новых «парадных проездов от Бомбея до Лондона» коллеги-автомобилисты не высказывали.
Мне представляется, что обсуждения такого рода представляют собой зачаток нормальной общественной дискуссии по поводу транспортного устройства города. Результаты такой дискуссии, даст Бог, будут когда-нибудь востребованы.

Использованы фотографии из архива ЦИГИ

PPS. Неприятнейшее дополнение: через 2 дня после публикации этого материала на сайте именно на том пятачке, который первым упомянут в шорт-листе (Волгоградский-Люблинская) случилась очередная тяжкая авария с четырьмя погибшими…

20 комментариев

Как же это все верно для жителей Люблина, Печатников, Митин и Химок, но как непонятно для жителей Одинцов, Новых риг и Ленинградок... Действительно, у каждой 3-й станции метро есть шопинг. А ул. Тверская от Белорусской до Охотного ряда сплошной шопинг... Да, можно построить тоннель по Пушкинской (в Париже же есть под Лувром). Но как это не удивительно звучит для Московского Правительства, Лувр при его строительства не сносили (!!!). Правда удивительно?! Почему же у нас нельзя построить, нне снося при это половину Пушкинской площади? Можно! Но?! А как же откаты? Как же впустую потраченные деньги на сооружени/покрасву в желный цвет пандусов для инваливой в домах, где инвалиды никогда не проживали? Да и если бы захотели приехать в гости, приодолев пандус, никогда не въехали бы на 5 ступенек подъезда и 10 от тамбура подъезда до лифта! Зато желтые квадратики просуществовали ровно 2 месяца, пока не затярлись местныеми жителями. Сколько на каждый такой квадрат потратилось денег налогоплательщиков? 1000 р.? 2000 р.?
У моего подъезда в хрущевске на Коломенской желтые квадратики существуют до сих пор. Причем, поскольку там нет ни ступеньки, ни пандуса, а сделать было НАДО, их просто нарисовали на асфальте. Сперва я даже подумал, что так отмечено место для урны... Стоит отметить, что наряду с появлением желтых квадратиков, отмечающих пандусы, забота московских властей об инвалидах проявилась проявилась также в замене всех пандусов на бордюры при ремонтных работах по улице Новинки, со стороны, противоположной парку. Раньше там можно было проехать по тротуару целый квартал без единого бордюра. Теперь бедного инвалида, а также всех москвичей с колясками (детскими и продуктовыми) на этом пути ожидает десяток бордюров, по два на каждый заезд во двор...
Житель Москвы больше года назад   Изменить
Господа! "Шефы" по Кутузовскому, Рублёвке и т.д. ездят по встречной или по "спецполосе". Им на эти новые дороги наплевать, они и так быстро до дома добираются. А вот остальным приходиться стоять, когда перекрывают Рублёвку для "спецпроезда"!Я буду только "За", если когда-нибудь мне дадут возможность добираться до работы и дома.А по поводу жителей щоссе Энтузиастов и т.д.-а что им делать в центре! Пусть там у себя живут! К чему такие хаотичные перемещения по городу! Ведь зачем-то человек купил там квартиру? Значит он там планировал и работать.А если ему надо часто бывать, скажем , в центре, пусть ,или переберётся ближе к центру, или пользуется метро! А центр надо сохранять.
Юлия Викторова больше года назад   Изменить
Трудно не согласиться с выводами и предложениями уважаемого эксперта. Однако, его же анализ доказывает, что даже "зачаток нормальной общественной дискуссии по поводу транспортного устройства города" станет реальным лишь когда "дорогие москвичи" перестанут избирать во власть жлобов, которым абсолютно чужды интересы 98% жителей столицы. Ровно такая же социальная причина не позволит улучшить положение дел с охраной культурного наследия. Власти, которая не желает соблюдать баланс общественных интересов, закон не писан. Зачем утруждаться достижением социального согласия, когда "свой интерес" может быть достигнут более понятными для них методами принуждения? Чаще экономического, а когда надо очень и внеэкономического. Итак, если не обманывать себя, то дело не в "транспортном устройстве города", а в его социальном устройстве. Пока мы не очухаемся от дурмана популистской демагогии Лужкова и его команды - так все и будет продолжаться.
Насчёт жёлтых квадратов хочу сказать, что для инвалида в коляске может и хорошо, а вот для нас, здоровых людей, в слякоть и снег эти квадраты становятся опасными для жизни - столько раз слышала, как все наворачивались на скользких площадках и, думается, съезжали под откос на проезжую часть. Так что много чего надо дорабатывать. А у нас в Ясенево на выезде на МКАД по пятницам большая толпа собирается, наверное это везде так.
А как насчет площади у Белорусского вокзала? ее тоже копать собираются. я так понимаю, сохранение фундамента Триумфальной арки, если он там вообще еще уцелел, в планы градоначальства не входит. И меня вообще очень интересует как это московский Кремль, теперь так сказать, сердце всей страны, продолжает оставаться на половину разрушенным и взорванным. даже на периферии худо-бедно но восстанавливают разрушенное. когда-нибудь начнется нормальная реставрация с воссозданием уничтоженного? что за разговоры идут про замену брусчатки на Красной площади? это что им как двор командой от ЖКХ каждый месяц перекапывать (под замен труб)?
Её не собираются копать. Её уже копают...
Очень трудно утром в районе Войковской (если из центра в область смотреть, то - кварталы справа) въехать на Ленинградское ш. - очереди по полчаса.
Уважаемый "Житель Москвы"! Вот именно, что и хочется и жить и работать в близких друг к другу местах, пусть даже и на выселках! И с удовольствие ездить в центр только для выходных прогулок, когда он пуст в переулках и приятен. Но наши дороги так завязаны, что легче добраться до центра, чем до соседнего район! Особенно на другую сторону Москва-реки на юго-востоке города... И особенно на метро, где, как ни крути, а на соседнюю ветку можно попасть только через центр... П.С. Но иногда раньше квартиры не покупали, а давали... А потом заводы банкротились, а квартиры оставались. Вот и приходиться пермещаться по Москве. А потом институт в одном месте, работа в другом, родители в третьем, магазин в четвертом, библиотека в пятом, книжный приличный, увы, только в ЦАО, парк в Коломенском видн из окна, но до него, что на метро, что на машине ехать около часа...
Житель не первый это придумал - несколько лет назад милиция, проверяя документы на улице, очень сильно интересовалась: какого паршивого чорта я делаю в Беляево, будучи прописанным в окрестностях Речного? То ли ещё будет.
У меня тоже интересовались в подобном смысле. И был я тоже в Беляево:)... будучи прописанным в Раменках. Я с удовольствием сообщил служителям правопорядка, что здесь в Беляево я шёл себе прямо и потом направо, пока они меня не остановили. Как ни странно, юные блюстители общественного порядка поняли меня правильно. Нежнее надо, по индивидуальной программе.:)
Ооо, здорово! А я-то думала, что можно в театр, кино, книжный, гости ходить свободно... А оказывается, это можно делать только в своем районе? Гм, а у меня кроме магазина "Пятерочка" и сходить-то некуда...
Статья замечательна аки глас вопиющего в пустыне.:) Строили в Москве и будут строить там, где заблагорассудится инвесторам. Тем же, кто живёт в Выхино и прочи спальных районах, видимо, остаётся следовать совету одного из комментаторов, живущего, по всей видимости, в своём придуманном мире... Действительно, если человек купил в конкретном районе квартиру, то, следуя логике, он выбирал, основываясь на личных потребностях. Но! Дорогой житель Москвы! ДАЛЕКО НЕ КАЖДЫЙ ЖИТЕЛЬ МОСКВЫ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КУПИТЬ КВАРТИРУ РЯДОМ С РАБОТОЙ!!! С работы, бывает, увольняют, это, надеюсь, ни для кого не секрет? Квартира в Ясенево или Никудино всем хороша, только вот незадача: с работой в этих районах не фонтан...От моей квартиры на Рязанском проспекте за 15 минут можно доехать до Курского вокзала... на пригородной электричке... Мало кто из рафинированных "центровых" согласится на подобные экзорсисы... Но вернусь к статье. Проект весьма хорош собой, но он не будет принят как минимум по одной причине. А именно потому что план развития строительства в Москве уже ЕСТЬ. Он давно разработан и принят, а инвесторы отмывают на нём свои непосильным трудом нажитые денежки. Нет, разумеется, если вы верите в то, что вам говорят чиновнике о пресловутом плане застройке и т.п. - флаг вам в руки! Проект, повторюсь, не пройдёт, потому что работает на нас с вами, на тех, кто является быдлом или же, выражаясь более культурно, "жителями Выхино". А ведь мой дед родился в Карманицком переулке... Досадно, блин.:)
Я живу в Выхино- купили когда-то с мужем здесь кооперативную квартиру. А мой дед купил когда-то тоже один из первых "кооперативов", на Буаманской. А бабушка моя родилась на Малой Бронной и молодость до замужества жила на Большой Грузинской... Живу в Выхино. "Шефы", чья "московская сага" началась, в лучшем случае, лет 20 назад, живут на Бронной и в "Грузинах".
Ну, такими рассуждениями я тут вообще почти не должна быть. Учитывая, что мама с родителями, которые приехали откуда-то из Украины, сначала жили на Университете, который в то время был как раз "окраиной" метро, а папа вообще приехал с далёкого Урала, на данный момент живёт на Кутузовском, будучи прописанным в подмосковной Щербинке. И чего? Работаю я в самом центре, пять минут от кремлёвской стены пешком, живя в том же Ясенево. Пришла к выводу, что очень удобно ездить на метро с одной пересадкой за сорок пять минут, поездка во все предыдущие места работы и учёбы занимала две пересадки и час езды. А недавно в нашем районе встретила англичан. Чего они делают? - снимают квартиру, дёшево и сердито, и район зелёный, тихий, интеллегентный.
Pamita, меня тоже не особо напрягает метро ездить на работу часам к 11 ;-) Но не к 9! Но вот к любимой подруге на соседнюю ветку приходиться ехать через центр... Не спорю, и Ясенево и Пражская и Митино очень жизнеспособные районы, их просто бы более акультурить и сделать их более доступными для въезда и выезда!
На пересечении Пролетарского и Каширки скорее напрашивается тоннель - из-за рельефа местности. А вот левоповоротная эстакада была бы не лишней при повороте с Андропова на Каширку в сторону области. Там вечно пробка стоит. Еще одно место, из-за которого постоянно пробки, причем во всех направлениях - это пересечение Госпитальной улицы с Госпитальной же набережной. Пробки из-за светофора там растягивается аж до Костомаровского моста. Решением бы стало рытье небольшого тоннеля по направлению самой набережной, либо строительство эстакады с Госпитальной улицы в сторону Госпитального переулка и Почтовых улиц ( тоннель более гуманно сооружение имхо). Аналогичный тоннель можно видеть в районе Лефортовского моста. Единственный вопрос - там не удастся сделать съезды на набережную и выезды с нее обычным способом (типа клевера, но на самом деле не он). Слишком узко - с одной стороны военная гошпиталь, а напротив уже Лефортовский парк, с другой стороны корпус М МГТУ. Единственный уже существующий съезд - это с набережной вдоль "нового" корпуса МГТУ в Госпитальный переулок. Но эти выезды можно организовать более длинными путями: через улицу Госпитальный вал и Новую дорогу (со строительством разгонной полосы вдоль стадиона Металлург), через переулки за корпусами М и Э МГТУ. Как-то так. Такие вот наблюдения.
Много упоминается "общественная дискуссия", но нет ни слова про общественный транспорт. Даже если 5% москвичей пересядут с автомобиля на ОТ, ситуация с пробками заметно улучшится. Почему бы не дать именно такой лозунг?
C одной стороны, призыв прекрасен - было бы замечательно, если бы перестали копать, где не надо, строить эстакады на уровне третьего этажа и делать Ленинградку квадратной. С другой, кажется, опять ни слова о том, что для того, чтобы решить проблему перемещения людей в городе - вообще необязательно строить дороги! То есть, разумеется, что-то строить придется, хорошо подумав и спланировав, но всё же - не подменяйте, ради бога, цель. Цель - не переместить N автомашин по улицам, а перевезти людей. Была даже такая картинка смешная - http://tram.ruz.net/committee/struggle/200203len/images/plakat1.jpg В общем, было бы здорово увидеть программу решения задачи перемещения по городу людей, а не машин. Спасибо!
А я вот предлагаю для АВТО ничего не делать, а подумать, как сделать ОТ беспробочным - ПДД, выделенные "встречки", трамваи, сквозные пешеходные тропы и др. Как только ехать на авто станет дольше, чем по-людски - тут же баланс сместится, и на машине станут ездить только действительно по необходимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *