Что нам делать с Генпланом
11 августа эксперты «Архнадзора» подвели предварительные итоги общественных слушаний никому не понятного документа. В пресс-центре РИА «Новости» состоялась организованная общественным движением «Архнадзор» пресс-конференция независимых экспертов в области архитектуры, урбанистики, транспорта, охраны культурного наследия. Как относиться к Генплану Москвы-2025 и могут ли граждане повлиять на развитие города — на эти и другие вопросы эксперты и представители «Архнадзора» отвечали почти два часа.
Накануне второго этапа слушаний, стартующего 12 августа, «Архнадзор» решил предоставить слово экспертам — в связи с многочисленными жалобами горожан и журналистов на невозможность для неподготовленного человека разобраться в материалах Генплана, представленных на выставках в префектурах и управах. В этом начинании нам любезно согласилось помочь РИА «Новости» — за что благодарим.
В пресс-конференции приняли участие:
Михаил Яковлевич Блинкин — научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, кандидат технических наук
Юрий Петрович Бочаров — академик Российской академии архитектуры и строительных наук
Татьяна Александровна Вайнштейн — профессор Международной академии архитектуры, начальник отдела Института реконструкции исторических городов, член Экспертного совета Росохранкультуры
Алексей Алексеевич Клименко — член Президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы
Андрей Игоревич Маргулев — координатор Союза общественных экологических организаций Москвы
Александр Иванович Стрельников, ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства, кандидат технических наук, эксперт Генплана Москвы
Ольга Петровна Сичкова, представитель инициативной группы москвичей «Пушкинская площадь»
И вот что из этого вышло:
125 точек
Эксперты убеждены, что не все понимают значимость слушаний, но развитие города в ближайшие 17 лет, касается всех. Константин Михайлов выразил недоумение, что Генплан обсуждался в 125 точках Москвы.
«Москвичи вынуждены рассматривать свои районы отдельно от других, безо всякой связи своей части с целым. Нет общего представления, нет понимания смысла развития, если хотите – философии развития города. А потом ведь итоги этих слушаний будут утверждены, как некая обязательная процедура, и все», – уверен он.
Многие приглашенные на круглый стол эксперты, например Андрей Маргулев, координатор Союза общественных экологических организаций Москвы и Алексей Клименко, член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы, сошлись во мнении, что обсуждения Генплана оказались профанацией.
Алексей Клименко даже сравнил разработанный Генплан со «старым диваном в клопиных пятнах».
По его мнению, «клопиные пятна» – это будущие деловые центры. «Эти пятна расползаются на весь исторический центр. Разработчики ввели новое понятие – общественно-деловые здания. Но суть при этом не меняется», – считает Клименко.
Тем не менее, все без исключения эксперты призывают граждан приходить на слушания, активно в них участвовать, писать замечания в специальные тетради, проверять их учет.
«Федеральная власть устранилась»
Москва является единственной столицей в мире, где федеральные власти не принимают участие в разработке и актуализации генплана столицы, – заявил академик Российской академии архитектуры и строительных работ Юрий Бочаров. По его словам, федеральные власти в других странах всегда принимают участие в разработке планов столиц, «у нас же подобной практики нет».
«И это парадоксально. Все генпланы столиц в мире рассматриваются совместно городской администрацией и федеральной властью, тогда как Генплан Москвы до 2025 года разработан только столичными властями и решает только частные вопросы дворов и домов, а в целом структура города не рассматривается», – указал он.
«В этом городе нельзя жить»
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, колумнист GZT.RU Михаил Блинкин рассказал, что в странах американо-австралийского типа (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), в частности, в таких городах как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сидней, улично-дорожные сети занимают до 35% от общего объема территорий города.
«В Европе насыщенность дорогами чуть хуже – там улично-дорожные сети занимают 20-25% территорий (Париж, Лондон, Мюнхен). В азиатских агломерациях, где земли для дорожного строительства вообще практически нет, улично-дорожные сети занимают 10-12% (Сингапур, Гонконг)», рассказал Блинкин.
«Что касается Москвы, то здесь территории побольше, но, при этом в столице улично-дорожная сеть занимает 8,4% территории, а по проектировкам Генерального плана будет занимать 8,7% от общего объема города. Это фундаментальное нарушение макропропорций, в таком городе жить нельзя», — заявил он.
«Город – это место, где можно жить и работать в суточном цикле. Так вот, при продолжении происходящих сегодня тенденций, города не будет в самом прямом смысле, в суточном цикле в нем жить нельзя, не успеем. При этом, город разобьется на транспортные изоляты, и уже разбивается. Все грандиозные транспортные объекты, которые были построены в столице за последние 15 лет, не улучшили транспортной составляющей. Я считаю, что необходимо убрать все эти стройки для бессветофорного движения из центра во Внуково или Шереметьево и так далее. В транспортном смысле строительство таких шоссе ничего не изменит. Давайте обустраивать московские «задние дворы», которые имеют убогую пропускную способность и нулевую связанность – одна авария случилась, и город заткнулся», – уверен Блинкин.
Слушания возобновятся
В среду 12 августа в 18.00 по всей столице должны начаться общественные градостроительные слушания по проекту актуализированного генерального плана развития и реконструкции Москвы до 2025 года (генплана-2025). В подавляющем большинстве случаев они пройдут в тех же местах, где с июля были выставлены экспозиции Генплана и новых Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Посетители слушаний — а на них имеют право прийти люди, прописанные или работающие на территории района, — получат возможность не только сказать все, что они думают, но и зафиксировать свои претензии в протоколе либо напрямую записать их в особые тетради претензий.
Согласно Градостроительному кодексу, благодаря которому в России появился институт слушаний, чиновники при дальнейшем обсуждении проекта обязаны принять во внимание мнения жителей. Хотя и вовсе не обязаны их выполнять.
14 комментариев