Аппетит приходит во время беды
Продолжается снос исторической застройки Садовнической набережной. 10 июня комиссия под председательством В.Ресина проголосовала за сохранение этих домов, спустя неделю Ресин изменил решение. Трагическое обрушение одного дома послужило удачным поводом для объявления о немедленной зачистке целого квартала.
Ниже публикуем текст Константина Михайлова, вышедший в сегодняшней «Газете», некоторые выдержки из многочисленных дискусиий во вчеражнем ЖЖ, а также официальное заявление «Архнадзора».
В Москве беда. На Садовнической набережной обрушились часть стены и перекрытия старинного дома. Трое погибших. Первый заместитель мэра Владимир Ресин сказал по телевизору, что виноват инвестор, который без разрешения подкопался под стену. И что надо снести еще дома по соседству, потому что «мы не можем рисковать». Вот так. Несколько лет, пока целый квартал стоял пустой, отселенный, обгоревший, с дырявыми крышами, открытый всем ветрам, бомжам и гастарбайтерам, могли.
Красивый был когда-то уголок Москвы, чем-то напоминающий о Петербурге. Набережная, выгнутый Зверев мост. Дом начала ХХ века на углу Серебрянических набережной и переулка, с оригинальными наличниками и высокими окнами на граненой лестничной «башенке». Соседний дом на углу переулка и Садовнической улицы, 80/2 — огромный, пятиэтажный, с благородными фасадами, также начала прошлого века. Их предлагали поставить на госохрану как памятники архитектуры, но безуспешно. Кстати, 10 июня комиссия при правительстве Москвы по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах под председательством того же Ресина разбирала в числе прочих вопрос о судьбе дома 80/2 по Садовнической улице. Решила сохранить. Решения хватило ненадолго.
Мне почему-то вспомнилось, как на следующий же день после пожара в Манеже, когда еще и головешки не остыли, городская администрация вспомнила о проекте его реконструкции. Теперь администрация над руинами произнесла приговор. Снести. И вон то. И вон то тоже.
Необходимость очередного сноса объясняют заботой о людях — дескать, как бы обрушившийся дом не потянул соседние за собой, как будто это костяшки домино. Однако когда в Москве произошло предыдущее громкое обрушение, в Староконюшенном переулке, не стали разбирать не то что соседние дома, а даже уцелевшие секции обвалившегося здания. Просто укрепили. Могут, если хотят. А если не хотят?
Обычно после катастрофы бывают разборы полетов. Или подкопов. Если дом рухнул вследствие несанкционированных работ — кто запустил туда инвестора-партизана? Кто и как его контролировал? Где была вся эта армия надзирателей и контролеров, без ведома которых обычно кирпич нельзя переложить? Мосгосстройнадзор, Объединение административно-технических инспекций, префектуры, муниципалы и все прочее, содержащееся, между прочим, из кармана городского налогоплательщика?
Московские власти издавна пользуются репутацией крепких хозяйственников. Они, безусловно, крепкие. Им подвластны недра, небеса и стихии. Они строят подземные города. Они готовы громоздить до неба этажи «Сити», вести автострады по крышам. Им по силам и по деньгам великие свершения, даже достройка Царицыно за Баженова и Казакова и реинкарнация дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Будничное и рутинное латание крыш и поддержание в порядке старинных домов, видимо, не так интересно. И стоят десятки таких домов годами в запустении, и иногда падают. А многие из них, между прочим, городская собственность. После очередной катастрофы один из крепких хозяйственников приезжает на место и обводит взором арену грядущей зачистки.
Кстати: на сайте Объединения молодых архитектров Roddom project выставлен проект строительства гигантского многофункционального комплекса на этом месте. Кто был заказчиком этой работы — неизвестно, проект нигде не выставлялся и рассматривался. Однако он объясняет одну важную деталь: предполагаемая новостройка может объединить расматриваемый нами квартал с огромным пустырём, образовавшимся на другой стороне переулка после сноса старинной фабрики. Согласно проекту, ради этого придётся изменить саму трассу Садовнического переулка, отодвинув её на несколько сотен метров к северу. При таком случае компромиссный вариант сохранения фасадов исторических зданий действительно становится невозможен…
Комментарии сторонних наблюдателей в ЖЖ:
shulpyakov:
Я живу в двух шагах от этого места. Этот квартал — вдоль канала — был одним из двух-трех в городе, невероятно напоминавших Питер. Я здесь постоянно слонялся, один или выпивали с дружками, воображая нас где-нибудь на Фонтанке… Теперь весь квартал находится в аварийном состоянии. Видно было, что власти города просто ждут, когда квартал сам загнется. Ну вот и началось.
Еще немного — и квартал останется только на фотографиях. Например, Орхана Памука.
winnivay:
У меня Муж из Питера..сначала не приглядываясь сказал -Фонтанка.:)
Первая мысль была — лужок там очередной фаллос решил построить.
Москву испахабили так, что по городу гулять стало просто противно..
borko:
А на Садовнической набережной у Зверева моста упал наш любимый дом. Много лет, гуляя по вечерам, мы наблюдали его умирание. Он нам нравился — и статью, и как поставлен удачно, видный ото всюду. Гордый дом был, долго держался без всякой помощи.
papadze:
Вот как пчеловоды отбирают жизненное пространство москвичей.
Больного можно не лечить, а собственным бездействием дождаться его смерти. А потом сказать: «Она утонула….»
brel_brel:
Неожиданным было заявление Ресина. Было ощущение (наивное), что постоянные протесты общественности заставили его отказаться хотя бы от самых одиозных сносов в центре. Но вот тут и пришла на помощь смекалка.
kopanga:
Я тоже согласен с тем, что весь бизнес должен быть прибыльным. И это не противоречит сохранению культурного наследия, см Европу…
Тут же комплексно все — как с этим домом. Кто-то хотел как лучше, кто-то как хуже, а вышло как всегда, причем даже не факт что на этом кто-то заработает. Может 10 лет будет пустырь стоять. Должна быть система работающая, чтоб работала система должна быть власть нормальная. Пока всем безразлично какая власть власти тоже все безразлично.
А говорить что во всем деньги виноваты это видеть проблему очень узко.
fe_dot:
Творится какое то безумие, вся новостная лента archi.ru и жж пестрит фотографиями и статьями о массовых варварских сносах зданий в Москве…
Лужкова, как мэра, я не уважаю, не сколько потому, что не согласен с отдельными точечными решениями о сносах/строительстве итп, а потому что за полтора десятка лет он не установил никаких цивилизованных «правил игры» в городе. Не была построена система, которая сама себя бы регулировала, и не была бы завязана только на мнении той или иной конечности конкретных людей.
moscow_saint:
Я прекрасно понимаю, что не могу остановить разрушение города и сохранить дорогой сердцу облик. Поток реки будет стремиться вперед и меняться от поворота к повороту независимо от моего желания или усилий. НО… вроде бы эти люди из того же времени и той же эпохи, пили квас из той же бочки, и это не мешает им так пренебрижительно относится к пока еще Столице страны. Меня раздражает их цинизм, упоение властью, безнаказанность, наглость, наплевательство на закон и жителей города. Я не «борюсь за» сохранение города (это уже невозможно), я «борюсь против» того, что считаю неприемлемым и оскорбительным.
Сегодня, 19 июня 2009 года, общественное движение «Архнадзор» распространило обращение в котором призывает:
Прокуратуру г. Москвы — предпринять меры по немедленному
прекращению работ по сносу исторического квартала на Садовнической
набережной, в том числе для предотвращения уничтожения возможных
вещественных доказательств по делу об обрушении дома No. 71;
обязать власти г. Москвы принять незамедлительные
противоаварийные меры по укреплению и консервации исторических
строений 1, 2 и 3 дома No. 80/2 по Садовнической улице;
Власти г. Москвы — выполнить решение Комиссии при Правительстве
Москвы по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах Москвы от 10 июня 2009 г. о сохранении зданий по адресу Садовническая ул., 80/2;
Граждан Москвы — не мириться с уничтожением исторических зданий и ландшафтов, всеми законными методами и средствами участвовать вместе с нами в борьбе за сохранение нашей истории.
UPD. Угловой дом №80 уничтожен 20 июня 2009 года.
Полный текст обращения ЗДЕСЬ. В материале использованы фотографии Сергея Бреля, Глеба Шульпякова и Дениса Ромодина.
25 комментариев