Реставрация с летальным исходом
Координационный совет «Архнадзора» сообщает:
В Москве, на Большой Никитской улице, 19/16, полным ходом идут работы по “реставрации с приспособлением” памятника архитектуры федерального значения – городской усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Промежуточный результат этих работ – уничтожение подлинного корпуса усадебных флигелей со сводами, конца XVIII – начала XIX вв., а также корпусов XIX в., от которых остались только фасадные стены. Погиб один из лучших и самых оригинальных усадебных дворов центра Москвы, созданный по проекту архитектора Константина Терского – учителя знаменитого Шехтеля. Вторая очередь проекта сулит рытье котлована и строительство нового здания музыкального театра на месте снесенных строений усадьбы. Все это противоречит фундаментальным, принципам реставрации и охраны культурного наследия, основой которых является прежде всего сохранение подлинного исторического памятника.
“Реставрация” усадьбы Шаховских проходит по распоряжению городских властей и с санкции федеральных (Росохранкультура) и городских (Москомнаследие) органов охраны культурного наследия. Однако никакие согласования и распоряжения не могут ни заменить, ни отменить требований закона.
Руководителям органов по охране культурного наследия не может не быть известно, что реконструкция объектов культурного наследия и новое капитальное строительство на их территории запрещены как Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», так и Законом г. Москвы от 14.07.2000 г. № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры». Тем не менее Росохранкультура и Москомнаследие согласовали проект, реализация которого уже привела к уничтожению подлинных составных частей памятника архитектуры, а в будущем угрожает кардинальным искажением исторического облика и планировки объекта культурного наследия.
Закон №26 подписан мэром Москвы Юрием Лужковым, однако его же подпись стоит под распоряжением правительства Москвы № 1576-РП от 17 октября 2002 года «О реставрации и реконструкции здания по адресу: ул. Б. Никитская, д. 19/16, стр. 1, 2», которое прямо предусматривало реконструкцию объекта культурного наследия. На основании этого распоряжения был разработан проект реставрации и реконструкции, осуществление которого началось в январе 2009 года.
Вне утвержденного Москомнаследием в 2005 г. «предмета охраны» объекта культурного наследия оказались подлинные стены и сводчатые конструкции полуциркульного комплекса усадебных флигелей, описанного в составе памятника в паспорте объекта культурного наследия еще в 1993 г. Однако даже в этот урезанный донельзя «предмет охраны» вошли «композиционное расположение наружных стен боковых флигелей» и «архитектурное решение второго этажа флигеля в «большом» внутреннем дворе». Теперь «композиционное расположение» и «архитектурное решение» уничтожены вместе с самим корпусом флигелей.
Задним числом распоряжениями правительства Москвы № 2024-РП от 06.10.2006 г. и № 1757-РП от 17.08.2007 г. текст распоряжения № 1576-РП был исправлен таким образом, что термины «реконструкция» и «строительство» были либо удалены, либо заменены на термин «реставрация с приспособлением». Но действующее распоряжение правительства Москвы № 1757-РП от 17.08.2007 г. гласит: «В целях выполнения работ по реставрации и реконструкции здания…” Таким образом, целью работ на объекте культурного наследия городскими властями по-прежнему провозглашена его реконструкция, что противоречит нормам закона.
Пояснительная записка к проекту “реставрации” сообщает, что «предлагается реконструкция здания», «над историческими фасадами надстраиваются новые стены», предполагаются «частичная реконструкция и перепланировка», устройство двух подземных этажей». Заключение Москомэкспертизы и Мосгорэкспертизы на этот проект (№ 222-П4/06 МГЭ от 07.03.2007 г.) гласит, что планируется «строительство 3-4 этажного, с двухуровневым подвалом… здания музыкального театра, с встройкой между двумя существующими зданиями». Таким образом, документально подтверждено, что проектом предусматривается новое капитальное строительство на территории объекта культурного наследия, что напрямую запрещено ст. 33 Закона г. Москвы.
Под «реконструкцией» п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понимает изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Именно такое изменение и предусматривает проект «реставрации с приспособлением» усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых.
Таким образом, под вывеской «реставрации и приспособления» памятника для современного использования фактически производятся работы по его реконструкции. сносу подлинных частей объекта культурного наследия и подготовка к капитальному строительству на его территории.
Согласно ст. 51 Закона г. Москвы о памятниках истории и культуры должностные лица, юридические лица, граждане несут ответственность за нарушение указанного закона, в том числе за уничтожение или повреждение недвижимых памятников истории и культуры. В ФЗ «Об объектах культурного наследия» в ст. 61 предусмотрена уголовная, административная и иные виды юридической ответственности за нарушение норм указанного Закона. Специальная норма об уголовной ответственности за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры предусмотрена ст. 243 Уголовного Кодекса РФ.
Общественное движение «Архнадзор» призывает Росохранкультуру и Москомнаследие:
— отозвать выданные ранее согласования по проекту «реставрации» усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских и выдать предписания о немедленной остановке работ по сносу и подготовке к новому капитальному строительству на территории объекта культурного наследия;
— принять меры к воссозданию уничтоженных усадебных построек в подлинных материалах и габаритах;
— предпринять меры по корректировке проекта «реставрации с приспособлением» и введению его в законные рамки научной реставрации, не допускающие реконструкции памятника и нового капитального строительства на его территории.
Невозможно не понимать, что происходящее в усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских не соответствует ни духу, ни букве федерального и московского законов о памятниках истории и культуры. Осуществление подобных проектов с санкции органов охраны культурного наследия ставит вопрос и о репутации, и о профессиональной состоятельности этих органов. Во всероссийских и московских органах охраны исторических памятников в ХХ столетии работали Петр Барановский, Борис Засыпкин, Дмитрий Сухов, Георгий Вагнер, Георгий Крутиков, которые в гораздо более сложные времена умели бескомпромиссно отстаивать принципы охраны исторического наследия. Горько будет осознавать, что в начале XXI века их наследники оказались недостойны созданной ими традиции.
PS: видеозапись пресс-конференции «Архнадзора» в РИА «Новости»
6 комментариев