Дом Челнокова
Одной из серьёзных старомосковских потерь прошлого года стал дом Челнокова (Подкопаевский переулок, 2/6) — ещё один осколок сказочного города, первый план этой знаменитой фотографии. От особняка, сохранявшего декор парадных залов середины 19 века, осталась лишь голая коробка стен. Однако печальнее всего то, что эта история происходила на глазах у Москомнаследия: в течении полугода комитет писал предписания о приостановлении работ, однако так и не смог найти методов против ретивого прораба Пелипенко. А Москве остались лишь материалы исследования дома, выполненные специалистами ЦИГИ в 2008 году.
Исследуемое владение находится на территории треугольного в плане квартала № 128, образованного пересечением М. Ивановского, Хохловского и Подкопаевского переулков. Южный угол квартала выходит в Подколокольный переулок (владение 5). Первые сведения об усадьбе и её владельце найдены в квартирных книгах Мясницкой части за 1809 – 1811 годы. В этот период она принадлежала московскому купцу Сергею Федоровичу Клепешникову. На территории находились деревянные жилые и нежилые постройки, всего жилых 4 и ? покоя. В пожар 1812 года все строения сгорели, и до 1820 года указывалась, что это земля купца Клепешникова . В 1820 году эта земля была «зачислена за бригадиршей Дарьей Николаевной Лопухиной».
Впервые исследуемое владение показано на архивном плане 1829 года, когда оно все еще представляло собой пустопорожнюю землю, не застроенную после пожара 1812 года. В этот период земля принадлежала капитану Абраму Ивановичу Алабову, который купил ее в 1829 году у мещанина Павла Дмитриевича Дьяконова. В 1835 году в исследуемом домовладении, которое принадлежало сыну капитана Алабова – подполковнику Ивану Абрамовичу Алабову, появилась застройка. Как показано на упомянутом плане, по южной границе владения были построены в ряд несколько зданий, в том числе двухэтажное каменное жилое, выходившее торцом в Подкопаевский переулок, остальные строения были нежилыми.
С июня 1836 года домовладение перешло в руки купца Луки Ивановича Мамыкина , который сразу подал прошение о строительстве нового жилого дома в северо-восточной части владения и каменных пристроек к существовавшим строениям по южной границе усадьбы. К декабрю 1837 года на углу Хохловского и Подкопаевского переулков был выстроен новый каменный одноэтажный жилой дом с антресолями и жилым подвалом – основной объем современного строения 1. Главный фасад здания в семь осей выходил в Хохловский переулок.
Никаких существенных изменений не происходит до 1856 года, когда владение приобретает почетный гражданин Федор Никифорович Челноков. В этом году по просьбе Ф.Н. Челнокова к главному угловому дому с западной стороны была сделана пристройка одноэтажного с подвалом каменного жилого объема, выходившего в Хохловский переулок, и каменного крыльца, в результате со стороны двора появился второй угловой выступ. Увеличенный в объеме дом заново «отделывается по фасаду» в Хохловском переулке — уже в 9 осей. Тогда же в западном углу владения было построено одноэтажное нежилое каменное строение для конюшни и сараев.
Из купчей от 1895 года известно, что следующий владелец исследуемого участка, потомственный почетный гражданин Михаил Михайлович Челноков, внук Ф.М. Челнокова, продает московскому купцу Михаилу Федоровичу Тихомирову свой «дом со строением и землею под №№427, 428 прежними и № 355 новым и пустопорожнюю землю под № 427», доставшиеся ему по наследству после отца М.Ф. Челнокова. Таким образом, за период с 1861 по 1894 год, Челноковыми было увеличено принадлежавшее им владение за счет присоединения с юга узкой полосы земли с садом, принадлежавшей в 1830-50-е годы соседям с западной стороны купцам Кондратьевым. В 1896 году Тихомиров предполагал заново оштукатурить фасад главного дома с заменой «деревянного карниза на металлический и накладкой фронтона». Неосуществлённый проект был выполнен архитектором А.У. Белевичем.
На плане 1906 года обозначен также обширный сад с деревянной террасой и беседкой. В главном угловом доме в это время находилась квартира домовладельца, юго-восточное жилое строение сдавалось в наем под жилье, остальные строения использовались для принадлежностей. После революции во владении находилось жилтоварищество из 28 жильцов. В 1930-е годы в соседнем владении (Подкопаевский пер., Д.4) находилась пожарная часть. Возможно, в эти годы южная часть исследуемого владения была отрезана, и на ее территории построено здание пожарного депо; границы исследуемого владения вновь стали соответствовать границам 1830-х годов.
2 февраля 2008 года ООО «Хильверсум» в лице прораба Пилипенко начало демонтаж кровли памятника и разборку его восточного ризалита. В середине дня фотографии проводимых работ оказались в ЖЖ, в течении трёх часов ближайшее отделение милиции было завалено звонками с требованиями остановить незаконные работы. К вечеру часов на объект прибыл участковый и — несмотря на выходной день — инспектор Москомнаследия. Работы были триумфально остановлены, однако на том всё и кончилось.
Полгода дом стоял без кровли, несмотря на то, что комитет был поставлен в известность о замечательном открыитии: за подшивными потолками открылась богатая, прекрасно сохранившаяся лепнина середины 19 века. В начале сентября дом был полностью выпотрошен внутри и снаружи. Погибла не только лепнина, но и белокаменный декор фасадов, сохранявшийся от ампирного времени. Часть профилированных карнизов сохранена Николаем Аввакумовым, основателем народного музея Хитровки и ея окрестностей. В настоящий момент ЦИГИ выполнен эскизный проект воссоздания дома в прежнем виде.
PS. Среди архивных материалов по этой усадьбе выискался один, объясняющий происхождение загадочного Ссаного угла между домами 6 и 4 по Хохловскому переулку. Над его природой ломали головы лучшие краеведы Ивановской горки. Приводимый ниже план 1829 года был составлен для урегулирования внутренней границы с соседним владением купчихи Кондратьевой. Согласно купчим, небольшой участок земли у западной межи исследуемого участка входил в оба владения. Похоже, что территориальный спор между владениями не решен по сию пору.
1 комментарий