Бизнес или искусство
Завтра, 3 марта комиссия при правительстве Москвы по сохранению зданий в исторически сложившейся части города под председательством заместителя мэра Москвы Владимира Ресина рассмотрит вопрос о дальнейшей судьбе ансамбля Московского газового завода по адресу: Нижний Сусальный переулок, д. 5. То, что комплекс не признан объектом културного наследия, заставляет серьёзно беспокоиться о его будущем. Причём речь идёт не только о сохранении памятника промышленной архитектуры, но и о пути развития интереснейшего городского района. Интрига та же, что и в случае с ЦДХ: бизнес-парк против парка искусств.
Об истории строительства завода и его архитектурной ценности мы подробно рассказывали год назад. Материал заканчивался оптимистическим сообщением о том, что «комплекс исторических построек Газового завода заявлен к постановке на госохрану». Но, несмотря на поддержку многих экспертов методсовета, ни одна из построек комплекса не получила статуса объекта культурного наследия. Четыре башни-газгольдера и два конторских корпуса, выходящих в Сусальный переулок, признаны ценными градоформирующими объектами (нынешняя практика показывает, что на деле это звание не способно защитить здания от сноса). Судьба остальных построек, включая замечательные производственные корпуса «кирпичного стиля», вероятно, будет решаться на завтрашней комиссии.
По мнению экспертов в области истории архитектуры, все исторические постройки Газового завода образуют единый ансамбль промышленных зданий, редкий для России и находящийся в достаточно хорошей сохранности. В частности, один из газгольдеров до сих пор сохранил уникальную конструкцию перекрытий купола (есть информация, что к проектированию зданий был причастен знаменитый инженер Шухов).
Производство на территории завода остановлено в 2002 году, его площади сдавались многочисленным арендаторам. Необычные здания привлекли внимание художников, дизайнеров, галерейщиков, архитекторов, представителей фэшн-индустрии, в среде которых родился проект реконструкции комплекса бывшего газового завода с сохранением всех исторических построек и приспособлением их к использованию в качестве квартала искусств и арт-бизнеса. Подобные кварталы, созданные на основе промышленных объектов XIX-начала XX в. существуют во многих городах Европы. Авторы альтернативного проекта (ТО «Газгольдер») убеждены: реализация проекта позволит вернуть заводу первозданный облик и создаст совершенно уникальное культурное пространство. Возникнет квартал, подобный Сохо или Челси.
В столице никогда еще не предпринималось попыток сохранения столь крупного целостного комплекса промышленной архитектуры, хотя Москва знает ряд удачных примеров приспособления исторических промышленных зданий к современному использованию: рядом с «Газгольдером» располагается ставший знаменитым Центр современного искусства «Винзавод». В то же время, лучший из образцов индустриальной конверсии Москвы, галерея Artplay, созданная на базе корпусов шелковой фабрики «Красная Роза», в прошлом году снесена ради строительства очередного жилого комплекса.
Коментарий заместителя председателя ЭКОС, генерального директора Центра историко-градостроительных исследований Виктора Шередеги:
— Конечно, это самый настоящий памятник промышленной архитектуры со всеми своими достоинствами и проблемами. Разумеется, речь не идёт о том, чтобы законсервировать его в нынешнем виде. Во всём мире исторический «пром» реконструируется, сохраняя свои ценностные характеристики и приспосабливаясь к нуждам современного города. Наиболее яркий пример того, что можно сделать с газгольдерами при наличии доброй воли — венский комплекс «Газометр».
ЭКОС в своё время одобрил проект Марины Асадовой, согласно которому кроме четырёх огромных башен-газгольдеров сохраняются, реставрируются и приспосабливаются еще восемь фабричных корпусов. Что-то мы согласовывали к сносу в этом обширном комплексе, но я абсолютно уверен, что в «условно-снесенных» не было ничего равного по значимости той части, которая предлагалась к сохранению. Да, вокруг предполагается наворотить немало нового, кому-то это может быть претит, но даже в Вене без серьезных современных дополнений дело не пошло. Попробуйте назвать исторический промкомплекс такого масштаба, который был реставрирован и приспособлен к новым функциям хоть в Советской России, хоть в постсоветской? Кстати, «инвесторам» этот одобренный ЭКОСом предпроект совершенно не понравился и они тут же начали «работать» с Москомнаследия в плане сокращения сохраняемой части. Немецкой фирмой Schweger Assoziierte был сделан проект, согласно которому от завода оставались лишь газгольдеры и два небольших уличных корпуса. Потом зашла речь о строительстве огромного бизнес-парка, тотальном сносе исторического комплекса и «воссоздании» (!) одного из газгольдеров. Не исключено, что на завтрашнем заседании будет продавливаться снос заводских корпусов, возможно, для начала какой-то их части. Тем более, что инвестор заказал дорогущую экспертизу, призванную доказать, что стены зданий навечно отравлены какими-то химикатами. Отмечу также, что мы не знаем, под какой проект у нас будут просить разрешения на снос зданий — согласно новым правилам Москомнаследия, эксперты не информируются о планах инвестора».
Общественное движение «Архнадзор» обратилось к председателю Москомнаследия Валерию Шевчуку с просьбой:
«Учитывая ценность комплекса Газового завода, мы просим Вас отложить рассмотрение вопроса о сносе части строений комплекса на завтрашней комиссии и еще раз вернуться к вопросу о придании ему статуса объекта культурного наследия на Историко-культурном экспертном совете. Уверены, что вопрос реконструкции комплекса такого уровня не должен решаться, исходя из интересов инвестора.»
UPD. 3 марта, в 14 часов поступила информация о переносе комиссии.
13 комментариев