Созидая, не разрушай
Первая публичная акция движения «Архнадзор» состоялась. Пикет в защиту усадьбы Шаховских на Большой Никитской прошел возле памятника Тимирязеву, как и планировалось, с 13 до 15 часов в воскресенье, 22 февраля.
Мы дебютировали в 10-градусный мороз при ясном небе и ярком солнце.
В общей сложности нас – тех, кто успел постоять за эти два часа в пикете, набралось человек сорок. Замерзших сменяли вновь пришедшие. Мы – это мужчины и женщины разных возрастов и профессий, преимущественно молодые. Все спокойные и веселые.
Было весело, правда.
Далеко не все мы были знакомы друг с другом, но у нас были общие убеждения и общее дело, которое в этот нежаркий выходной выгнало нас из дома и привело на площадь. Вот это и есть гражданское общество – познакомьтесь.
Над нами, возвышаясь в небе, каменный Тимирязев – образцовый русский интеллигент классической формации, много на своем веку повидавший, ныне друг голубей и мирный страж Никитских ворот – с укором взирал туда, где ядовито-зеленая сетка скрывала фасад усадьбы Шаховских. Впрочем, шила в таком дырявом мешке не утаишь. О том, что происходит за сеткой, можно было прочитать в нашей листовке; с тем, что там собираются натворить, можно было воочию ознакомиться на наших планшетах.
То, что мы думаем обо всем этом, было написано на наших лозунгах:
«Усадьбе Шаховских – защиту закона!»
«Прощайте, московские дворы?»
«Созидая, не разрушай».
Мы любим театр, мы уважаем оперу. А еще мы любим Москву и уважаем закон. И нам непонятна извращенная логика, противопоставляющая интересы сегодняшней культуры интересам культурного наследия.
Нам непонятно, почему вместо того, чтобы подарить городу еще один современный оперный театр в дополнение к малому залу, уже имеющемуся в доме Шаховских, надо с упорством, достойным лучшего применения, крушить памятник федерального значения.
Мы не понимаем, почему прекрасный двор – этот бесплатный уличный театр древнерусской архитектуры, срежиссированный в 1886 году Константином Терским, вернее, то, что от него останется, должен быть отнят у горожан и навсегда заперт в интерьере театра, куда можно будет проникнуть только по билету.
Мы не понимаем, почему уважаемые органы охраны памятников – Росохранкультура и Москомнаследия – допускают надругательство над памятником и над законом, который его охраняет.
Все это нам попытались по-своему объяснить десяток женщин, пришедших на нашу акцию с рукописным плакатиком «Руки прочь от «Геликона». Их явление порядком оживило начало пикетирования. Правда, они, как выяснилось, и сами не очень-то понимали, что происходит. Тот, кто обзвонил этих самоотверженных театралок, наговорил им ужасов и поднял на защиту любимого «Геликона» неведомо от кого, здорово их подставил. Несанкционированное пикетирование – вот как на языке Кодекса об административных правонарушениях называются те действия, на которые их подбивали. И только благодаря снисходительности сотрудников милиции и представителя управы дело обошлось без задержания и штрафов.
Минут через десять контрпикетчицы, не преуспев в своем деле, отправились по домам. А мы остались. Акция пошла своим чередом.
Сто экземпляров листовки, которую мы раздавали прохожим, разошлись в первые полтора часа. По листовке каждые 54 секунды.
Прохожие… О, это стоит отдельного рассказа. Мы отчего-то убеждены, что живем в городе равнодушных, ничем не интересующихся людей. Может быть, это случайность, но с 13 до 15 часов 22 февраля мимо памятника Тимирязеву проходили совсем не такие люди. Они шли поодиночке, семьями и дружескими компаниями. Они замедляли шаг при виде пикета и разглядывали лозунги. Они останавливались на морозе, чтобы вчитаться в листовку. Многие подходили, чтобы внимательно рассмотреть планшеты, и заговаривали с пикетчиками. Они знали, в чем суть дела. Они узнавали «Архнадзор».
Некоторые пытались нас предостеречь. «Вы не знаете, с кем вы связались!», — говорили нам. «Да нам, вообще-то, все равно, — искренне отвечали мы. – Мы же не против кого-то или чего-то, мы – за. За памятник, за закон, за наследие».
Вот так мы и простояли свои два часа. Мы довольны.
Мы благодарны всем, кто пришел нас поддержать, всем, кто сочувствовал, всем, кто информационно освещал нашу акцию, и всем, кто помог организовать её и обеспечивал безопасность.
Спасибо вам, активисты организаций и движений, выступающих в защиту культурного наследия нашего города.
Спасибо, не активисты, а просто граждане, просто неравнодушные москвичи.
Спасибо, местные жители.
Спасибо, журналисты.
Спасибо вам, замечательные прохожие.
Спасибо, префектура ЦАО. Спасибо, управа и ОВД Пресненского района.
Нам понравилось. Мы придём еще.
3 комментария