Чудо о Змее
Максим Перевитский
Было в древности у людей такое мнение, что воды земные — источники, да ручьи с реками – ни что иное, как змеи разные. Сами посмотрите, как похожи на топографической карте: родники да ручейки на маленьких змеенышей, речки на обычных змей, ну а сливаясь в большую полноводную реку — превращаются они в многоголового Змея Горыныча.
Так и рисовали древние люди свои орнаменты – наверху солнце с луной, посреди мать сыра земля, на ней люди да зверюшки разные, а на земле и под землей – змеи. Потому змей у нас не то что б очень уважали, но особо и не боялись, лишний раз не трогали, а уж тем более не ели и кровь их для повышения тонуса не пили, даже с водкой.
А к тому я это все, что жил недалече от Москвы один такой змей — не то чтоб Горыныч, но и не ужик какой. Лежит он и сейчас на территории музея-заповедника Коломенское и зовется Голосовым оврагом. Разделял он когда-то два крупных подмосковных села: Коломенское и Дьяково Городище.
На старых туристических схемах Москвы, рядом со значками памятников истории, археологии и архитектуры можно было увидеть веселенького вида звездочку или снежинку, довольно редкую для Москвы и означавшую, что здесь расположен интересный природный объект. Таких объектов в Москве было не так уж и много…
Одним из них и являлся уникальный памятник геологии – Голосов овраг. Я не силен в этой науке и, честно говоря, не знаю, что конкретно показывали студентам на экскурсиях, проводимых различными профильными ВУЗами. Но одно знаю точно – ни один из маршрутов не мог обойтись без посещения двух удивительных валунов, лежащих на склоне Голосова оврага. Их вид, да и сам факт присутствия в этой местности уже были поводом для проведения отдельной выездной лекции по геологии.
Валуны эти были принесены льдами Московского оледенения случившегося на нашей земле 170 – 125 тыс. лет назад и освобождены из недр земли бойким ручьем, породившим и веками самозабвенно углублявшим Голосов овраг.
Археологические изыскания показали, что люди возле камней стали появляться как минимум с раннежелезного века, когда господствовала на московской земле Дьяковская культура, культура древних фино-угров. Что и не мудрено — народы этой этнической группы испокон веков поклонялись камням или «сейдам» (а некоторые поклоняются и до сих пор).
Пришедшие им на смену славяне тоже не обошли валуны своим вниманием. Видимо, именно при них появились на поверхности камней большие лунки. Это следы известного у славян культа «живого» огня, т.е. огня добытого в определенный праздничный день путем трения деревом о камень. Несколько человек горизонтальной балкой прижимали вертикально упертое в камень бревно, а еще несколько – раскручивали его при помощи накинутой веревки. Только используя столь массивные приспособления в нашем влажном климате можно быстро добыть огонь трением.
Название Оврага «Голосов» есть ни что иное, как изменившееся во времени слово «Волосов». В 18 веке он именовался Власиев, а святой Власий — христианский преемник Велеса (Волоса), бога скота и богатства (что тогда было одно и то же). Ну а сами камни зовутся: Девий (тот, что на склоне) и Гусь–камень (который на дне оврага). Девий камень особо специализируется по женским болезням, помогает от бесплодия. Гусь же — камень широкого профиля. При этом оба на раз исполняют желания, независимо от пола просящего.
Если вы спрячетесь в кустах возле одного из чудесных камней (и вас при этом не примут за маньяка), то вы увидите массу способов ублажить камень и получить различные блага от него. Кто только не приходит сюда! То старушка, парадоксально крестящиеся этому земному воплощению языческого божества, отобьет несколько земных поклонов, споет про Богородицу что-то, отчего увяли бы уши у любого богослова; то трепетная парочка, с внешностью безумных физиков, алчно опустит свои седалища прямо на исцеляющую поверхность; а то — суровые мужики громогласно потребуют от камня силы берсека. Ну а чаще всего сюда просто приходят люди, ставят свечки, кладут конфетки да яблоки, что-то тихо говорят или просто молчат, да и уходят прочь. Не так давно на деревьях возле камней стали еще и завязывать ленточки. Началось это лет 10 назад, когда народ наш начал свободно путешествовать по свету и подсмотрел этот обычай где-то в буддистских краях. До этого около камней никаких ленточек никогда не было…
Говорят, что в день Святого Георгия Победоносца возле камней проходит православная служба. Для чего? Может, что бы хоть как-то нейтрализовать этот очаг язычества.
Но не только валунами мог удивить Голосов овраг. Те, кто из года в год бывал в этих местах, видел, как живет овраг. Как быстро ручей менял свое русло, глубоко разрезал землю, или опять оказывался на прежнем уровне после мощного оползня. Как неожиданно образовывались шумные водопады и как так же неожиданно исчезали. Как начинали вдруг бить родники невиданной силы из подмытого ручьем склона.
Много существует легенд о чудесах Голосового оврага. И про отряд Крымских татар, скрывшийся в тумане оврага при Иване Грозном, а вышедший из него через 50 лет, уже при Михаиле Федоровиче Романове. И про местных мужиков, что зашли в середине XIX века в овраг, а вышли из него спустя 20 лет, на удивление родственникам, совсем не изменившись.
Экстрасенсы утверждают, что в Голосовом овраге заклинивают их маятники и рамки, у геофизиков сгорают приборы, ну а различных журналистов да художников невиданная сила просто расшвыривает по оврагу как горох, наплевав на гравитацию. Не знаю, не присутствовал. Могу сказать только, что желания, загаданные на чудо-камнях почему-то действительно сбываются. Ну а из бесследных исчезновений могу лично поручиться лишь за одно – за исчезновение старообрядческой часовни, до революции стоявшей над одним из родников. Сколько не искали ее остатки – так пока и не нашли…
У многих, кто бывал в Голосовом овраге не как турист, а приходил сюда осознанно, есть своя история. У одних она связанна с чудодейственной силой Камней, у других со странными встречами, случившимися на этой территории, у кого-то с неожиданными находками… Так пару лет назад Ваш покорный слуга пообещал на спор в течении 15 минут найти материальные следы, оставленные не только Дьяковцами, но и древними славянами. Не прошло и половины намеченного времени, как в ручье я нашел обломок горлышка глиняного горшка датирующегося временами летописного основания Москвы.
Особенно интересно было в Голосовом овраге ночью. Сообразно каким-то тайным ритуалам на Камнях зажигаются свечи, на террасах оврага, в руках нинзяобразных мужчин, гремят деревянные имитации самурайских мечей, из уютных зарослей орешника раздается многоголосое пение древнеславянских заклинаний, а возле многочисленных источников слышится радостное фырканье совершающих там магическое омовение…
Постановлением Правительства Москвы от 8 июня 2004 г. № 383-ПП «О памятниках природы в городе Москве» оба чудо-камня и сам Голосов овраг были занесены в «Перечень природных объектов и комплексов, планируемых к образованию в качестве особо охраняемых природных территорий города Москвы — памятников природы регионального значения» под номерами соответственно 77, 78 и 86.
Казалось бы, что может быть выгоднее для городского хозяйства? Реставрации и дорогостоящего обслуживания природные объекты не требуют, на то и природные. Только не трогай их, да порядок вокруг наводи, а об остальном мать-природа сама позаботится. Так считали и мы, но как выяснилось, ошибались. В свете прогрессивных воззрений на московские достопримечательности («чтобы все блестело» + подземный паркинг), природа явно не справляется с возложенными на нее городом обязанностями. В результате чего, часть ее полномочий город взял на себя.
Теперь уникальные выходы древних пород, различные геологические обнажения и еще толком не исследованный культурный слой здешних археологических памятников укрепляются сваями, красиво выравниваются, засыпаются привозной щебенкой, затягиваются сеткой, а сверху бережно накрываются матами газонной травы. Спи спокойно, Змей!
До недавнего времени Овраг-Змей жил. Каждый год, по весне его было не узнать. Там где недавно проходила тропинка — шумел водопад, где по пологому склону оврага были прорублены ступеньки — возвышалась отвесная стена обрыва. А знаменитые источники! Когда гастарбайтеры уже начали вколачивать в склоны оврага огромные сваи, прямо под Девьим камнем, в глубокой, промытой ручьем ложбине забил ключ невиданной силы. Поток воды был таков, что за несколько секунд наполнял пятилитровую канистру, при этом удержать ее было весьма сложно из-за напора воды. Родник просуществовал месяца два. Творцы новой геологии убили его, забив сваями, каркасами, арматурными и дренажными сетками. Есть ли дело гнуснее, чем засыпать родник?!
По странному стечению обстоятельств Голосов овраг связывают с именем Георгия Победоносца, Змееборца. Говорят, что чудо-камни — это различные части тела его коня, а родники — следы копыт. Казалось бы: напустили на нашего Змея главного Змееборца…
Да только наш Змей и наш Георгий друг другу не враги. Это там, на официальных скульптурных композициях один шинкует другого как колбасу, а второй злобно гримасничает из-под пуза богатырского коня. А нашим делить нечего… Каждый делает свое дело, каждый по своему. Здесь, в Коломенском, в овраге, сидят они вечерком рядышком: Егорий, Змей, да Конь. Сидят, молчат, воздухом дышат, солнце провожают, да смотрят, как народ московский уже какую тысячу лет карабкается по склонам к двум древним валунам. Как строгие мужчины мечами деревянными машут, а мужчины помягше — девкам сказки рассказывают. Смотрят, как чудодействуют люди, кто от праздности, а кто и от безысходности. А коли у кого уж совсем дела плохи, переглянутся Егорий, Змей да Конь, вздохнут, да глядишь и помогут. А поутру займут места на своих скульптурно-геральдических композициях, работа у них такая…
Пройдет время. Кончатся шальные деньги, которые неизвесто куда б еще вложить. Московские ливни смоют в Москву-реку щебень, песок и торф «Новой геологии», дренажные и арматурные сетки растащат по дачам москвичи, склоны зарастут бурьяном, а освободившийся ручей продолжит врубаться в породу, освобождая новые родники, делая дорогу к Камню еще более непроходимой. На радость геологам и в испытание ищущим чуда…
От редакции: Дорогие читатели, не найдется ли у кого старых фотографий Дьякова и Коломенского — особенно интересуют несохранившиеся деревни? А также Орехова, Борисова, Шипилова и вобще всего, что есть….
Это исчезло не так давно, у жителй окрестных районов вполне могут сохраняться любительские карточки.
6 комментариев