Чужая слава

Николай Кириллов

Недавно на территории Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове был установлен памятный знак в честь адмирала Федора Головина (1650 — 1706). В октябре появится второй, также в виде надгробного креста — в честь композитора Александра Алябьева (1787 — 1851). Беда не столько в том, что оба памятника находятся в 300 метрах от того места, где им должно быть, а в том, что общественность, похоже, сознательно вводится в заблуждение.
 

Анонсировал появление памятника А.А.Алябьеву пресс-релиз, где говорилось следующее: «…в Москве на территории Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове будет установлен памятный знак композитору Александру Алябьеву. Композитор и участник Отечественной войны 1812 года А. Алябьев был похоронен около храма близ северной ограды, рядом со своими родителями».

Здесь есть явно намеренная попытка создать миф. Дело в том, что Алябьев действительно был похоронен «около храма близ северной ограды, рядом со своими родителями», но не возле Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, а близ собора Успения Пресвятой Богородицы Нового Симонова монастыря.
Далее в том же пресс-релизе сказано: «На протяжении многих веков рядом с древнейшим Храмом в Старом Симонове находился обширный некрополь — монастырское кладбище, на территории которого были захоронены верные сыны России: первый российский князь Симеон Бекбулатович, младший сын Дмитрия Донского Константин, Мстиславские, Урусовы, Юсуповы. Сулешевы, Бутурлины, Татищевы, Новосильцовы, Нарышкины, Шаховские, Вадбольские, граф Федор Алексеевич Головин и его сын адмирал Николай Федорович, дядя А. С. Пушкина Николай Львович, писатель, автор описания Симонова монастыря В. В. Пассек, композитор А. А. Алябьев, типограф С. И. Селивановский, известный коллекционер А. П. Бахрушин, а потом здесь находилась фамильная усыпальница Аксаковых».

На деле же совершенно достоверно известно, что все эти люди захоронены на территории кладбища не Старого, а Нового Симонова монастыря. Симонов монастырь был основан в 1370 году по благословению св. Сергия Радонежского его учеником и племянником — преподобный Федором. Изначально он располагался у большой дороги в Москву, но Федор, стремясь найти большее уединение, уже через девять лет после основания перенес свою келью чуть дальше и основал Новый Симонов монастырь. В дальнейшем эта обитель стала главной, а Старое Симоново, напротив, превратилось в скит. В нём сохраняется небольшая церковь Рождества Богородицы, построенная в 1509 году. Большая же часть построек богатого Ново-Симонова монастыря была уничтожена в начале 1930-х, на месте собора и прилегающего к нему некрополя построено здание ДК ЗИЛ.

«На самом деле из значительных с точки зрения русской культуры и истории лиц в Старом Симонове похоронены только двое – герои Куликовской битвы, иноки Пересвет и Ослябя. Некрополь там существовал и позже, хоронили при церкви Рождества Пресвятой Богородицы вплоть до начала 16 века, но представителей значимых родов московского общества среди захороненных там нет, они лежат по соседству – на кладбище Нового Симонова монастыря», — рассказывает сотрудник кафедры региональной истории и краеведения факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, специалист в области истории России до XVII в., генеалогии, истории некрополя Сергей Шокарев.

Что же, написанную в пресс-релизе ерунду никто не вспомнит уже через неделю. Однако памятные знаки в честь Ф.А. Головина и А.А. Алябьева выполнены именно как могильные кресты. Там, конечно, не говорится прямым текстом, что «здесь покоится…», но у каждого, кто видит эти памятники, такое впечатление может создаться. Эта история напоминает рассказанную Довлатовым в повести «Заповедник»:

Потоцкий выдумал новый трюк. Он бродил по монастырю. Подстерегал очередную группу возле могилы. Дожидался конца экскурсии. Отзывал старосту и шепотом говорил: «Антр ну! Между нами! Соберите по тридцать копеек. Я укажу вам истинную могилу Пушкина, которую большевики скрывают от народа!» Затем уводил группу в лес и показывал экскурсантам невзрачный холмик. Иногда какой-нибудь дотошный турист спрашивал: — А зачем скрывают настоящую могилу?
— Зачем? — сардонически усмехался Потоцкий. — Вас интересует — зачем?
Товарищи, гражданина интересует — зачем?
— Ах, да, я понимаю, понимаю, — лепетал турист…

В пресс-службе издательского совета РПЦ, где и был составлен пресс-релиз, объяснить, что имелось в виду под описанием расположения захоронения, и какая церковь имелась в виду, затруднились, сформулировав свое затруднение в таком ключе, что мол, как написали, так написали: «Вообще могила там недалеко», — туманно поведал не представившийся сотрудник. После того, как связь прервалась, к мобильному телефону он уже не подходил, поэтому более развернутый комментарий получить не удалось.
А вот почему составлением пресс-релиза занимались сотрудники издательского совета, долго выяснять не пришлось – настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове является главный редактор «Журнала Московской Патриархии» и председатель издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев.

К настоящему времени Старое Симоново – это небольшой церковный двор, со всех сторон окруженный территорией завода «Динамо». Но у настоятеля есть большие планы по расширению: он является автором концепции создания здесь мемориального духовно-просветительского и культурного комплекса русской воинской славы. Он будет посвящен победе на Куликовом поле и сосредоточится вокруг храма Рождества Пресвятой Богородицы, между Восточной улицей и Москвой-рекой. Историко-мемориальная зона должна включить диораму Куликовской битвы, выставочный комплекс, детский культурно-просветительский центр, православную гимназию, гостиницу для паломников, Кадетский корпус, памятник Пересвету и Ослябе. Проектируемый комплекс будет расположен на территории . Предусматривается устройство проезжей набережной, причала для речного водного транспорта, стоянок для туристических автобусов и парковой зоны. Создание духовно-просветительского комплекса должно быть включено в федеральную программу «Культура России». Вероятно, оснащение Старого Симонова надгробиями несуществующих мемориальных могил стоит считать частью этого масштабного проекта.

Тем временем на территории Нового Симонова монастыря начинается воссоздание некрополя, где будут среди прочих усопших поминаться также и Головин с Алябьевым. Это запутает всех. Однако Новый Симонов, в отличие от Старого, имеет полное право на создание такого мемориала, хотя самого кладбища теперь не существует. Захоронение А.А. Алябьева находится в сквере около ДК ЗИЛ, а Ф.А.Головина – под самим зданием клуба (кстати, здание построено на ленточном фундаменте, то есть перекрытые им могилы могут находиться в сохранности).

По словам Сергея Шокарева, ситуация с некрополем Нового Симонова монастыря уникальна ещё и по той причине, что после его разрушения остались подробные могильные книги 19 века, в которых представлены полные описание некрополя, вплоть до вида каждого памятника и нанесенных на него надписей: «Можно представить, над кем стоял крест, где была колонна, где просто плита лежала. Поэтому есть возможность сделать научную виртуальную реконструкцию с несколькими сотнями или даже тысячами имен. Работа эта на долгие годы, но она осуществима», — говорит Шокарев.

Однако сегодня, как видно, научная реконструкция актуальна менее вдохновенного мифотворчества. Тема «воссоздания» несуществующих памятников родной истории получает дальнейшее логическое развитие, и каждый его этап всё более абсурден.

 

От редакции: заметьте, прямо на глазах сбываются самые идиотские предсказания…
«За отдельную плату Вам доставят полюбившееся захоронение любого из старых Московских некрополей. На правах арендатора Вы сможете владеть могилами представителей престижных дворянских династий, популярных классиков русской литературы или советского кинематографа, членов политбюро ЦК КПСС (льготная распродажа).»

5 комментариев

Наталия Соколова больше года назад   Изменить
Просто сюр какой-то. Вспоминается профессиональный анекдот. Диалог в антикварном магазине, покупатель, глядя на выставленные на продажу портреты: "А кто здесь нарисован?" Продавец: "Предки". - "Чьи?" - "Купите, будут ваши".
Мы, краеведы Южного округа, много лет работающие над восстановлением и изучением Симонова монастыря, присоединяемся к мнению автора статьи. Это вопиющее безобразие. В Симоновом монастыря ведется большая работа по восстановлению некрополя. Были найдены обломок плиты с могилы Веры Аксаковой и надгробие декабриста Васильчикова. Три надгробия установлены на своих местах. Был восстановлен некрополь под трапезной церковью. Где, между прочим, похоронен зять Пушкина Гартунг. Замечание - на вашем плане неправильно указано захоронение родителей композитора, они были похоронены у церкви Александра Свирского, что и явствует из описания, на которое вы ссылаетесь.
Ещё "чудесное" на ту же печальную тему: http://vmdaily.ru/news/dvorets-kulturi-zil-zashchitil-ot-snosa-simonov-monastir1354636262.html ДК ЗИЛ, оказывается, ни много ни мало, "защитил Симонов монастырь от разрушения". Защитил так защитил, ничего не скажешь!
Родители композитора, которого вы упоминаете это Алябьевы? А могилу самого А.Алябьева возможно определить сегодня? Будьте добры, ответить, если можно. У меня не праздное любопытство. В селе Рязанцы Щелковского р-на М.О. Алябьев жил в имении сестры Исленьевой , также он здесь венчался с Офросимовой, в девичестве Римской-Корсаковой. Здесь же проходитнжегодный вокальный фестиваль Алябьевский соловей. Нам интересно, возможно ли восстановление его могилы в принципе, или она ушла под новостройку. Спасибо.
Алла, наши розыски дали следующее: Сама территория некрополя (вдоль восточной стены, два участка по сторонам надвратной церкви) по большей части не застроена. Корпусом ДК накрыт вкось угол северного участка. Погребен в усыпальнице (или склепе при) больничной церковь Сошествия Св. Духа (Александра Свирского), перестройку которой финансировали Алябьевы в 1852 году. Место больничного корпуса перебито по центру северным торцом ДК. Вот эта церковь после перестройки / Позади северо-восточная башня Дорожки ведут к колокольне (слева за краем кадра). // Здесь церковь хорошо видна между башней (левой) и колокольней, сразу за стеной // вот здесь при наложении (опция "наложить карту" в правом окне) торец ДК попадает прямо на церковь // здесь не дотягивается // здесь тоже не дотягивается но погрешности большие // По плану в 10-томнике "Памятники архитектуры Москвы", ДК все-таки дотягивается В лучшем случае это где черный парапет с высоким деревом слева от оранжевой дамы // Вот план из ПАМ Но здесь больничный корпус (18) показан как ранний, а он был укорочен для строительства ворот с колокольней (20), церковь занимала правое крыло. Похоже на палату со столпом, по которому аккурат идет линия стены ДК Вот место церкви после перестройки (внизу слева, план перевернут) // "Будучи в Москве (в августе 1910), я посетил могилу Алябьева. Прибыв в монастырь, я попросил провести меня к церкви. Сторожа не знали, где похоронен Алябьев. Подойдя к церкви, я увидел тяжелую железную дверь склепа, запертую висячим замком. Сторож пошел за ключами и долго их разыскивал. Принеся, наконец, громадную связку ключей, он начал их подбирать к замку, потом пошел за другими и после чуть ли не получасовой возни с замком открыл его. Однако, в склепе могилы Алябьева не оказалось. Тогда начали открывать другую железную дверь с другой стороны церкви. На этот раз поиски не оказались тщетными. В полутьме склепа я увидел большую чугунную плиту и мог, однако, явственно различить отлитую на ней надпись: † Александр Александрович Алябьев Родился 4-го августа 1787 года Скончался 22 февраля 1851 года Супруга его Екатерина Александровна Рожденная Римская-Корсакова Родилась 15 августа 1803 года Скончалась 1854 года Марта 9-го дня Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем. На стене над могилой большое белое запыленное Распятие, а перед ним лампада. Когда-то чьей-то заботливой рукой в ней поддерживался огонь. Теперь давно уже она не теплится. Могила Алябьева совершенно забыта, и, когда я сказал открывшему дверь сторожу и присутствовавшему при этом случайно проходившему послушнику, что похороненный здесь был известный композитор - они очень удивились... ” // Тимофеев Г. // А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества. М. , 1912, с. 31--32.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *