Чужая слава
Николай Кириллов
Недавно на территории Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове был установлен памятный знак в честь адмирала Федора Головина (1650 — 1706). В октябре появится второй, также в виде надгробного креста — в честь композитора Александра Алябьева (1787 — 1851). Беда не столько в том, что оба памятника находятся в 300 метрах от того места, где им должно быть, а в том, что общественность, похоже, сознательно вводится в заблуждение.
Анонсировал появление памятника А.А.Алябьеву пресс-релиз, где говорилось следующее: «…в Москве на территории Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове будет установлен памятный знак композитору Александру Алябьеву. Композитор и участник Отечественной войны 1812 года А. Алябьев был похоронен около храма близ северной ограды, рядом со своими родителями».
Здесь есть явно намеренная попытка создать миф. Дело в том, что Алябьев действительно был похоронен «около храма близ северной ограды, рядом со своими родителями», но не возле Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, а близ собора Успения Пресвятой Богородицы Нового Симонова монастыря.
Далее в том же пресс-релизе сказано: «На протяжении многих веков рядом с древнейшим Храмом в Старом Симонове находился обширный некрополь — монастырское кладбище, на территории которого были захоронены верные сыны России: первый российский князь Симеон Бекбулатович, младший сын Дмитрия Донского Константин, Мстиславские, Урусовы, Юсуповы. Сулешевы, Бутурлины, Татищевы, Новосильцовы, Нарышкины, Шаховские, Вадбольские, граф Федор Алексеевич Головин и его сын адмирал Николай Федорович, дядя А. С. Пушкина Николай Львович, писатель, автор описания Симонова монастыря В. В. Пассек, композитор А. А. Алябьев, типограф С. И. Селивановский, известный коллекционер А. П. Бахрушин, а потом здесь находилась фамильная усыпальница Аксаковых».
На деле же совершенно достоверно известно, что все эти люди захоронены на территории кладбища не Старого, а Нового Симонова монастыря. Симонов монастырь был основан в 1370 году по благословению св. Сергия Радонежского его учеником и племянником — преподобный Федором. Изначально он располагался у большой дороги в Москву, но Федор, стремясь найти большее уединение, уже через девять лет после основания перенес свою келью чуть дальше и основал Новый Симонов монастырь. В дальнейшем эта обитель стала главной, а Старое Симоново, напротив, превратилось в скит. В нём сохраняется небольшая церковь Рождества Богородицы, построенная в 1509 году. Большая же часть построек богатого Ново-Симонова монастыря была уничтожена в начале 1930-х, на месте собора и прилегающего к нему некрополя построено здание ДК ЗИЛ.
«На самом деле из значительных с точки зрения русской культуры и истории лиц в Старом Симонове похоронены только двое – герои Куликовской битвы, иноки Пересвет и Ослябя. Некрополь там существовал и позже, хоронили при церкви Рождества Пресвятой Богородицы вплоть до начала 16 века, но представителей значимых родов московского общества среди захороненных там нет, они лежат по соседству – на кладбище Нового Симонова монастыря», — рассказывает сотрудник кафедры региональной истории и краеведения факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, специалист в области истории России до XVII в., генеалогии, истории некрополя Сергей Шокарев.
Что же, написанную в пресс-релизе ерунду никто не вспомнит уже через неделю. Однако памятные знаки в честь Ф.А. Головина и А.А. Алябьева выполнены именно как могильные кресты. Там, конечно, не говорится прямым текстом, что «здесь покоится…», но у каждого, кто видит эти памятники, такое впечатление может создаться. Эта история напоминает рассказанную Довлатовым в повести «Заповедник»:
Потоцкий выдумал новый трюк. Он бродил по монастырю. Подстерегал очередную группу возле могилы. Дожидался конца экскурсии. Отзывал старосту и шепотом говорил: «Антр ну! Между нами! Соберите по тридцать копеек. Я укажу вам истинную могилу Пушкина, которую большевики скрывают от народа!» Затем уводил группу в лес и показывал экскурсантам невзрачный холмик. Иногда какой-нибудь дотошный турист спрашивал: — А зачем скрывают настоящую могилу?
— Зачем? — сардонически усмехался Потоцкий. — Вас интересует — зачем?
Товарищи, гражданина интересует — зачем?
— Ах, да, я понимаю, понимаю, — лепетал турист…
В пресс-службе издательского совета РПЦ, где и был составлен пресс-релиз, объяснить, что имелось в виду под описанием расположения захоронения, и какая церковь имелась в виду, затруднились, сформулировав свое затруднение в таком ключе, что мол, как написали, так написали: «Вообще могила там недалеко», — туманно поведал не представившийся сотрудник. После того, как связь прервалась, к мобильному телефону он уже не подходил, поэтому более развернутый комментарий получить не удалось.
А вот почему составлением пресс-релиза занимались сотрудники издательского совета, долго выяснять не пришлось – настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове является главный редактор «Журнала Московской Патриархии» и председатель издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев.
К настоящему времени Старое Симоново – это небольшой церковный двор, со всех сторон окруженный территорией завода «Динамо». Но у настоятеля есть большие планы по расширению: он является автором концепции создания здесь мемориального духовно-просветительского и культурного комплекса русской воинской славы. Он будет посвящен победе на Куликовом поле и сосредоточится вокруг храма Рождества Пресвятой Богородицы, между Восточной улицей и Москвой-рекой. Историко-мемориальная зона должна включить диораму Куликовской битвы, выставочный комплекс, детский культурно-просветительский центр, православную гимназию, гостиницу для паломников, Кадетский корпус, памятник Пересвету и Ослябе. Проектируемый комплекс будет расположен на территории . Предусматривается устройство проезжей набережной, причала для речного водного транспорта, стоянок для туристических автобусов и парковой зоны. Создание духовно-просветительского комплекса должно быть включено в федеральную программу «Культура России». Вероятно, оснащение Старого Симонова надгробиями несуществующих мемориальных могил стоит считать частью этого масштабного проекта.
Тем временем на территории Нового Симонова монастыря начинается воссоздание некрополя, где будут среди прочих усопших поминаться также и Головин с Алябьевым. Это запутает всех. Однако Новый Симонов, в отличие от Старого, имеет полное право на создание такого мемориала, хотя самого кладбища теперь не существует. Захоронение А.А. Алябьева находится в сквере около ДК ЗИЛ, а Ф.А.Головина – под самим зданием клуба (кстати, здание построено на ленточном фундаменте, то есть перекрытые им могилы могут находиться в сохранности).
По словам Сергея Шокарева, ситуация с некрополем Нового Симонова монастыря уникальна ещё и по той причине, что после его разрушения остались подробные могильные книги 19 века, в которых представлены полные описание некрополя, вплоть до вида каждого памятника и нанесенных на него надписей: «Можно представить, над кем стоял крест, где была колонна, где просто плита лежала. Поэтому есть возможность сделать научную виртуальную реконструкцию с несколькими сотнями или даже тысячами имен. Работа эта на долгие годы, но она осуществима», — говорит Шокарев.
Однако сегодня, как видно, научная реконструкция актуальна менее вдохновенного мифотворчества. Тема «воссоздания» несуществующих памятников родной истории получает дальнейшее логическое развитие, и каждый его этап всё более абсурден.
От редакции: заметьте, прямо на глазах сбываются самые идиотские предсказания…
«За отдельную плату Вам доставят полюбившееся захоронение любого из старых Московских некрополей. На правах арендатора Вы сможете владеть могилами представителей престижных дворянских династий, популярных классиков русской литературы или советского кинематографа, членов политбюро ЦК КПСС (льготная распродажа).»
5 комментариев