Небываемое бывает
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Покровке — одна из главных красот досоветской Москвы. Ещё недавно казалось, что этот шедевр архитектуры утрачен раз и навсегда, однако вот перед вами концепция его реставрации, выполненная в Мастерской 13 Моспроекта-2 им. М.В. Посохина (ГАП Алла Филлипова, компьютерная модель Владимира Архипова, Мастерская 20). Пока что это лишь общие соображения — чтобы воплотить их в реальность, надо сделать непроезжей хотя бы треть трассы нынешней Покровки. Но с другой стороны, теперь мы можем явно представить, как будет выглядеть Покровка в прекрасном будущем — когда транспортная проблема будет окончательно решена, и на московской земле наступят мир и процветание.
Концепция реставрации церкви Успения Пресвятой Богородицы на улице Покровка , выполнена на основании предварительных проработок Мастерской –13 в 1997-98 гг.
Проектируемое здание расположено на территории памятника археологии федерального (общероссийского ) значения «Белый город», в зоне особого градостроительного регулирования. Предлагается концепция воссоздания храма на месте существующего сквера, имеющего в плане прямоугольную конфигурацию, в границах Улицы Покровка ( участок дома 5 ) и начала Потаповского переулка.
Вышеприведённая схема подтверждает, что для воссоздания необходимы изменения границ проезжей части улицы Покровка и её тротуара.
Исходя из представления о необходимости регенерации территории и воссоздания церкви Успения – важнейшей градостроительной доминанты улицы Покровка, предлагается архитектурная концепция воссоздания храма Успения, основанная на наличии научной коллекции подлинного белокаменного декора с означенной церкви, находящегося в северной стене Донского монастыря и в запасниках заповедника Коломенское. Сохраняется, в том числе, и портал с автографом зодчего (каменщика?) Петрушки Потапова.
Ниже — съёмки церковного декора из Донского монастыря (автор Казимир Гайдукевич).
Проектируемое здание является храмовой каменной постройкой с богатой орнаментацией из белого камня в стиле форм великодержавного зодчества с элементами украинского барокко.
Для восстановления, как внутренней планировки, так и фасада церкви большое значение имеет сохранившийся нижний ярус колокольни , а также наличие исторических материалов архивов С.-Петербурга, ИИМК РАН (СПб), Академии Художеств, архивов г. Москвы: ЦГАДА, ГИНТА, ГАМО, Музея Архитектуры, Гима, реставрационного центра им. И.Э. Грабаря., а также наличие документальной съемки разборки церкви в 1936г.
Основной объём храма состоит из верхней и нижней церквей.
Нижняя церковь в плане имеет форму прямоугольника, к которому с южной и северной стороны примыкает крытая галерея, а с восточной — три трехгранных выступа алтаря.
Верхняя церковь, по плану тоже прямоугольной формы, в среднем возвышается в виде квадрата, над которым по углам устроено четыре глухих фонаря, а в середине восьмигранная трибуна со сквозным фонарем. Такие же трибуны существовали над алтарем и трапезной. Оба этажа церкви заняты приделами . На главный четверик поставлен восьмерик. Над апсидой и трапезной частью также имеются восьмерики с восьмигранными барабанами. Все восьмерики завершаются куполами сложной луковичной формы.
С западной стороны к церкви примыкает колокольня в три яруса.
Размер церкви в вышину составляет 51,22 см.
Здание прямоугольное с максимальными размерами в плане 38,50 см. х 19,08 см. Колокольня в плане представляет собой четверик с размерами 8,50см. х 8,50 см.
Интерьер. Согласно концепции реставрации, предлагается воссоздать деревянный резной иконостас ( главный, семиярусный ) с обязательным
включением подлинных исторических фрагментов, сохраняющихся в Новодевичьем монастыре. В запасниках Исторического музея имеется большое количество икон из этого храма. Два других иконостаса, а также ряды хоров, будут спроектированы заново.
Конструктивная часть. Церковь представляет собой прямоугольное в плане здание без подвала. Высота надземной части 51,22см.
Исходя из весьма протяженной планировочной схемы ( вдоль оси расположены три квадратных объёма и галереи), фундаменты предполагается выполнить в виде плиты толщиной более 2 м.
Стены церкви монолитные, ж.б. Надземные стены здания выполняются из монолитного железобетона и оштукатуриваются с подготовкой под роспись. Цоколь облицовывается естественным камнем. Перекрытия над четвериками сводчатые, сомкнутые выполняются по опалубке из железобетона ( по кружалам ) толщиной 25- 30 см.
Для облицовки фасадов применить реставрационный кирпич ( большемер ) полностью повторяющий структуру поверхности стен.
В реконструированной церкви предполагается монтаж большого количества декоративных архитектурных элементов с устройством узлов креплений (в том числе и подлинных деталей из прежнего храма). В целях исторической достоверности предлагается комбинированный метод, заключающийся в изготовлении и монтаже на церкви декоративных элементов из разных материалов — гипс, белый камень, бетон, стеклопластик, кирпич, естественный камень. Оконные и дверное заполнение выполнить по чертежам из дуба.
В окнах помещений подклета и гульбища установить кованые решетки. Пол 1 и 2 этажей устроить из мраморов и гранита.
Дополнение: обсуждение темы в сообществе arch_heritage
23 комментария