Небываемое бывает

В.Архипов

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Покровке — одна из главных красот досоветской Москвы. Ещё недавно казалось, что этот шедевр архитектуры утрачен раз и навсегда, однако вот перед вами концепция его реставрации, выполненная в Мастерской 13 Моспроекта-2 им. М.В. Посохина (ГАП Алла Филлипова, компьютерная модель Владимира Архипова, Мастерская 20). Пока что это лишь общие соображения — чтобы воплотить их в реальность, надо сделать непроезжей хотя бы треть трассы нынешней Покровки. Но с другой стороны, теперь мы можем явно представить, как будет выглядеть Покровка в прекрасном будущем — когда транспортная проблема будет окончательно решена, и на московской земле наступят мир и процветание.

Концепция реставрации церкви Успения Пресвятой Богородицы на улице Покровка , выполнена на основании  предварительных проработок Мастерской –13 в 1997-98 гг.

Проектируемое здание расположено на территории памятника археологии федерального (общероссийского ) значения «Белый город», в зоне особого градостроительного регулирования. Предлагается концепция воссоздания храма на месте существующего сквера, имеющего в плане прямоугольную конфигурацию, в границах Улицы Покровка ( участок дома 5 ) и начала Потаповского переулка.


Вышеприведённая схема подтверждает, что для воссоздания необходимы изменения границ проезжей части улицы Покровка и её тротуара.

Исходя из представления о необходимости регенерации территории и воссоздания церкви Успения – важнейшей градостроительной доминанты улицы Покровка, предлагается архитектурная концепция воссоздания храма Успения, основанная на наличии научной коллекции подлинного белокаменного декора с означенной церкви, находящегося в северной стене Донского монастыря и в запасниках заповедника Коломенское.  Сохраняется, в том числе, и портал с автографом зодчего (каменщика?) Петрушки Потапова.

Ниже — съёмки церковного декора из Донского монастыря (автор Казимир Гайдукевич).  

 

Проектируемое здание является храмовой каменной постройкой с богатой орнаментацией из белого камня в стиле форм великодержавного зодчества с элементами украинского барокко.
Для восстановления, как внутренней планировки, так и фасада церкви большое значение имеет сохранившийся нижний ярус колокольни  , а также наличие исторических материалов архивов С.-Петербурга, ИИМК РАН (СПб), Академии Художеств, архивов г. Москвы: ЦГАДА, ГИНТА, ГАМО, Музея Архитектуры, Гима, реставрационного центра им. И.Э. Грабаря., а также наличие документальной съемки разборки церкви в 1936г.

Основной объём храма состоит из верхней и нижней церквей.
Нижняя церковь в плане имеет форму прямоугольника, к которому с южной и северной стороны примыкает крытая галерея, а с восточной — три трехгранных выступа алтаря.
Верхняя церковь, по плану тоже прямоугольной формы, в среднем возвышается в виде квадрата, над которым по углам устроено четыре глухих фонаря, а в середине восьмигранная трибуна со сквозным фонарем. Такие же трибуны существовали над алтарем и трапезной. Оба этажа церкви заняты приделами . На главный четверик поставлен восьмерик. Над апсидой и трапезной частью также имеются восьмерики с восьмигранными барабанами. Все восьмерики завершаются куполами сложной луковичной формы.

С западной стороны к церкви примыкает колокольня в три яруса.
Размер церкви в вышину составляет 51,22 см.
Здание прямоугольное с максимальными размерами в плане 38,50 см. х 19,08 см. Колокольня в плане представляет собой четверик с размерами 8,50см. х 8,50 см.

Интерьер. Согласно концепции реставрации, предлагается воссоздать деревянный резной иконостас ( главный, семиярусный ) с обязательным
включением подлинных исторических фрагментов, сохраняющихся в Новодевичьем монастыре. В запасниках Исторического музея имеется большое количество икон из этого храма. Два других иконостаса, а также ряды хоров, будут спроектированы заново.

Конструктивная часть. Церковь представляет собой прямоугольное в плане здание без подвала. Высота надземной части 51,22см.
Исходя из весьма протяженной планировочной схемы ( вдоль оси расположены три квадратных объёма и галереи), фундаменты предполагается выполнить в виде плиты толщиной более 2 м.
Стены церкви монолитные, ж.б. Надземные стены здания выполняются из монолитного железобетона и оштукатуриваются с подготовкой под роспись. Цоколь облицовывается естественным камнем. Перекрытия над четвериками сводчатые, сомкнутые выполняются по опалубке из железобетона ( по кружалам ) толщиной 25- 30 см.
Для облицовки фасадов применить реставрационный кирпич ( большемер ) полностью повторяющий структуру поверхности стен.

В реконструированной церкви предполагается монтаж большого количества декоративных архитектурных элементов с устройством узлов креплений (в том числе и подлинных деталей из прежнего храма). В целях исторической достоверности предлагается комбинированный метод, заключающийся в изготовлении и монтаже на церкви декоративных элементов из разных материалов — гипс, белый камень, бетон, стеклопластик, кирпич, естественный камень. Оконные и дверное заполнение выполнить по чертежам из дуба.
В окнах помещений подклета и гульбища установить кованые решетки. Пол 1 и 2 этажей устроить из мраморов и гранита.

Дополнение: обсуждение темы в сообществе arch_heritage

23 комментария

Кто же будет ктитором храма? Насколько я понимаю,храм будет восстанавливаться в старых конструкциях, с огромной толщей кирпичных стен. И с белокаменной резьбой? Сколько же это будет стоить? А белый камень правда, заменять на бетон нельзя,это сразу видно.С другой стороны, если его покрасить...
Ой! А где Вы про кирпич прочитали? Я вижу "стены церкви монолитные, ж.б." Жаль! И в этом случае, снаружи, имитация кирпича? Спасибо!
мне непонятно про ж/б- как выйти исходя,наверно из внешних габаритов на внутренние размеры?бетон в метр толщиной?
Понятия не имею :) Не хочется шутить на тему "бетону что ли жалко"
Да, архитекторы говорят о современных экономичных технологиях - типа "бетон в метр"))) иначе, говорят, новостройка всё равно что золотая получится. Впрочем, в отсутствие инвестора это пока просто так разговоры.
некрасиво. Покровку уже ничто не спасёт
Покровку??! её-то от чего спасать?
Идея вполне безумна, хотя и выглядит как "восстановление утраченного". Если на месте этого печального сквера что-либо и построят, то это будет точно как на приведенной картинке - компьютерная декорация, не более того. Для полного уподобления ХХС нужно еще подземную автостоянку предусмотреть.
все почему-то (ну то есть понятно почему) сразу приводят в пример храм Христа. но ведь есть и другое - вот хотя бы Иверские ворота?
ХХС - это наиболее вопиющий пример "воссоздания". В принципе, Иверские ворота отличаются от него только размером и несколько меньшими "вольностями" в отступлении от оригинала. Самое неприятное в подобных украшательствах - то, что всем нам старательно объясняют, что вот, мол, "историческая ошибка исправлена, всё поставлено на место, красиво, здорово и добротно, на века". Это, мягко говоря, не совсем верно. Во-первых, макет, даже если в масштабе 1:1 и в строгом соответствии с оригинальными чертежами, остается макетом. Во-вторых, дикая практика использования при подобных "реконструкциях" новых материалов и техник делает даже тщательную копию очень далекой от оригинала. И, наконец, кажется, нет ни одного примера того, чтобы при изготовлении очередной подделки исполнители не добавали что-нибудь "от себя", так сказать, "бонус" - подземную стоянку (куда теперь без нее!), лифты, или нечто подобное. Степан.
Иверские ворота+часовня? Казанская церковь? Тоже зря. Кто сказал, что это есть благо? Язык отсохнет скоро говорить гостям, что это "протезы". Надо было вернуть Бг Бгово - построить новую часовню и новую же церковь, так, чтобы гармонировали с существующей обстановкой, но ничего общего с предыдущими не имели. Так бы продолжили историческую практику, существовавшую в те_ещё_как раз_века, а не это клонирование из подручных материалов.
Вы полагаете, что родился богатырь, способный построить нечто "новое дружественное", гармонирующее с ансамблем Красной площади?? Протезы - вполне верное слово. Боюсь, любое новое оказалось бы пришитым не к месту рукавом. Наиболее логичные аргументы против воссоздания, мне кажется, привела Елена Андреева: http://www.archnadzor.ru/?p=2207 "В какой-то момент, уже к закату застоя, многие начали смутно подозревать, что никакой истории у нас вроде бы нет. До 1917 года история была, а потом как-то не стало, отменили её вместе с богом. Люди перестали себя ощущать участниками исторического процесса. И никто ничего лучше найти не смог, чем эту историю фальсифицировать. А историю не надо штопать. После 17-го года она тоже была, просто такая, о которой страшно думать. Воссоздание – это чудовищная фальсификация истории. Мы считаем, что это на благо, но это продолжение того же самого обмана. Я уж не говорю о том, как это делается - дети будут ходить по улице и считать, что эти чудовищные сосиски, называются колоннами, а на них вот эта капуста называется капителями."
Вы знаете, а чего в этом такого выдающегося - построить гармонирующее с Кремлём и пр? Объективно? Очень простая архитектура, веками по всей Руси местные каменотёсы возводили нечто подобное, чем мы хуже? Рискну предположить, что а)мерзкие материалы и замена ручной работы компьютерной подгонкой и станками б) соотношение объёмов сейчас в моде какое-то тупое в) архитекторы выпендриться хотят и по капле выдавливают из себя нелюбимый проект. Думаю, что если исключить из мероприятия большие деньги на руки /но не жалеть на материал и работы/ и объявить многолетний конкурс с критикой, не приносящей в карман - всплывёт как раз то, что надо. PS - просто имхо биолога, как это видит человек, привыкший копаться в природных процессах.
PPS - Николо-Угрешский монастырь, Ивановский, Казанский, который был в Головине, храмы в Егорьевске, главный собор в Касимове - это всё было совсем недавно, вряд ли люди так мутировали, что не способны мыслить как изобретатели эклектики.
а почему бы и нет? Пичему сразу "новостройка всё равно что золотая получится"? Что так приземлённо?
Одного "Спаса-на-Гаражах" мало?! Совсем уже достали, ёлы-палы, франкенштейны доморощенные, и при этом такие уникальные подлинные храмы в глубинке разрушаются, хотя ещё целы даже деревянные рамы иконостасов и росписи! Не-е, любое здание должно строиться один раз, для второго раза - только полное научное воссоздание из тех же материалов, тогда это будет само по себе интересно, как Нов. Иерусалим или условно-средневековый центр Варшавы. Геть. Новую архитектуру надо дружественной делать.
Петр Гарбузов больше года назад   Изменить
Церковь Успения на Покровке должна быть воссоздана Это не испортит вид улицы
Основная проблема та, из-за которой церковь снесли. Церковь сильно выступала на проезжую часть улицы Покровка. Внизу сохранились фундаменты. Но ситуация с транспортом такая же, какая была в середине 30-х годов. Поэтому возникает идея сделать монолитный ж/б фундамент. Церковь сделают, но исторический вид исчезнет. Есть вариант расширения улицы со сносом зданий напротив церкви.
Петр Гарбузов больше года назад   Изменить
Церковь можно построить на метр дальше и она не будет мешать проезду
Петр Гарбузов больше года назад   Изменить
Церковь Успения на Покровке надо воссоздать в асолютной точности
Абсолютно согласен с Петром Гарбузовым: надо воссоздать в абсолютной точности подобно архитектурным произведениям Дрездена, Германия
Уважаемый Петр и все остальные энтузиасты воссоздания церкви Успения с максимальной точностью, я бы хотел знать, что происходит в данном направлении: учрежден ли фонд сбора добровольных пожертвований, ведется ли диалог с департаментом архитектурного наследия (его глава Александр Кибовский) по данному вопросу, и прочие детали. Я с удовольствием присоединюсь к обществу воссоздания шедевра и стану его активным членом. Мне нужны контакты.
Уважаемый Пётр, приглашаю Вас на встречу нашей инициативной группы в Четверг 28 Августа, в сквере на месте церкви Успения на улице Покровка. Время встречи: ориентировочно 4 - 5 часов после обеда, но можно уточнить. Обсудим нынешнюю ситуацию: реконструкция улицы, сквера, установка памятного знака... Мой номер для связи 926 792 7074 Олег

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *