Печатников переулок
Как-то так получилось, что Печатников переулок стали называть обречённым ещё тогда, когда никакой обречённостью и там и не пахло. Просто Москомнаследие отказалось ставить под охрану дома в нижней части переулка ввиду отсутствия их очевидной архитектурной, либо исторической ценности. Статус памятника получил лишь знаменитый дом с кариатидами (№7), но понятно, что его сохранение в соседстве с проектируемым шестиэтажным бизнес-центром невозможно, да и просто бессмысленно. Нижняя часть Печатникова переулка уникальна именно целостностью своего ландшафта, запечатленного в сотнях картин и десятках кинофильмов. Сейчас этот классический вид изуродован бесформенным офисным зданием на углу бульвара и Трубной улицы, но это отнюдь не значит, что терять здесь уже нечего. В подтверждение этого в следующий четверг, 26 июня, «Архнадзор» планирует провести День Печатникова переулка — разумеется, с танцами и угощениями, следите за рекламой.
А пока публикуем историческую справку о доме №3, составленную научным сотрудником Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, кандидатом исторических наук Алексеем Бегловым. Сим опровергается ложный тезис об отсутствии исторической ценности этого строения и подтверждается мудрая истина: если история старого московского дома кажется нам безинтересной, значит мы её просто не знаем. На днях мы вернёмся к более подробному разговору о непреходящей ценности Печатников, неслучайно именуемых в определённых краеведческих кругах Сердцем столицы.
В доме № 3 по Печатникову переулку с 1924 по конец 1960-х гг. находился «скит» тайного православного монастыря. Начало «скиту» было положено монахиней московского Рождественского монастыря Евфросинией, которая в 1923 г. после закрытия своей обители переселилась в комнату на чердаке этого дома.
Эта комната находится справа от верхней площадки основной (широкой) лестницы. Она представляет собой выгороженное чердачное пространство, перекрытое потолком. До 1960-х гг. в западной стене комнаты находилось большое окно, шириной более 2 м. Позднее оно было заложено кирпичом и сейчас очертания этого окна просматриваются из двора дома № 3. В комнате (слева от входа) находились умывальник и туалет, далее у окна – кухня, на которой готовили на примусах; справа от входа за ширмами стояли кровати насельниц «скита». На противоположной от входа стене и сейчас видны следы от большого киота, в котором находились иконы. В 1920–1960-е гг. это помещение имело официальный адрес: квартира № 26. В довоенный период в распоряжении монахинь также была небольшая комната выше «скита», которая использовалась как кладовая.
В 1925–1926 гг. к м. Евфросинье присоединились две молодых монахини, которые были членами тайного монастыря, возникшего в эти годы при храмах московского Высоко-Петровского монастыря. Здесь с 1923 г. служило несколько духовников Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, известного в те годы центра старчества. Они и стали инициаторами создания сети тайных монастырей в столице. К середине 1930-х гг. число их тайных постриженников достигало 170–200 человек. Это был самый крупный из известных нам сейчас подпольных монастырей Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Новые насельницы «скита», монахини Евпраксия и Ксения были певчими левого хора Высоко-Петровского монастыря. Основателем и руководителем их подпольной общины был наместник Петровского монастыря схиархимандрит Игнатий (Лебедев; 1884–1938) – один из самых известных духовников этой обители. Он и был инициатором превращения комнаты м. Евфросинии в «скит» в честь иконы Божией Матери Знамение – тайного прибежища своей монашеской общины, где бы могли совершаться тайные постриги и богослужения, где монахини могли бы собираться для обсуждения вопросов внутренней жизни общины. Сам он неоднократно посещал «скит» и руководил его жизнью.
В 1930 г. м. Евфросинья была арестована и выслана из Москвы. С этого момента главными хранительницами «скита» стали м. Евпраксия и Ксения. В 1935 г. был арестован и заключен в лагерь архим. Игнатий (Лебедев). В 1938 г. он умер в одном из Мордовских лагерей, а в 2000 г. он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых преподобномучеников. В период его заключения скит стал главным средоточием жизни его тайной монашеской общины. Здесь читались письма архим. Игнатия из лагеря, писались ответы, собирались для него посылки и т.д. После его гибели в заключении община не распалась и значение «скита» сохранялось по крайней мере в течение 1940-х гг. Окончательно «скит» прекратил существование в конце 1960-х гг., когда м. Евпраксия и Ксения получили комнату в коммунальной квартире в том же доме, после чего окно в их бывшей комнате на чердаке было заложено, и помещение стало нежилым.
Комната на чердаке дома № 3 по Печатникову переулку – единственное из сохранившихся и известных нам помещений тайного православного монастыря 1920–1940-х гг. Она и сейчас несет на себе следы той непростой и героической жизни и могла бы стать замечательной музейной или просветительской площадкой.
Упоминается в литературных произведениях:
• Беглов А. В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. М., 2008.
• Игнатий (Лебедев), схиархимандрит. Письма из заключения // Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 214–315.
• Игнатий (Лебедев), схиархимандрит. Письма монахине Ксении // Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 290–314.
• Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001.
• Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М., 1999.
• Монашество последних времен. Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева). М., 1998.
Фигурирует в фильмах:
• Документальный фильм о монахине Игнатии (Пузик) «Восхождение». Реж. Е.Шаталина. Студия «Отчий Дом». 2003.
• Телеканал «Столица». Документальная передача из цикла «Москва. Мифы и легенды». Автор и ведущий священник Валерий Степанов. Эфир: февраль 2007 г.
P.S. Дом №3 по Печатникову переулку снесён осенью 2008 года.
9 комментариев