Александр Можаев
В двух кварталах от Старого Арбата (Большой Афанасьевский, 24) можно наблюдать неприглядную руину, как кажется, поддерживаемую в вертикальном положении лишь многочисленными деревянными подпорками. Это старейший дом района, единственные большие каменные палаты 17 века к северу от Пречистенки. Вплотную к этому вновь выявленному памятнику планируется строительство 8-этажного жилого дома (заказчик ООО «ПИК-Инвест»). Оправданием проекту служит то, что разрешение на строительство было получено до принятия 40 закона, запрещающего строительство в охранных зонах памятников. И хотя формально объекту наследия ничто не грозит, его дальнейшая судьба вызывает вполне понятные опасения (точно так же начиналась прескорбная история с домом Архарова [2]во 2 Зачатьевском переулке).
Публикуем материалы обследования этого малоизвестного памятника древности, выполненного Центром историко-градостроительных исследований.
UPD: в дальнейший текст внесены правки в соответствии с данными исследований Т.Борисовой 2010-11 гг.
До недавних пор о доме № 24 по Большому Афанасьевскому переулку было известно немного. Более ста лет (до 1649 — 1755 гг.) этим участком владел род Зиновьевых, которыми выстроено существующее здание, впервые упоминаемое в купчей грамоте 1750 года. На основе анализа архивных документов высказывалось предположение, что дом состоит из двух небольших объёмов 1680-х и средины 18 века, позже объединенных вместе и надстроенных вторым этажом. Во всяком случае, к 1754 году здание уже имело «во многих местах разселины». В этот год бывший петровский гардемарин и московский губернатор, князь Борис Юсупов бил челом к Духовной консистории о том, что теща его, урождённая Зиновьева, «находится в престарелых летах и в приходскую церковь для слушания божественной литургии как ездить, так и ходить никак не может». В связи с этим в палатах Зиновьевых была освящена домовая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. В 19 веке дом имел облик ампирного особняка с мезонином, в 1860-е был перестроен в формах эклектики, к концу столетия надстроен третий этаж и ещё раз изменена декорация фасадов.
На древность здания указывал характер сводов первого этажа и его постановка – более 2 метров за красной линией переулка (по этой причине дом несколько раз предлагался под снос и уцелел по чистой случайности). Натурными исследованиями 2002 года выявлено, что основной объем дома представляет собой единовременно выстроенные двухэтажные палаты конца 17 века. После удаления штукатурки с фасадов здания на отдельных, не перелицованных участках открылась верстовая кладка на известковом растворе, из кирпича 30х8х15см, и фрагменты первоначального кирпичного декора.
Наиболее интересной находкой оказался богатый венчающий карниз над вторым этажом дома. Карниз опоясывал дом со всех сторон и состоял из трех, нависающих один над другим, рядов поребрика и валика под ними (выше поребрика старая кладка не сохранилась). Фасады членились плоскими лопатками, над ними карниз раскрепован. Раскрыт также срубленный междуэтажный карниз простого профиля.
Все первоначальные окна растесаны в середине 18 века и заменены очень простыми наличниками с «ушами». Тем не менее, на главном фасаде сохранилось несколько фрагментов «разорванных» фронтонов наличников, по которым можно восстановить даже профиль стёсанных деталей. Во многих местах сохранились кирпичные кубышки, оформлявшие наличник снизу (на заднем фасаде обнаружена одна несрубленная [7]). Интересно, что они расставлены по осям не только старых, но и новых наличников совершенно иной архитектуры. Возможно, где-нибудь завалялась горка тёсаных кирпичных деталей, почему-то не сгодившихся во время строительства дома. Спустя несколько десятилетий, при перестройке дома, их обнаружили и пустили в дело, не смущаясь стилистической нелепостью новых окошек.
Интересно, что в правой и левой оконечностях фасада не обнаружено следов первоначальных оконных наличников, сосредоточенных в центральной части. Также, вопреки строительной традиции 17 века, лопатками отмечены не все внутренние стены (пропущено по одной оси справа и слева). Во время реставрационных работ 2010 года по краям фасада были обнаружены две симметричные детали, возможно связанные с этой, так сказать, аномалией: арочные проёмы, частично врезающиеся в боковые лопатки. Это покрытые известью камеры, прослеженные на глубину около 70 см, их высота и ширина соответствует габаритам небольшого дверного проёма.
Перемычка выложена уступом, то есть она несколько шире самого проёма — более простой строительный метод, когда опалубка опирается на стены откосов. Проёмы могли вести из сеней в деревянные ретирады, чуланы, какие-либо ещё технические пристройки. Их расположение по бокам главного, притом уличного фасада кажется странным, но по мнению Л.А. Шитовой, в логике своего времени такое решение вполне возможно. Внутренняя стена вторых, южных сеней второго этажа не сохранилась, но место её примыкания отмечено на фасаде металлическими связями (в первом этаже ей соответствует подпорная арка, переброшенная поперек большой сводчатой палаты).
Первый этаж уличного фасада, по всей видимости, первоначально не имел окон. Проездная арка в центре дома выложена из кирпича рубежа 19-20 столетий, но устроена на месте древнего проезда (наружные стены под аркой не имеют фундамента). По мнению автора проекта реставрации Т.С. Борисовой, изначально палаты действительно представляли собой два отдельных (одноэтажных?) корпуса, разделённых не подворотней, а проездом, но кладка стен не сохранила точных указаний на это. Во всяком случае, венчающий карниз конца 17 в. имеется и над аркой.
Фрагменты первоначальных дверных проемов обнаружены лишь в первом этаже дворового фасада, наиболее интересен арочный проем с подставами для дверей на обе стороны, изнутри заглубленный в нишу, перекрытую плоской металлической перемычкой. Там же было обнаружено первоначальное окно нижнего этажа, без наличника, заглубленное в прямоугольную нишку.
У северного края дворового фасада изначально находилось, видимо, деревянное крыльцо, отстроенное в камне в 18 веке. От него сохранялась подкрылечная камера [11], перекрытая цилиндрическим сводом. В к.18-н.19 вв. крыльцо было расширено к югу и переложено в уровне второго этажа. Там, на наружной стене дома, сохранялся отпечаток [12] сгоревшей деревянной перегородки, возможно, указывавшей место чулана при входе в палаты. Крыльцо снесено в 2006 году, вместе с неисследованным объёмом первой половины 19 века, примыкавшим к дворовому фасаду с юга. В его кладке читались большие арочные проемы [13], снаружи украшенные тонкими каменными полуколоннами.
Основные стены в интерьерах дома в целом сохранились, но сильно переделаны, особенно в бывшей анфиладе. В первом этаже обнаружены две арочные стенные ниши, во втором – небольшой фрагмент ещё одной. В торцевом северном помещении парадного этажа (бывших сенях) раскрыто зеркало печи, облицованной расписными изразцами, имевшими распространение в 60-80х годах 18 века (ныне утрачено). Белокаменный подвал без свода под одной из палат в центральной части дома устроен, очевидно, между 1837 — 57 гг.
Перечисленные находки позволяют датировать палаты Зиновьевых концом 1680-х-1690-ми гг., на что указывает характер венчающего карниза и анфиладная планировка дома (известно, что в 1685 году стольник П.П.Зиновьев получил ссуду на каменное строительство). Архитектурные детали здания имеют общие черты с известными памятниками этого района Москвы (Красные палаты, надвратная церковь Зачатьевского монастыря, церковь Власия), построенными в эти же годы. Однако памятник отличало уникальное композиционное решение фасада, натурных данных для полной графической реконструкции которого, увы, недостаточно.
Предполагалось, что реставрация памятника начнётся в 2002 году. С фасадов здания была удалена штукатурка, разобран поздний третий этаж и дворовые пристройки. Одновременно был снесен примыкающий к палатам модерновый доходный дом №26 (1910 г., ценный элемент исторической среды). Следом была расчищена дворовая территория, занимаемая рядовыми строениями конца 19 века. В 2010 почти вплотную к памятнику выстроен многоэтажный жилой дом.
В том же 2010 году была начата [18] долгожданная реставрация критически аварийного здания, оконченная в начале 2012-го (ГАП Т.С.Борисова). Более подробный отчёт о реставрации — ЗДЕСЬ [19].
План 1-го этажа
Предварительный вариант реконструкции на 1690-е
Вариантное предложение по реставрации главного фасада.