Дворы народу 3

 

Архив ЦИГИ

Александр Можаев

Окончание обзора проходных подворотен Никольской улицы. Квартал №5.

Реконструкция этого квартала, ограниченного трассами Никольской улицы, Большого Черкасского, Богоявленского и Старопанского переулков, уже идёт полным ходом. Кроме того, здесь мы имеем возможность проиллюстрировать текст проектными материалами, обнародованными Агентством архитектурных новостей.

archi.ru

Сохраняемая застройка показана синим и красным цветом. Возможно, её станет меньше — на схеме ещё показаны сохраняемыми внутренние периметральные корпуса Шереметевского подворья, сейчас в отношении них принято решение о сносе с воссозданием.

Дело не столько в утрате отдельных, рядовых, хотя и весьма колоритных построек. Бывший Великий посад теряет фактуру старого города, реально сохраняющиеся, реставрируемые исторические здания остаются в меньшинстве. Если до сих пор фоном для памятников, таких как церковь Успения на Чижевском подворье, служила неказистая, но подлинная, очевидно старинная кирпичная кладка, то теперь это будут более или менее глянцевые фасады новостроек. Для сравнения можно привести пример Тверского подворья на Кузнецком мосту — после реконструкции один из живописнейших московских дворов стал безликим офисным комплексом, отреставрированные палаты выглядят матрёшкой в стеклянной витрине сувенирной лавки.


1. Никольская, 8.
Чижевское (Чижовское) подворье.

Архив ЦИГИ

Вчера. В 1645 г. это владение поделили между собой братья Борис и Михаил Салтыковы. От Салтыковых сохранилась церковь Успения на Чижевском подворье (1691 г.), выстроенная в глубине двора на средства М.М. Салтыкова. Она несколько раз меняла статус, была придельной, домовой, приходской и приписной. Одноглавая восьмериковая церковь несёт в себе черты нарышкинского барокко, отличительной деталью является алтарь прямоугольной формы и частично сохранившееся покрытие кровли белокаменными плитами. К храму примыкали палаты Салтыковых, их большемерная кладка сохранилась в стенах корпуса 19 века (подробных исследований не проводилось).

Ранее на этом же участке стояла церковь Жён Мироносиц, основанная в 1595 г. и перестроенная в камне в 1647 г. (источники сообщают о существовании в XVII в. Мироносицкого монастыря). Первоначально церковь Успения считалась её приделом. При разделении владения между братьями Салтыковыми возникла вторая домовая церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа (разобрана в 1762 г.).

В 1774 г. церковная земля перешла во владение П.Б. Шереметева. В 1808 г. церковь Жён Мироносиц была разобрана, а церковный участок присоединил к своим владениям П. Кусовников, чей дом был смежным с этим владением. Во время пожара Москвы 1812 г. дом Кусовникова не сгорел, потому что в нём расположился гражданский губернатор оккупированной Москвы Жан-Батист Лессепс.

В 1842 г. владение перешло к купцам 1-й гильдии Гавриилу и Алексею Чижовым. Они почти полностью перестроили весь участок, возведя по периметру владения комплекс трёхэтажных зданий, получивший наименование «Чижовского подворья». Как и в других подворьях Китай-города, здесь появились гостиница с меблированными комнатами и помещениями для хранения товаров, торговые лавки. По Богоявленскому переулку было выстроено Ново-Чижовское подворье (на месте палат купцов Шориных). В 1930-е в западной части участка построен вестибюль станции метро «Площадь революции».

А.Можаев 2007

Сегодня. До последнего времени большую часть помещений Чижовского подворья занимали военные структуры, въехавшие сюда ещё в 1920-е гг. Однако проходные дворы оставались открытыми. С Никольской сюда можно было попасть через две подворотни (новая топонимика: в 90-е бродяги, подъедавшиеся на задворках заведений, именовали их Большими и Малыми Ништяками) и пройдя замечательным извилистым лабиринтом, выйти в Богоявленский или Старопанский переулки. Застройку дворов формировали торговые и складские корпуса середины 19 века, самая суть старой купеческой улицы. Изрядно перестроенные, но сохранявшие белокаменные венчающие карнизы, своды подвалов, подставы тяжелых ворот и ставен (их кованые полотна сохранялись на некоторых корпусах совсем недавно). На стене корпуса, снесённого в 2000 году, читалась большая раннесоветская надпись: “АМБАРЫ ГОРОДСКОЙ СТАНЦИИ нрзб ВОРОНЕЖСКОЙ Ж. Д.”

А.Можаев, 2007

В начале 2000-х на месте амбаров был выстроен чудовищный пятиэтажный ящик парковки (теперь архитекторы называют его ошибкой и обещают реконструировать). В начале 2008 года снесены корпуса, окружавшие Никольскую церковь с востока и юга. В процессе сноса на стройплощадке был обнаружен обломок надгробной плиты 17 века с хорошо читавшейся фамилией бояр Салтыковых, строителей храма. На следующий день плита исчезла в неизвестном направлении.

Чижевское-2008

Завтра. Согласно утверждённому проекту, парковка, общая для территорий Чижевского, Новочижевского подворий и двора Хаджи-Косты (см.ниже) опускается под землю. Внутренняя территория плотно застраивается зданиями общественного назначения. Газета «Московская перспектива» уточняет: «магазины, ресторан на 180 мест, пивной бар на 100 посетителей, офисы, игротеки с используемой крышей. Сердцевиной обновленного подворья будет киноцентр, состоящий из восьми кинозалов различной вместимости, которые будут сгруппированы вокруг многосветного фойе-атриума. Общая площадь центра превысит 35 тысяч квадратных метров«. Планируется сохранение сводчатых подвалов сносимых зданий. Ближе к углу Никольской и Богоявленского будет устроен ещё один выход из станции метро «Площадь революции». Есть вариант проекта, предусматривающий создание площадки перед новым вестибюлем, ради чего будет снесён ещё один (пока сохраняемый) корпус 19 века, примыкающий к Успенской церкви.

Уличные корпуса сохраняются и реставрируются, за исключением задних фасадов, которые должны быть заменены остеклёнными галереями.

Шереметевское 2003

2. На Шереметевском подворье (Никольская улица, 10), где граф Шереметев мечтал некогда создать Храм искусств, нет желания останавливаться подробнее, поскольку оно уже прошло через реконструкцию и не представляет интереса как исторический памятник. В начале 2000-х были полностью снесены два внутренних корпуса 1907 года, стоявшие в глубине участка. От более старого уличного сохранилась лишь фасадная стена, облицованная полированным камнем и очень мало похожая на постройку позапрошлого столетия — «концепция, сочетающая высокотехнологичные инновационные инженерные решения и элементы патриархального духа старой Москвы». Реконструкцию проводила компания «Руцог», допустившая ряд нарушений утверждённого проекта. В частности, был надстроен лишний технический этаж, частично перекрывший вид на колокольню Ивана Великого с Большой Лубянки.

Скоро начнётся вторая очередь реконструкции, в ходе которой будут разобраны ещё два корпуса, стоящие по южной и западной (на фото слева) границам владения. На госохрану поставлено лишь наиболее сохранившееся и принадлежащее другому собственнику (госучреждение) здание на углу Никольской и Большого Черкасского переулка.

3. Большой Черкасский переулок, 4.
Двор Одоевских (Хаджиконста).

Архив ЦИГИ

Вчера. В 17 веке здесь располагалась усадьба князей Одоевских с каменными палатами в глубине двора. После пожара 1737 года палаты были разобраны и из их кирпича было выстроен новый каменный дом, стоящий торцом к переулку. Очень интересный, мало исследованный памятник лаконичной внешности, сохраняющий своды в подвале и первом этаже, а также фрагменты отделки парадной анфилады 19-го века во втором. В конце 18 века владение стало частью огромной усадьбы Н.П. Шереметева, в начале 19-го куплено купцом Хаджиконста (или же Хаджи-Коста), выходцем из Греции. Тогда же был выстроен ещё один сохранившийся и состоящий на госохране памятник, особняк начала 19 века, испорченный ремонтом начала 1990-х. По линии переулка стоит длинный трёхэтажный дом 1892 года постройки (архитектор К. Буссе). Ещё недавно в нём существовал тайный проходной подъезд, через который можно было попасть в узкий задний двор палат Хаджикосты, куда смотрят окна с коваными решётками 18 века.

Архив ЦИГИ

Сегодня. Наименее освоенное владение Китай-города, неожиданно свободное внутреннее пространство среди тесных дворов и переулков. Просторный усадебный сад ещё в 19 веке был отдан под склады, в последние годы двор занимала автобаза. Между тем строительство большого торгового пассажа на этом месте планировалось ещё до революции: сохранился эскизный проект, подписанный Фёдором Шехтелем. Понятно, что и сейчас никто не предлагает обустроить здесь сквер или пруд с лебедями.

Завтра. Предполагается строительство большого торгово-общественного центра переменной этажности, почти полностью занимающего двор владения. Обещается сохранение трёхэтажного уличного корпуса, а также двух памятников, находящихся внутри владения. Шесть лет назад в недрах Моспроекта вычерчивались варианты надстройки палат Хаджикосты несколькими этажами, но сейчас идёт речь лишь о перекрытии заднего двора.

4. Старопанский переулок.
Дом товарищества Даниловской мануфактуры и Носовское подворье.

Архив ЦИГИ

Вчера. Владение 5/1, располагающееся на углу Старопанского и Богоявленского переулков, в середине 18 века принадлежало фабриканту Карунину. В 1840-х участком владел «купецкий брат» Карп Капканчиков. В 1877 году товарищество Даниловской мануфактуры строит здесь торговое и жилое здание по проекту М.Степанова. Двор этого здания отличает выразительная перспектива, оканчивающаяся двумя высокими трубами, перевязанными сетью пожарных лестниц. В нижнем этаже сохранилась первоначальная столярка — резные украшения входов в торговые помещения, закрашенные номерные знаки.

Далее по Старопанскому переулку (дом №3) стоит длинное изогнутое здание Носовского подворья. Когда-то в центре владения также стояли каменные боярские палаты, но вся нынешняя застройка, по-видимому, относится ко второй половине 19 столетия. Уличный корпус и его дворовое крыло (1860-е, архитектор Н.Никитин), имеют своды в первом и третьем этажах, а также обширные подвалы, с момента строительства и до последнего времени использовавшиеся по складскому назначению. Во дворе стоят корпуса 1880-х (архитектор В.Залесский), из которых наиболее примечателен узкий дом с хорошо сохранившимся чугунным балконом.

Наверное, стоит добавить, что в конце 1980-х в уличном корпусе Носовского подворья находилась Рок-лаборатория, один из центров неформальной культурной жизни столицы.

А.Можаев

Сегодня. Эти замечательные постройки второй половины 19 века недавно поставлены на госохрану. В последние пять лет дом Даниловской мануфактуры отселен и пребывает за глухим забором, корпуса Носовского подворья занимает ведомственная поликлиника. По недавнему плану развития предполагалось отдать дворовое крыло Носовского инвестору, проектирующему реконструкцию Даниловского. Инвестор несколько лет оплачивал аренду и прочие сопутствующие расходы, однако недавно было принято неожиданное для него решение — распределить здания между собственниками в соответствии с прежним делением домовладений.

Завтра. Предполагается сохранить основные объёмы обоих строений. Однако Даниловское (будущая гостиница) при этом будет перекрыто и дополнено пристройкой с севера.

И ещё два слова о самой Никольской улице. Сделать её полностью пешеходной не получилось — понятно, что наша публика и ста метров не пройдет от машины до бутика либо апартамента. Сошлись на компромиссе: часть трассы улицы (по ширине) остаётся проездом, часть — мостится плиткой и клумбами. Только пока что не понятно соотношение этих частей, архитекторы ведут оживлённый торг с транспортниками.

Даниловские мануфактуры, 2007

 

Вопрос эксперту, члену ЭКОС Елене Андреевой:
— При сравнении плана развития Китай-города конца 1980-х с сегодняшней ситуацией, прежде всего бросается в глаза то, насколько интересы инвестора стали выше интересов самого исторического города. Как это всё случилось?..

— Вопрос экономический, включая и реальные расходы инвесторов на строительство, и взятки тоже. Но если в Европе такие проекты могут окупаться в течении хоть 15 лет, и это считается нормальным, то у нас неприменно надо отбить деньги за год. Начиная с перестроечных времен сформирована определённая психология инвестора: схватить и убежать. Сегодня ситуация иная, чем тогда, но понятия уже ничем не выбить. Это такой московский парадокс: каждое улучшение приводит к ухудшению. Несколько лет назад мы приняли постановление о том, что никакое строительство в Москве невозможно без обеспечения парковкой. И думали мы, наивные, что это остановит волну разрушений — раз нельзя строить, значит не будут лезть в центр со своими глобальными проектами. Что мы теперь имеем – раз нет паркинга, значит надо снести всё до основания и построить из нержавеющих материалов. Несколько лет назад главный архитектор мечтал придумать такую схему, чтобы реконструкция была экономически привлекательней, чем новое строительство на сносе. Если ты, собственник, не смог сохранить вверенное тебе здание, то ты свободен, ты сжег свой собственный дом! А земля под ним, поскольку она городская, идет на новый конкурс, чтоб не повадно было. В результате нам предлагают реставрацию ветхого двухэтажного здания с надстройкой его четырьмя этажами в надежде, что мы в это поверим, и с каждым годом появляются всё новые уловки в обходе постановлений. Законопослушность лежит на краю нашего национального сознания.

Нам, как согласующим органам, приносят проект, утверждённый постановлением правительства Москвы, где прописаны площади возводимого здания. Воспрепятствовать уже невозможно, и мы пытаемся хоть немного ужать и отсечь эти объёмы, чтоб не так неприлично выглядело. То есть мы не сразу берём под козырек, но против лома всё равно нет приема. Мы можем возражать против только как общественность, а не как профессионалы — получается такой грустный элемент абсурда, который безусловно прибавляет живинки нашей сегодняшней жизни.

Китай-город в ХХ веке: продолжение осмотра

Благодарим Никиту Брусиловского за помощь в подготовке исторических материалов.

4 комментария

Эти земли - одни из самых древних по заселенности в Москве. Хоть бы дали поковыряться археологам, прежде чем вкапывать туда подземный гараж... Вспоминаются прошлогодние новости об удачных раскопках в Кремле. Кстати, какова глубина культурного слоя в Китай-городе? Ну и в целом в пределах Садового кольца? Когда я, проходя мимо, наблюдаю глиняный котлован второй секции Лотте-Плаза - это уже просто глина или глубже раскопанных шести метров еще что-то есть? А вот у МИДа роют гараж - просто вгрызаются по периметру и укрепляют, чтоб потом весь будущий объем выкопать. Там может в этой земле быть что-то интересное, кроме полусгнившего мусора и кусков битых кирпичей?
Археологи действуют на основе опорного плана, на котором установленная бурением глубина культурного слоя соотносится с его сохранностью. То есть накладывают друг на друга исторические планы и смотрят где чего строилось в последние 200 лет, где более ранние слои могут быть не потревоженными. Эти участки раскапывают подробно, на остальных довольствуются наблюдениями - зайдёт раз в неделю специалист, заглянет в яму, может отвал прочешет миноискателем. Раскопки в Кремле были такими сенсационными именно потому что на Подоле с 18 века ничего не строилось. А глубина слоя может быть разной, как я понимаю, средней скоростью роста считают метр в столетие, но в низинах его гораздо больше чем на высоких местах и много разных других факторов.
Прошло 14 лет, А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ
Цитата статьи :"В 1808 г. церковь Жён Мироносиц была разобрана, а церковный участок присоединил к своим владениям П. Кусовников..." В 1808 г. ц. Жен Мироносиц не могла быть разобрана, так как по воспоминаниям Д. Завалишина в 1811 г. здесь проходили службы, на одной из которых он был со своим дядей. Из книги П.Е. Мельгунова 1913г. стр. 24 : " Разъ я шелъ съ дядькою въ церковь Женъ Мироносицъ ко всенощной. Это было въ августѣ и, слѣдовательно, когда шли въ церковь, то было свѣтло. Но вотъ къ концу всенощной, но ранѣе еще того времени, какъ народъ обыкновенно расходится, сдѣлалось на паперти..." Речь идет о комете 1811 года. То же и по ссылке Завалишин Д.И. "Воспоминания". М., 2003. С. 15­16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *