Мосгаз
В пяти минутах ходьбы от Садового кольца, за путями Курского вокзала расположен интереснейший памятник промышленной архитектуры 19 века – Московский газовый завод, бывший завод Общества освещения Москвы текучим газом. Это место обладает огромным реконструктивным потенциалом, несмотря на то, что его освоение будет весьма непростой задачей.
В мировой практике есть примеры сохранения и развития аналогичных объектов, превращения их в важнейшие узлы городской жизни (Например – комплекс «Газометр» в Вене, полностью преобразивший промышленный район на окраине города). Реконструкция Газового завода на Курской – вопрос недалёкого будущего. Среди предлагавшихся в последние годы проектов были и те, которые предлагали сохранение и обустройство уникального комплекса, и те, что подразумевали новое строительство с сохранением одного-двух старинных зданий. Не определена и новая функция территории – обсуждается возможность создания крупного культурного центра, аналогичного соседнему «Винзаводу», либо строительство очередного офисного комплекса.
В 1861 году майнцский купец Дитрих и петербургские купцы Сименс и Гальске обратились к Московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве в городе газового освещения. Торги на концессию выиграло «Английское Общество освещения города Москвы текучим газом».
В 1865 году Общество выкупила часть огородов Кобыльской слободы на берегу речки Черногрязки, к югу от Нижнего Сусального переулка. Первыми заводскими постройками стали корпуса по производству газа из кокса. По линии Нижнего Сусального переулка были выстроены два двухэтажных корпуса для контор и проживания рабочих (архитектор Фёдор Дмитриев). Тогда же архитектором Рудольфом Бернгардом по задней границе участка были построены четыре кирпичных газгольдера высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом, представлял собою единое, симметричное в плане сооружение, состоявшее из нескольких цехов.
И в 1868 году в Москве зажглись три тысячи газовых фонарей.
В 1888 году Английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному Обществу освещения, а в 1905 году, по истечении срока контракта, завод перешёл к городу. В 1912 году начались работы по строительству новых корпусов с целью увеличения мощности завода. Старое здание было снесено ровно по линии симметрии, после чего техником Александром Константином Вольдемаром Рооп выстроено шесть новых корпусов (аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, сооружения для очистки газа от примесей, завод счётчиков, завод водяного газа) и ещё один небольшой газгольдер. Также был перестроен один из конторских корпусов по переулку.
В пояснительной записке к проекту схема действия завода объясняется следующим образом:
«Для приёмки выработанного водяного газа служит здание, подземная часть которого является бассейном, наполненным водой. В этот бассейн погружен однотелескопический железный газгольдер, который наполняется выработанным газом. Из газгольдера газ подаётся в очистные здания, где он вместе с каменноугольным газом, идущим из существующего завода, очищается в специальных ящиках от серы. Из очистного здания водяной и каменноугольный газ поступают в здания счётчиков и регуляторов, где они сосчитываются и направляются в газгольдеры, где газы смешиваются и уже смешанные поступают обратно в здание.»
В конце 1920-х и начале 30-х выстроен ряд вспомогательных строений, а также крупное здание газогенератора (архитектор Николай Морозов). Но после ввода в строй газопровода Саратов-Москва в 1946 году производительность завода резко снизилась. Основной его функцией стало производство тугоплавких газовых горелок, в том числе и ракетных сопл. Пол генплану Москвы 1971 года завод был включён в число предприятий, выводимых за пределы города. Тогда же его территория была разделена на несколько владений.
В данный момент на территории завода происходит весьма любопытная культурная жизнь – от репетиционных баз с малолетними панками до нескольких закрытых клубов высшей категории. Как пишет «Большой город»: «Гиблое место на задах Курского вокзала стало преображаться по берлинско-лондонской системе». Архитекторы Творческого Объединения «Газгольдер» создали план реконструкции завода, оставляющий все исторические здания в их неприкосновенности и предполагающий «что в скором времени здания завода будут полностью заняты художниками, музыкантами, дизайнерами, архитекторами и прочим творческим народом, то есть возникнет район, подобные которому существуют во всем мире, — например, Сохо, Челси — но у нас пока нет.»
Одновременно разрабатываются варианты переоборудования завода под крупный бизнес-центр. Понятно, что в этом случае трансформация исторической среды будет не в пример ощутимее. Как бы там ни было, скоро эту удивительную территорию ожидают серьёзные перемены.
А пока что публикуем выдержки из рекомендательного раздела исследования территории Газового завода (автор — Т.П. Кудрявцева-Сулоима):
«Наибольшей ценностью обладают здания четырёх газгольдеров, уникальные по своей конструкции сооружения, которые отличаются мощной пластикой фасадов, оригинальной цилиндрической формой и представляют собой значительные доминанты.
За советский период интерьеры и фасады газгольдеров претерпели изменения и утраты, сохранился почти полностью только корпус №17. Он обладает уникальной пространственной конструкцией перекрытия цилиндра диаметром в 40 метров. Полагаем целесообразным предложить к сохранению свободное пространство интерьера данного сооружения…
Интерьеры трёх других газгольдеров, в силу сложности воссоздания исторического перекрытия, могут быть изменены с восстановлением оконных проёмов по рисунку административного корпуса 1895 года.
Важными элементами исторической застройки, отличающимися средовой и пластической выразительностью, являются производственные здания, выстроенные в предреволюционные годы по проекту архитектора Роопа. Богатство фасадного декора, изысканные пропорции, свободная планировка этих сооружений дают возможность увидеть воочию удивительные образцы промышленной архитектуры , когда функция и технология не превалировали над архитектурным образом. При реконструктивных работах необходимо предусмотреть максимальное использование исторических объёмов и деталей.
Что касается корпусов 4 и 5, выстроенных в 1931-32 гг., то с точки зрения архитектурного искусства они не представляют интереса, хотя их капитальная добротность вызывает уважение.
Наиболее выразительной постройкой данного времени является корпус 10. Его экспрессивная композиция из нескольких, убывающих по высоте параллелепипедов, наводит на мысль о лучших образцах конструктивизма, но классицистические кронштейны балкона, отсутствие большого числа остеклённых проёмов и ряд других элементов стиля сталинского классицизма говорит о более позднем периоде… Требуется более тщательное изучение не только архитектуры здания, но и его сохранности. предполагается возможность возведения на данном месте нового сооружения, которое также доминировало бы в пространстве окружения.
Малоценная застройка советского периода в целях санации территории рекомендуются к сносу.»
В настоящий момент комплекс исторических построек Газового завода заявлен к постановке на госохрану.
6 комментариев