Город мастеров
Проходной двор на Пятницкой, 6 смело можно назвать красивейшим в Замосковречье и одним из лучших в старой Москве. Замечательный, почти хрестоматийный вид на колокольню Черниговской церкви и уникальные деревянные галереи – отличительная деталь доходного жилья 19 века, ныне исчисляющаяся пальцами одной руки. Хотя волшебный колорит двора уже был отчасти нарушен козырьком кафе и обустройством пластмассовых стеклопакетов в левой части галереи, всё остальное оставалось настоящим. 19 января правая, нетронутая ремонтами половина галереи была уничтожена. Через день во дворе появилась двухэтажная кирпичная пристройка. Никаких согласований на переустройство памятника у строителей не было, только справка МЧС о том, что в доме якобы произошло обрушение. Однако за день до начала стройки дом был жив-здоров, и вообще, предписания МЧС не являются документами прямого действия: разрешение на вынужденный демонтаж частей аварийного памятника могут выдать лишь органы охраны.
Этот случай заставил вновь обратиться к теме самостроя – величественной стихии, порожденной, прежде всего, безнаказанностью нарушителей закона.
Самострой бывает трёх видов: несанкционированное строительство в новых районах, такое же строительство и реконструкция в охранных зонах, и незаконная реконструкция объектов культурного наследия. Расследованием двух первых случаев занимаются районные префектуры, третий находится в ведении Москомнаследия.
В принципе, комиссия по пресечению самовольного строительства существует с конца 1990-х, но реально работать она стала тогда, когда руководство ею перешло к Ресину, а оперативную группу возглавил сам Лужков. Способы воздействия на нарушителей таковы: убедить разобрать несанкционированную настройку добровольно (как ни странно, нередко это работает), или же добиваться справедливости через суд (за последний год Москомнаследие направило 27 жалоб в прокуратуру, однако большинство из них под разными предлогами вернулись назад). Есть и третий вариант – обойтись незначительным штрафом, смириться с фактом строительства и признать его законным задним числом. Ибо как говорят сведущие люди: «Самострой тоже может быть талантливым».
Судя по всему, столица доселе не оскудела талантами, потому что среди огромного числа самодеятельных мансард, надстроек и пристроек, возведенных в последнее десятилетие в историческом городе, было лишь два громких показательных процесса – на Волхонке и Сретенке. Незаконные надстройки были ликвидированы после личного вмешательства мэра Лужкова.
Остальные продолжают стоять, при этом часто так и оставаясь неузаконенными. Так, уже несколько раз на рабочую группу ЭКОСа выносилась самовольная реконструкция здания «Ингосстраха» на Пятницкой, 12 (в основе – особняк 18 века). Видимо, при оформлении права собственности возникают вопросы – откуда взялись непрописанные БТИ лишние метры. ЭКОС отказался согласовывать нарушение, переадресовав вопрос другим инстанциям.
Всё это напоминает известную проблему самовольной перепланировки квартир — от разборки перегородок до выноса несущих стен и вентиляционных коробов. В любом случае ответственность нарушителя – дело принципа, но иногда проверяющие органы могут позволить себе обойтись незначительным штрафом. А иногда и для них восстановление справедливости становится делом чести. Недавно произошло одно исключительно важное событие: Москомнаследие впервые воспользовалось своим правом лишить недобросовестного арендатора права аренды. Но этот случай действительно был из ряда вон: самый старый дом Таганской площади не только незаконно реконструирован, но и надстроен откровенно омерзительною мансардой. Это даже не самострой, а какой-то перформанс, настоящая пощёчина общественному вкусу. Но теперь есть надежда, что в скором времени площади вернут человеческий облик.
Хотя известно, что надстройку дома на Покровском бульваре, 8 было предписано разобрать более года назад, а она по-прежнему продолжает радовать москвичей и гостей столицы провинциальной непосредственностью линий. Кстати, золотая чудо-галерея, недавно возникшая на сводах храма Христа Спасителя, также является классическим самостроем.
Для нынешней практики вообще характерно отношение к объекту аренды либо собственности не как к вверенной твоим заботам части общей городской территории, а как к собственному приусадебному хозяйству. Вот как теперь выглядит Рождественка – это квартал в конце улицы, находящийся прямо напротив Рождественского монастыря. В минувшем году здесь были самодеятельно реконструированы два дома 19 века. Один из них сохранял типовой послепожарный фасад с рустом и замковыми камнями в первом этаже, другой – скромный лепной декор второй половины столетия.
Теперь исторические фасады уничтожены, вместо них появилась декорация, выполненная из тощих дешевых отливок со строительного рынка. На обоих домах выросли одинаковые высокие мансарды, крытые медью. Следующим этапом, должно быть, станет благоустройство придомовых тротуаров – гипсовые гномики, пальмы в кадках, грот «Прохлада».
И вот ещё: один и тот же дом, памятник 18 века, расположенный по адресу В.Радищевская, 12, сфотографированный в 2006 и 2007 годах. По этому удивительному факту в настоящее время проводится проверка.
Перечисленные выше примеры – порча, но всё-таки не истребление памятников, то есть мы можем хотя бы надеяться, что когда-нибудь зданиям будет возвращен их исторический вид. В отношении новостроек, искажающих панорамы исторического центра, надежды на справедливость меньше.
Восьмиэтажный жилой дом «Донстроя» в Филипповском переулке подрос на два этажа против согласования, надстройку предписали разобрать. Она действительно была разобрана, но чуть позже, когда шум затих, благополучно вернулась на место. Скандал с самовольным изменением проекта жилого комплекса того же «Донстроя» на Покровском бульваре вроде бы замят. Ничего не слышно и о Шереметевском подворье на Никольской, где техническая надстройка перекрыла вид на Кремльс Большой Лубянки. Сейчас ведётся разбирательство по факту изменения проекта дома 50 на Большой Якиманке, закрывшем вид на церковь Иоанна Воина от Калужской площади. Строительство тем временем продолжается.
И в заключение, ещё раз о Пятницкой, 6. Москомнаследие остановило незаконные работы и направило собственникам здания предписание разобрать пристройку и восстановить дом в его прежнем виде. А вернее говоря, провести реставрацию с точным воспроизведением уничтоженных элементов в их первоначальных конструкциях. Думается, что последняя деревянная галерея Замоскворечья вполне достойна подобного отношения. А самое главное — прецедент: стало известно, что в Москомнаследие поступают жалобы на продолжающиеся несанкционированные работы по этому адресу, однако уже на территории, принадлежащей другим владельцам. Дрянной пример заразителен, и безнаказанность самородков-реконструкторов становится всё более опасной для исторического города.
Дополнение
После публикации материала читатели прислали нам ещё вот такую картинку: нечаянное исчезновение здания Ссудной казны из перспективы Настасьинского переулка (вид с Малой Дмитровки в сторону Тверской улицы).
О приходском самострое на территории древней церкви Николы в подкопаеве — здесь.
5 комментариев