Бегство в Египет
Александр Можаев
Многие помнят удивительную историю обнаружения фрагментов церкви Успения на Покровке, приключившуюся летом 2004 года. В составе бывшего дома церковного причта была найдена западная стена знаменитого храма, считавшегося полностью уничтоженным в 1930-е. Спустя два года мне выпала удача побывать в городе Соликамске и познакомиться с художником Михаилом Потаповым, последним известным потомком Петра Потапова, строителя церкви Успения, по имени которого называется Потаповский переулок в Москве. Михаил Михайлович видел эту церковь ещё невредимой — нарочно приезжал из Ленинграда в Москву, чтобы поклониться творению своего предка. Спустя 70 лет после сноса означенного творения я имел честь передать Потапову добрую новость: храм не исчез бесследно, появилась надежда на то, что когда-нибудь он будет воссоздан.
О смерти Михаила Михайловича я узнал с опозданием: его не стало ровно полгода назад, 19 августа. Незадолго до этого Потапову исполнилось 104.
Публикуем статью об этом человеке, написанную два года назад для газеты «Гудок». А также подробный отчёт о реставрации фасада церкви Успения, произведённой Центром историко-градостроительных исследований.
В канун недавнего 575-летнего юбилея Соликамска газета «Пермские новости» перечислила основные заслуги этого пряничного города перед культурой Отечества: во-первых, в 17 веке здесь родился иконописец Зубов, во-вторых, в 1755 году был создан первый в России ботанический сад, в-третьих, тут проживает удивительный художник Михаил Михайович Потапов.
Статья называлась «Древние корни», и в отношении Потапова это справедливо – летом 2006 года ему исполнилось 102 года. Он живет в собственной квартире-музее, расположенной в панельной пятиэтажке на окраине города. Сейчас он уже не рисует – ничего не видит, плохо слышит, болен склерозом. Но рядом с ним постоянно находится его ученик и наследник Сергей Иванович Лапин, уютного вида мужчина средних лет. Он ухаживает за стариком, бережет коллекцию его работ, принимает посетителей и рассказывает за Михаила Михайловича необычную историю его жизни.
— В 1913 году, будучи девятилетним гимназистом, Михаил Михайлович открыл книгу по истории Египта, и у него возникло острое ощущение, что он уже видел все это в реальности. Со временем он познакомился с членами киевского теософского общества, веривших в возможность перевоплощения душ, и у них нашел объяснение своим переживаниям. Вот здесь вы видите две фотографии: прижизненный бюст Эхнатона и портрет молодого Михаила Михайловича. Правда похожи?
Разумеется, основной темой творчества художника Потапова был Древний Египет, и прежде всего, портретная галерея фараонов – не каменные маски древних барельефов, а совершено живые, улыбающиеся, словно и вправду написанные с натуры лица. Ученик Лапин говорит о Потапове с искренним уважением и даже, как кажется, священным трепетом. Как раз во время моего визита к нему зашли рабочие, обсудить текущие подробности ремонта. Предложили избавиться от самодельной псевдоегипетской арки в прихожей (пальмовидные капители колонн изображают пластмассовые вазочки-кашпо), но Лапин отвечал: «Пусть остается то, что освящено взглядом Михаила Михайловича».
В квартире Потапова все напоминает о пламенном увлечении художника-египтолога, даже крохотная ванная расписана в египетской стилистике. Мы сидим в комнате, сплошь увешанной картинами Мастера (в городе Потапова называют только так). Рядом, на диване в забытье лежит он сам, более всего похожий на один из экспонатов собственного музея: древний седой старик под портретами еще более древних египтян. В самом деле, какое-нибудь бессловесное трюмо 1904 года выделки запросто стояло бы в краеведческой витрине, а это – живой свидетель балов в Дворянском собрании! Рядом с его кроватью, словно экскурсовод, сидит верный Сергей Иванович и продолжает рассказ:
— Около 20 лет назад, когда мы с Михаилом Михайловичем только познакомились, я рассказал ему про то, как в детстве увидел в «Науке и жизни» рисованную реконструкцию гробницы Тутанхамона. Это меня так вдохновило, что я сел и склеил ее подробнейший макет, со всеми росписями и деталями. А Михаил Михайлович на это признался, что находясь в том же возрасте, сам строил макеты саркофагов и игрушечные мумии бинтами заматывал.
В Соликамске Потапов осел в 1984 году – случайно познакомился с местными музейщиками и они рекомендовали его горисполкому. «Удивительный человек!», — сказала власть и предложила квартиру и отдельный зал в городской галерее. Он согласился и со временем стал одной из главных достопримечательностей небольшого города. А последние годы провел вместе с преданным учеником. Как говорит Лапин: «Вот так и живем вдвоем своим маленьким монастырем собственным, тем более, что Михаил Михайлович состоит в сане архидьякона». Выясняется, что человек, с детства верящий в то, что он является воплощением одного из близких родственников фараона Эхнатона, тридцать лет прослужил дьяконом русской православной церкви, писал иконы и даже расписывал интерьеры храмов.
Поначалу это кажется диким, но потом я начинаю понимать, что передо мной не упрямый еретик, а совершенно трогательный человек, который прожив очень долгую жизнь так и не смог отказаться от главной мечты своего детства. Он изо всех сил пытался примирить ее со строгими канонами православия, сопоставляя солнечную природу бога Атона с христианской аксиомой «Бог есть свет». Он тосковал о ней, как Асоль об Алых парусах. Он говорил, что если бы ему довелось очутится в Ахетатоне, городе, преставшем существовать более трех тысяч лет назад, он немедля бы умер от счастья. Когда ему исполнилось 86 лет, он, по приглашению египетского посольства, приехал на то место, где когда-то стоял великий город и своими глазами повидал его развалины. Потом его спросили, чего же это он по обещанному не помер на месте, и Михаил Михайлович развел руками: «Так я говорил про Древний Египет…» Это вам не Алые паруса, которые когда-нибудь вдруг да приплывут, это мечта заведомо несбыточная. Хотя кто его знает. Недаром говорят – нет такого закона, чтобы в природе чего-либо не было.
Прочие работы М.М.Потапова здесь: http://selinaportal.net/potapov/gallery_egipet.htm
1 комментарий