Архитектура как палимпсест

Архимедов палимпсест

Филипп Робер
Перевод Елены Кадейшвили

Филипп Робер родился в 1941 году. Он является одним из архитекторов, которые занимаются реконструкцией зданий и одновременно активно защищают национальное наследие Франции. Свои проекты Филипп Робер выполнял в сотрудничестве с Бернаром Рейхеном. Их работы раскрывают как имеющийся архитектурно-художественный потенциал зданий, так и экономические преимущества реконструкции. Они также демонстрируют творческий импульс, возникающий в диалоге между современной и старой архитектурой.

Целью статьи является анализ реконструкции как концептуального инструмента в архитектурном творчестве. Благодаря новой экономической действительности и изменению отношения общества к национальному наследию, мы можем рассматривать реконструкцию как «нормальную» архитектурную практику. Язык форм, строительные технологии и архитектурные решения зданий, подвергшихся реконструкции, содержат выдающийся творческий потенциал. В настоящее время существует обновленное понимание того, что история архитектуры — это также и история зданий, которые были переработаны, переустроены, расширены — одним словом обновлены и приспособлены к современному использованию.


Термин палимпсест, который, как правило, применяется к тексту, написанному на писчем материале, после того, как он был целиком или частично очищен от прежнего текста (например, средневековые пергаменты), может образно быть применен к переработанной архитектуре.

А.Можаев 

Архитектор, который модифицирует чертеж фасада на нескольких наложенных друг на друга листах кальки, создает палимпсест. В этом смысле фасад здания, на котором присутствуют декоративные или конструктивные элементы, приобретенные им на протяжении нескольких столетий, также является своего рода палимпсестом.

Существует много видов палимпсеста — особенно в литературе, музыке и живописи. Средневековые Chansons de gestes, французские классические трагедии, происходящие от греческих трагедий, композиции Баха, вдохновившие Вивальди, и кроме прочего «записанная живопись» — все это виды палимпсеста.

6551

Память и ожидание

«Места, которые мы помним и места, которые мы ожидаем увидеть, сопрягаются в реальном времени. Память и ожидание фактически составляют подлинную перспективу пространства, сообщая ему глубину». Эти слова голландского архитектора Альдо Ван Эйка точно описывают отношения между временем и пространством в переработанной архитектуре.
История архитектуры также включает здания, которые подвергались трансформациям, добавлениям, изменениям функционального использования, или здания, выстроенные из повторно использованных строительных материалов. Краткий исторический обзор дает ряд примеров подобных изменений.

Рим

Здание в стиле …

• Аркада, колонна, тимпан, руст и другие формы из словаря архитектурной классики активно используются постмодернистами от Ханса Холейна до Кон-Педерсен-Фокса, и от Чарльза Мура до Риккардо Бофилла.
Этот перечень, ограниченный общеизвестными примерами, иллюстрирует многообразие таких вмешательств, которые представляют целый пласт архитектуры ХХ века. В то же время такие авангардисты как Ле Корбюзье, Мельников, Мис Ван дер Роэ, Алвар Аалто и Фрэнк Ллойд Райт, никогда не включали в свои проекты существующие здания. Их проекты предусматривали лишь сосуществование с уже выстроенными сооружениями или их разрушение.
И, наконец, существует третье направление, задействующее «память места» и будущее его использование в едином пространственно-временном континууме.

Кордова 

Форма-функция.

Функция создает форму, но что произойдет с формой, если первоначальная функция однажды исчезнет? Сможет ли существующая форма приспособиться к новой функции? Вся деятельность, связанная с существующими зданиями направлена на диалектику формы/функции: реконструкция становится успешной только тогда, когдa появляется соответствие между новой функцией и существующей формой. Следовательно, необходимо проанализировать природу выстроенного здания до того, как ему будет предложено новое использование: «Во избежание противоречия между старой оболочкой и современными требованиями, рождение нового единого объекта должно предполагать не простое наложение, а синтез как конструктивных, так и архитектурных элементов». (Клод Соуси).
Может существовать символическое объединение — когда, например, церковь устроена внутри языческого храма. Функциональное использование, под которое переделывается здание, должно содержать символический смысл, по крайней мере, равный тому, который закладывался в него изначально.

49

Объемы и пространства

Памятники культуры, общественные и промышленные здания порой представляют собой объемы, слишком большие для предполагаемого использования. Таким образом, у архитекторов появляется возможность распоряжаться большими пространствами, из которых можно извлечь практические преимущества (например, прядильные фабрики, переделанные в недорогое жилье). Большое здание способно вместить несколько полезных в городской среде функций: магазины на первых этажах, офисы и/или жилье на верхних этажах, коммунальное обслуживание и многое другое.
При этом, помимо самих объемов старых зданий, сохраняются также их конструктивные элементы: каменные стены и фундаменты, своды, полы, стропила и т.д.
Прекрасным примером взаимодействия архитектурных языков могут служить современные квартиры, размещенные в средневековых дворцах Италии.

Красная роза

Старые конструкции и декор

Работы по реконструкции сталкивают архитектора лицом к лицу с историей, и этот контакт вызывает новые архитектурные решения, в идеале представляя гармоничную комбинацию прошлого и настоящего. Концептуальная позиция архитекторов меняется в сторону диалектических отношений между новыми функциональными задачами и существующими зданиями. Некоторые архитекторы подчеркивают контраст между разными по своей природе элементами, тогда как другие обеспечивают их визуальную целостность.

При повторном использовании существующей архитектуры учитываются детали, существование которых было бы неуместным в построенном заново здании. Металлические конструкции XIX века или здания в стиле Ар Деко в этом отношении особенно интересны из-за богатства декора. Их архитектурный язык может послужить основой для стилистического переосмысления, выделяя определенные элементы или внося новые эффекты. Этот метод работы от детали типичен для современного подхода к реконструктивным работам.

41

Архитектура интерьера

Работы по реконструкции крупных построек требуют большего внимания к образованию новых интерьеров, чем к внешнему виду фасадов. Лестницы, антресоли, взаимодействие света и тени, контакт с несущей конструкцией — большие здания обеспечивают дизайнера архитектурными эффектами, которые трудно было бы получить в новом здании. От архитекторов требуется работа над интерьерами, в которых пространство, движение и цвет выражены более ярко. Большие объемы промышленных зданий, взаимодействуя с внутренними дворами, позволяют создавать новые пространственные эффекты и функциональные связи, как, например, возведение здания рядом с другим (в случае с Музеем архитектуры во Франкфурте) или перекрытие двора стеклянной крышей.

Brusov 2. 

Повторное использование: сложная задача

Сегодня в строительной индустрии европейских стран важной задачей стало приспособление старых городов и зданий к новым требованиям, что вызвало большие перемены в архитектурной практике.
Наивное отношение большинства архитекторов поражает: они не подозревают о многообразии аспектов реконструкции и нового дизайна исторических зданий. Возможно, нужно воспитывать новый образ мыслей, чтобы осознать, что города никогда не могут быть завершены, и что в здания, которые уже возведены, всегда могyт вноситься изменения или дополнения — конечно, если речь идёт не о музеефицированных памятниках. Майкл Грейвз предлагает схожее отношение к этой проблеме, когда говорит о том, что существующее здание должно рассматриваться как незаконченный фрагмент большего сооружения.
Обветшавшие промышленные и общественные постройки предоставляют исключительные возможности для архитекторов, которые способны их «понимать» . К тому же экономические преимущества, предлагаемые реконструкцией и повторным использованием зданий «могут создать в городах «магический эффект».

От редакции. Добавим, что палимпсест, рассматриваемый в данной работе прежде всего, как творческий метод, остаётся сложным и не всегда однозначным явлением. Проявления палимпсеста в архитектуре удачны настолько, насколько высок культурный уровень данной эпохи. Понятие палимсеста объединяет все случаи реконструкции и приспособления, как тема преемственности в развитии городов. Но отдельные решения должны рассматриваться лишь в соответствии с принятыми законодательными ограничениями — потому мы не считаем возможным ввести в приводимый ниже обзор такие известные примеры реконструкции исторических зданий Москвы, как Гостиный двор или Царицыно.

Реконструкция

farlestheatreantiquefn0

• Амфитеатры в Арле и Ниме, которые стали средневековыми
поселениями.

FFAI6018_43

• Христианский кафедральный собор, размещенный в XIII веке в
структуре Великой Мечети в Кордове с последующими добавлениями ХVП века.

Надстройка 

9

• Римский театр Марцелла, построенный в начале эры, в средние века стал крепостью, а потом дворцом. 

197?

• Московский Кремль. Большинство его памятников — ярчайшие примеры палимпсеста. Дворец, являющийся сложнейшим комплексом построек 15-19 вв., трёхглавый Благовещенский собор 15 в., в 16 столетии ставший девятиглавым, колокольня Ивана Великого, надстраивавшаяся и видоизменявшаяся на протяжении трёх веков. Суровые крепостные башни 15 века, надстроенные узорчатыми верхами в 17-м. И наконец, храм Василия Блаженного, знаменитые главы которого возникли через сто лет после его строительства.

Обстройка

Венеция

• Венеция. Византийский собор Сан-Марко, получивший нынешний вид в результате перестроек романского и готического периодов.

Москва

•  Москва. Дом на Страстном бульваре, в архитектуре которого читаются 4 эпохи: композиция классического дома с угловой ротондой, эклектичная декорация фасада и конструктивистская обстройка, переосмысленная современными дизайнерами.   

Пристройка

Валенсия 

• Валенсия, музей археологии.

IMG_1843

• Москва, развитие комплекса ЦУМ: 1900-е, 1960-е, 2000-е.

Повторное использование материалов или сохранившихся фрагментов

Тунис

• Кайруан (Тунис). Разновременные колонны из развалин Карфагена в аркаде мечети Сиди Окба, основанной в 671 г.

Рим

• Рим. Античные надгробия, вмонтированные в фасад позднего дома.

Адаптация к новым функциям

Рим

• Римские храмы, переделанные в христианские церкви Леоном Батиста Альберти.

42

• Музей в веронском Кастельвеккио архитектора Карло Скарпы.

Винзавод.

• Москва, бывший винзавод, переоборудованный в одноимённый  центр современного искусства.

Перевод и публикация текста организованы Центром историко-градостроительных исследований. Благодарим АБ «Рождественка» и Наринэ Тютчеву  за консультации и помощь в подборе иллюстративного материала.

Палимпсест: продолжение осмотра

2 комментария

Оооочень интересно!!! Спасибо!
Спасибо большое за статью и подбор российских аналогов! Подскажите пожалуйста первоисточник?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *