О чём вопиют кости

1029.jpg 

Максим Перевитский

Выясняется, что город наш светлый, Москва–матушка, стоит на костях. Словно не веселый сын славян среди полюбившихся ему, поросших соснами холмов заложил в основу города первый камень, а суровый царь, указанием трости велел строить среди болот и комаров мрачный равелин. Да и ладно бы эти кости принадлежали смиренным трудникам, что от непосильного труда легли в сыру-землю. Говорят, что это кости загубленных и замученных людей. И хранят они следы страшных мук. А муки приняли несчастные и от свирепых ордынцев, и от Грозного Ивана Васильевича, и главное – от товарища Сталина. И вопиют теперь эти кости и требуют… Ну сами знаете, что обычно требуют в таких случаях кости.


В течении многих лет приходилось мне по долгу службы извлекать из земли эти кости и переводить их из разряда вопиющих в разряд мирно упокоенных, тех, которым земля – пухом. А был я археологом.
Все началось с того, что в самый разгул Перестройки сквозь сретенские переулки решили протянуть подземный коллектор. Сретенка — место интересное, как на поверхности земли, так и под ней. Поэтому с большим удовольствием взял я на себя обязанность археолога-наблюдателя за ходом земляных работ. И вот, когда трасса коллектора вышла на Большой Сергиевский переулок, появились они, Кости.

Лежали они в узкой яме, очертания которой явно проступали в стенке котлована. Внизу грудой были свалены крупные кости от рук-ног, а сверху, словно «Апофеоз войны» Верещагина, целая гора черепов. Рядом уже вились два юноши – один разговаривал со строителями, другой – самозабвенно фотографировал находку. Оказались они корреспондентами «Московской правды». К моменту моего появления строители им уже нарассказывали разных ужасов про эти места и про археолога, что иногда появляется здесь искать золото, то есть про меня. Так что вопросов ко мне было море.

Честно говоря, сначала, я растерялся. Но осмотревшись по сторонам, сразу же увидел школьное здание постройки 30-х годов XX в. Все встало на свои места. Дело в том, что школы в то время демонстративно строили на местах снесенных церквей. «Оплот просвещения на месте цитадели мракобесия». А церковь – это всегда погост, древнее кладбище. Так и здесь – в 30-е годы, при строительстве школы были вскрыты захоронения погоста снесенной Церкви Преподобного Сергия в Пушкарях, что у Трубы, а по завершении стройки все разом перезахоронены в этой яме. Это я и сказал журналистам. К их чести, так они и написали в своей заметке, хотя было у них и довольно сильное искушение написать о захоронении рук, ног и голов четвертованных страдальцев, как слёзно причитала какая-то тетка на краю котлована.

Примерно в это же время и там же, на Сретенке, в Малом Головином переулке, при проведении узкой неглубокой траншеи под прокладку кабеля было потревожено точно такое же перезахоронение. На поверхность было извлечено около 12 черепов. И точно так же, как и в Сергиевском, рядом стояло школьное здание образца 30-х годов. Но в этом случае информация ушла в прессу раньше, чем мы смогли сделать заключение о характере находки. Естественно, черепа были представлены плодами работы неизвестного палача — захоронением отрубленных голов. И конечно же, по мнению журналистов, палач служил в НКВД. На самом деле строителями были раскопаны перезахоронения кладбища стоявшей здесь до 30-х годов церкви Спаса Преображения в Пушкарях.

Следующая «сенсация» не заставила себя долго ждать. Очередное предполагаемое массовое захоронение жертв культа личности, на которое я был отправлен как консультант-археолог, было обнаружено в подвале дома в Потаповском переулке. В доме, фасадом выходящем в небольшой сквер, на месте которого раньше стояла одна из красивейших московских церквей – Успения Богородицы на Покровке. Строители раздолбили бетонный пол подвала и наткнулись на десятки скелетов. Как в таких случаях и полагается, сразу объявился местный алкаш-старожил, поведавший о тайных подземных ходах, ведущих аж до самой Лубянки, и по которым легко могла проехать полуторка, груженная трупами. Удивительно, но бред алкаша был немедленно растиражирован СМИ.

Когда я пришел на место, то в подземелье уже шла бурная дискуссия между активистами-демократами и представителями пресс-службы КГБ. Слава Богу, кости лежали там, где их нашли и были лишь слегка расчищены от земли. То, что все были захоронены по христианскому обряду, стало ясно сразу – все скелеты лежали головой на запад. Но надо сказать, что в глаза сразу бросилось и то, что кости некоторых скелетов странным образом находились на некотором расстоянии от тех мест где им надлежало располагаться анатомически. Так бедренная кость могла быть смещена относительно таза и берцовых костей сантиметров на 15. Это было странно. Демократическая общественность, холодея от собственных предположений, уже сочиняла страшные истории о том, как сатрапы отрезали людям руки и ноги, а потом, до смерти замучив несчастного, подкладывали конечности на прежнее место. Апогеем стал выпад какого-то правозащитника, выдернувшего из земли треснувшую от времени и перепада микроклимата кость. Он грозил ею в сторону забившихся в угол КГБ-шников и кричал: «Посмотрите же, как их пытали! Их подвешивали на дыбу, а потом четвертовали!» Еще чуть-чуть и он бы начал скандировать, что-нибудь обличительное.

Когда, наконец, общественность схлынула, у меня появилась возможность обстоятельно осмотреть захоронения. Зачистив один из «неправильных» скелетов, я с удивлением увидел окружающую его прослойку древесного тлена – следы от гроба. Если он был в гробу, то кто и когда разворошил кости? А тут еще мне поведали, что при одном из таких потревоженных скелетов был найден медный крест, судя по описанию – конца XVII — начала XVIII века.
Когда стали копать дальше, сразу наткнулись на скопление крупных человеческих костей лежащих вперемешку. Затем в нижних пластах обнаружился маленький кирпичный склеп или даже просто обложенный кирпичами гроб. При этом по всей площади подвала находились обыкновенные скелеты, захороненные по всем правилам.

И тут до меня дошло, почему среди обычных захоронений мы нашли странные потревоженные костяки и захороненные груды костей. Судя по всему, на территории церковного погоста велось какое-то строительство, и были потревожены относительно свежие на то время погребения. Настолько недавние, что гробы были еще достаточно прочны, что бы их можно было поднять и перенести в другое место кладбища. Должно быть, во время этого перемещения к новому месту захоронения кости внутри гробов и сместились со своих мест. Кости же из тех погребений, где гробы не сохранились, были собраны вместе и захоронены в общей яме. Произошло это перезахоронение, скорее всего, в середине XVIII века, при строительстве какого-нибудь придела или подсобного здания при церкви Успения.

Многим позже на том участке погоста, где были перезахоронены потревоженные останки, был построен этот злополучный дом. Захоронения оказались в его подвале, всего лишь в каком то десятке сантиметров от уровня пола. Это я и поведал взбудораженной демократической общественности и сразу, под их улюлюканье был записан в пособники палачей. Однако вызванные ими судмедэксперты тоже не оправдали надежд. Видимо они были подкуплены, как и я, и тоже определили возраст костей в 200 -300 лет. На этом расследование закончилось.

И.Кусков

Надо сказать, что погребения в подвалах находят довольно часто, и во всех случаях они оказываются древними кладбищами, бывшими на месте этих домов. Никому же не пришло в голову кричать, что найденные археологами захоронения церкви Николы в Сапожках, под зданием Манежа – очередные жертвы сталинского террора, а Манеж объявлять очередной русской Голгофой.

Хоронить убиенных в подвале – это стиль бандюганов постперестроечных времен, недавних 90-х. Ну какой был смысл «сталинским соколам» прятать трупы в подвал, если все расстрелы проводились официально. А какие это трудозатраты – копать яму в подвале, да потом еще и бетонировать пол…
Не стоит грешить и на другого нашего «сатрапа» — Ивана Васильевича Грозного. Замученные и казненные им люди были в основном захоронены по всем правилам, либо не захоронены вовсе, а оставлены собакам и воронам.

Есть, правда, еще один тип погребений, способный вызвать некоторое смятение в случае его случайной находки. Речь идет о «скудельнице». Так называли огромную яму с построенным над ней примитивным срубом. В эту яму в течении достаточно долгого времени свозили обнаруженные в городе неопознанные трупы, замерзших холодными ночами бродяг, и тех, кого просто некому было похоронить. Когда скудельница наполнялась, яму закапывали, а сруб разбирали и переносили на новое место. Однако не стоит считать, что в скудельнице трупы лежали бессистемно. Обязанность содержания скудельниц была возложена на церкви или монастыри, поэтому по части соблюдения обряда захоронения там все было в порядке. Насколько мне известно, на сегодняшний день в Москве еще не было однозначно идентифицировано ни одной скудельницы.
К чему действительно стоит относиться с настороженностью, так это к захоронениям, явно пересыпанным известью. Раза два мне приходилось с такими сталкиваться. Скажу честно – приближаться к ним не хотелось. Хотя наличие извести вовсе не указывает, что погребенный однозначно умер от чего то страшно инфекционного. Возможно, что труп несчастного на момент похорон просто был явно не первой свежести…

Что же касается нашумевшей недавно находки в подвале на Никольской, то мои коллеги, побывавшие там, однозначно сказали, что это часть церковного кладбища, над которым в поздние времена был построен дом. Все «пулевые» отверстия на черепах были вполне естественного происхождения, а именно — следами воздействия почвы и времени. К тому же, если в черепе есть входное пулевое отверстие, а выходного нет, то внутри должна греметь пуля. Ни одной пули в этом подвале обнаружено не было, ни в черепах, ни рядом с ними. Недавно обнародованные результаты судебно-медицинской экспертизы подтвердили мнение археологов. Хотя, если честно, необходимости в этой экспертизе не было никакой.
Пресловутый пистолет, найденный среди костей, по всей вероятности был спрятан кем-то из обитателей этого дома в одно из «смутных» времен XX века. В конце 80-х годов, когда началась мода на чердачно-подвальные изыскания, практически на каждый московский дом дореволюционной постройки приходилось по 1 — 2 найденных «ствола»…

Ну а на будущее, тем кому «повезет» найти в московской земле подобные «сюрпризы» запомните основные признаки традиционного христианского захоронения:
1. Скелет лежит головой на запад. Это обусловлено тем, что во время грядущего страшного суда мертвые восстанут из могил лицом прямо на восток.
2. Руки перекрещены на груди.
3. Наличие по периметру захоронения тонкой полоски древесного тлена – следа от гроба.
4. Наличие рядом с местом находки церквей, школ, клубов или других учреждений системы советского просвещения.

Надо учитывать еще и то, что на территории Москвы теоретически могут существовать еще и более древние захоронения, от языческих славянских до каменного века включительно. Но находка таких костей уже пахнет сенсацией… Так что прежде чем начать очередную истерику по поводу новых жертв террора, убедитесь, что вы просто не сделали очередное научное открытие…

Мало кому перепадает такая насыщенная жизнь после смерти, как москвичам, похороненным на древних погостах московских церквей. Знали бы эти благостные старички и старушки мирно отжившие свой век, отмучившиеся болезные и несчастные, принявшие внезапную смерть, какая участь ждет их скорбные останки в далеком XXI веке… Мир их праху. Добавлю, что все древние захоронения, обнаруженные в Москве и попавшие в поле зрения археологов, перезахораниваются в специально для этого созданном огромном склепе на подмосковном кладбище Ракитки.

Да, существуют захоронения настоящих мучеников сталинского режима, но поверьте, они пали жертвой мощной системы, а не опереточных злодеев, прикапывающих трупы на заднем дворе. И поднимать визг над каждой костью найденной на старом кладбище – прямое неуважение как к бывшему обладателю этой кости, так и к тем самым жертвам террора.
Ну а я, алчно пересчитывая 30 серебряников, регулярно получаемые мной от сатрапов и палачей за укрывательство их злодеяний, уже готов к очередной порции обвинений и псевдодемократического улюлюканья. Без этого никуда.

3 комментария

"Демократического" улюлюкания больше не будет - 90-е минули. Теперь время здравомысленного рассуждения. Спасибо Вам большое за глубокую и трезвую статью! Один только вопрос: Вы упомянули склеп на кладбище Ракитки. Древние останки, перенесённые туда, отмечаются каким-либо образом? Т.е., грубо говоря, придя туда, можно ли знать, откуда конкретно привезены останки?
Зайти в склеп или "бункер" (как его называют сами археологи) весьма проблематично, да и удовольствие ниже среднего. Он заперт и под самый потолок заставлен современными гробами заполненными под завязку древними костями. Естественно, гробы промаркерованны. Да и зачем туда ходить. Ведь если кости прошли через археологов, то захоронение было исследовано на все 100%, со всей соответствующей документацией.
Спасибо большое!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *