Вид из окна
По информации «Москвы, которой нет», недавно приговорены к сносу три исторических дома во владении 2/1 по переулку Каменная слобода. Согласно документам, на их месте должен возникнуть настоящий Храмовый комплекс, строящийся по обращению Патриарха и при поддержке мэра. На самом деле здесь планируется строительство элитного жилого дома, некоторая часть помещений которого отойдет приходу соседней церкви Преображения Господня на Песках. Церковь эта, кстати, всем известна — она занимает центральное место в композиции знаменитого Поленовского «Московского дворика». А сносимый для её пущего блага дом в Каменной слободе примечателен тем, что именно из его окна В.Д. Поленов в 1877 году написал этюд для означенной картины, ставшей одним из символов русского искусства.
Почему для столь торжественной новостройки выбран именно этот тихий уголок в глубине Арбатских переулков – не нашего ума дело. Однако, место и правда уютное – дома выходят на небольшую Спасопесковскую площадь, образуемую храмом Преображения, особняком Второва (более известен как Спасо-хаус, резиденция посла США), усадьбой Щепкиной (уникальный памятник 18 века) и рядовой исторической застройкой 19 столетия. Двадцатый век присутствует здесь только в виде поднимающихся над домами башен Нового Арбата. Нет сомнений, что по возникновении шестиэтажной новостройки площадь, пока что полностью сохраняющая исторический облик, перестанет быть такой уютной.
Левое из трех подсносных строений (№1) – доходный дом церкви Преображения 1911 года, надстроенный в 1930-40е. Исследователи квалифицировали его как «рядовой элемент исторической застройки квартала, имеющий градоформирующее значение».
Справа в ряду стоит дом, также составлявший владения причта (стр.2). Его первый этаж – приходская школа 1899 года, второй и третий надстроены в 1906 году архитектором Постниковым. Интересен фигурный кирпичный киот на южном фасаде дома. Сохранились перила балкона и лестницы, элементы отделки интерьеров 1915 года.
Но наиболее интересен центральный из трех домов, также числящийся строением 2. Это одноэтажная деревянная постройка 1837 года, также принадлежавшая причту. Достаточно сравнить открывающийся отсюда вид на церковь с репродукцией «Московского дворика», что становится ясно, что Поленов увидел сию картину именно из этих окон. Между тем здание не состоит на госохране и не входит в числе поленовских мемориальных адресов. Недоразумение, должно быть, вызвано тем, что по официальной информации Поленов работал над картиной по адресу «Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен». Этот дом находился в соседнем квартале, на пересечении Трубниковского и Дурновского (Композиторского) переулков – на месте этого владения теперь стоят Новоарбатские корпуса. Но есть собственное свидетельство художника: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Изначально для построек владения 2 по Каменной слободе рекомендовалась «ограниченная трансформация с реставрацией уличного фасада». Теперь речь идёт об их полном сносе. На днях в Москомнаследие была подана заявка о постановке здания на госохрану. Однако интересно, подаст ли голос в защиту памятника хоть кто-нибудь из заслуженных деятелей культуры…
Историческая справка:
«Пути всеобщего признания той или иной картины подчас неисповедимы для самого мастера. Посылая картину на Передвижную выставку, художник напишет отчасти заискивающее письмо влиятельному И. Н. Крамскому, в нем он как бы извинялся: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось вы ступить на Передвижную… с чем-нибудь порядочным; надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». Поленовская картина получила оглушительный успех, а позже стала одним из самых любимых произведений русской живописи для многих поколений зрителей вплоть до наших дней. Причина ее популярности, думается, заключается в искренности, правдивости, простоте и понятности чувств, которые были вложены художником в этот ностальгический пейзаж».
И ещё одна подробность: на крыше этого дома режиссер Соловьев сниал многие сцены известного фильма «Чёрная роза — эмблема печали…» Глядя на кадры посещения Каменной слободы И.В.Сталиным, можно заметить, что еще недавно фасад «поленовского» дома выглядел гораздо презентабельнее.
3 комментария