Тактичность заказчиков
Садовническую набережную, уже украшенную выразительным офисным центром архитектора М.М.Посохина, похоже, ждет еще более нарядное будущее. Недавно на рабочей группе Экспертно-консультативного общественного совета (ЭКОС) рассматривался проект административного здания высотой 32 метра, примыкающего к означенной новостройке. Проектировщики (немецкая фирма BRT-Engineering, техническое сопровождение ООО «Натал») вынесли на совет варианты решения фасадов, то есть проектную стадию. Предпроектные варианты, а также разрешительные документы, оправдывающие появление в Садовниках столь значительного объема, представлены не были. Самоуверенность зодчих вполне понятна: заказчиком проекта является холдинг «Интеко», известный своей решительной градостроительной тактикой. Занятно, что в плане проектируемое сооружение представляет совершенно отчетливую букву $.
Надо заметить, что предложенный проект отличает не то чтобы выдающееся, но вполне современное решение фасада, в соседстве с посохинским зданием он смотрится вполне выигрышно. Но при этом объем новостройки самым радикальным образом меняет облик исторической набережной (до сего момента на участке находились двухэтажные постройки) и окончательно закрывает вид на Кремль от Садовнического моста. Об архитектурном окружении прекрасной церкви Георгия в Ендове, наверное, можно уже не вспоминать. Но самым спорным, если не сказать странным, является транспортное решение: единственный подъезд к офисному центру проектируется со стороны тесной Саадовнической набережной. Ниже приводим прозвучавшие на заседании мнения экспертов.
Ю.Р. Громченко, представитель НИИ Генплана:
— Проект продолжает тенденцию ничем неоправданной агрессии по отношению к центральной части Замоскворечья и всего города. Можно считать, что это приглашение и дальше подтягивать к немасштабному объему уже построенного здания все остальные новостройки, в ходе чего мы получим очень характерный рельеф набережной, которая вся будет продолжением этого брутального фасада.
Не нужно никакого визуального анализа, чтобы увидеть, как эти объемы надвигаются на окружение и угнетают даже не самую низкую, четырехэтажную застройку прилегающих владений, и какую грустную перспективу это создаёт. Сейчас делается расчет по градостроительным обоснованиям проекта, и только по завершении проверки соответствия всем нормативам и самое главное, пропускной способности, мы сможем сказать, насколько это правомерно. И сможем оценить насколько нужно появление этого объема исходя из возможностей участка, а не из того, сколько заказчик хочет из него выжать.
А.А. Клименко, член ЭКОСа:
— Административная функция этого здания абсолютно противоречит стандартам сегодняшнего дня, и кроме того мы просто не имеем морального права поддержать такого вида перерождение исторической застройки. И очень жаль вот этого вида с моста.
Реплика из зала: «Да мост-то транспортный, кто там на нём стоит и смотрит?..»
— Я например стоял иногда и считаю, что это очень серьезная перспектива с раскрытием Кремля. А выжимать метры из ограниченных участков в центре города — продолжение крайне опасной тенденции.
В.И. Шередега, сопредседатель ОЭРГ:
— Позволю напомнить, что ЭКОС изначально возражал против этого проекта. Все охранители до последнего просили, требовали и умоляли, чтобы был сохранен замечательный, очень ранний для этого района дом, выявленный памятник, его реставрация не стоила бы и тысячной доли денег, которые будут вложены в этот проект. Согласование его сноса, как помните, было потом подписано Ресиным. Нами же специально под проект были сняты охранные зоны, потому что иначе по закону здесь пришлось бы строить только полутораэтажную застройку. Мы согласились на эту корректировку, понимая, что здесь в принципе можно было бы получить побольше, и надеясь на тактичность архитекторов, но прежде всего, конечно заказчиков. Результат мы получили оглушительный.
В случае реализации этого проекта набережная будет просто убита, совершенно непонятно, как здесь будет решаться транспорт. Он и сейчас далеко за гранью нормального, а будет просто ужас какой-то. И тогда, на мой взгляд, останется только одно — закатать канал асфальтом. К тому все и идет – уже принято решение строить подводный паркинг возле «Ударника», а загрузка вот такими вещами по набережной приведет к тому, что мы совсем уничтожим канал.
Реплика из зала, шёпотом: «Подаёте им хорошую идею».
— Нет, эти идеи уже есть! Их надо только нарисовать, они уже сидят в чьих-то умах, иначе не пришло бы никому в голову рассматривать вот это серьезно. Ширина набережной здесь менее шести метров, этого даже в Москве 16 века не позволяли, всегда была корреляция между высотой здания и шириной проезда. С учетом того, что здесь появилось почти 40 тысяч кв. м проектируемой площади, я просто обязан вынести вопрос на уровень нашего президиума. Хотя окончательное решение будет принимать регламент при главном архитекторе.
В заключение добавим, что в Петербурге уже несколько лет серьезно обсуждается проект превращения одноименного Обводного канала в оживленную транспортную магистраль.
3 комментария