Вахта памяти
Александр Можаев
«Вписывание современной архитектуры в исторический контекст», «средовой подход», «контекстуальное проектирование», «диалог столетий» в конце концов – всё это одно из общих мест современной градостроительной мысли, наиболее простой способ выражения архитектурной политкорректности. То есть, проектируя лихие новостройки среди памятников старого города, зодчему желательно делать в их сторону некие реверансы, поддерживать сложившийся образ, или хотя бы делать вид того, что он благоговейно поддерживается. Проект Музея музыкальных инструментов на Яузских воротах, опубликованный Агентством архитектурных новостей, дал повод вспомнить некоторые вехи становления «средового мышления» в современной московской практике. Говоря точнее, примечателен не сам проект, а прилагающаяся к нему идеологическая подоснова.
Этот музей будет располагаться на одной из красивейших площадей старой Москвы. Кроме того, он должен играть важную градостроительную роль, оформляя угол улицы Солянки (ныне на этом месте располагается скверик со «стекляшкой» бывшей пельменной). Проект долго обсуждался профессионалами, в том числе и ЭКОСом. В результате его высотные габариты были ограничены, дабы сократить влияние нового объёма на ансамбль старинной площади. Но итоговые размеры столь значимого культурного объекта показались несерьёзными мэру Москвы, который поручил увеличить площадь будущего музея более чем на 2 тысячи квадратных метров. Далее цитируем по тексту ААН:
«Увеличившись на один этаж, здание совершенно утратило окна «традиционных» ампирных пропорций и обзавелось новым видом проемов – очень маленькими вертикальными щелями между плитами облицовки, которые чередуются с такими же узкими нишами. Этот прием позволяет превратить каменную поверхность, которая в наше время – не что иное как тонкая скорлупа декоративной отделки, в подобие кладки из каменных квадров, подчеркнув предполагаемую массивность этой кладки. По словам <главного архитектора проекта> Дмитрия Александрова, отправной точкой для этого решения стал известный прием контекстуального проектирования – обращение к истории местности. Как известно, здесь проходила стена Белого города, построенная Федором Конем в конце XVI века и разобранная по ветхости в конце XVIII-го. Собственно, название площади происходит от находившихся здесь крепостных Яузских ворот. Стена проходила по линии бульвара и новое здание музея, таким образом, оказывается за ней, внутри Белого города, а не на ее месте – однако образный намек понятен – дом возвращает данному месту объем, по масштабу и фактуре напоминающий крепостную стену».
Ну вот и хорошо. Предположим, что данное место будет осчастливлено нежданным возвращением родного, исконного объёма. Во всяком случае, нельзя не отметить, что контекстуалисты недавнего прошлого были гораздо менее изощрённы в поиске исторических параллелей. Прежде всего, вспоминается художественный прием, использованный авторами ТЦ «Садовая галерея» на Сухаревской площади. С юга к основному объёму здания примыкает двухэтажный «Макдоналдс», соседствующий с церковью Троицы в Листах, выдающимся памятником 17 столетия. Гармония памятника и новостройки была достигнута самым элементарным способом: по фасаду комбината питания пущены арочные окошки, рождающие у зрителя образ сказочного древнерусского терема, а угловая часть, выходящая непосредственно на двор церкви, решена в виде грозной крепостной башни. Вот вам и древние стены Скородома, чей образ возвращен из небытия заботой неравнодушных к прошлому зодчих новой эпохи. И хотя четверик символической башни образован чёрной решеткой венткамеры, внимательный зритель сможет увидеть в нём почерневшие от времени брёвна давно исчезнувшей крепости.
Еще более остроумно поступили создатели офисного здания на Кадашевской набережной, 14. Его угловая часть, обращенная к так называемому Лужкову мосту, требовала парадного решения, и если остальные фасады здания решены в духе скромного, совершенно непритязательного псевдоклассицизма, то здесь было нужно нечто торжественное, почти дворцовое. Выход прост: угол срисован с известного классического дворца – дома Шереметева на Воздвиженке (разумеется, в упрощенном варианте). И хотя к историческому образу купеческого Замоскворечья эта гордая красота не имеет ни малейшего отношения, ход оказался удачным: спустя пару лет этот же приём был повторен при строительстве жилого комплекса в Погорельском переулке. Многоэтажная новостройка соседствует с храмом Екатерины на Ордынке, поэтому перед проектировщиками была поставлена задача увязать обращенный к памятнику пониженный корпус с историческим окружением. Так в Замоскворечье появилась еще одна, ещё чуть более упрощенная реплика дворца Шереметьва. Странно, что этот практичный приём не был поставлен столичными контекстуалистами на конвейер. Ведь оно и дёшево, и сердито, и что самое главное – красиво очень.
Другой, еще более смелый пример внимательного отношения к старому городу был продемонстрирован при строительстве комплекса Союза театральных деятелей на Страстном бульваре. На месте морально и технически устаревших палат 17 века был возведен плавательный бассейн, решённый в форме богатого боярского терема. Заметьте, что этот объект ни в малейшей мере не является «новоделом», попыткой воссоздания своего неказистого предшественника. И по объёму, и по внешности это совершенно новое здание, сохраняющее дух преемственности исторического города, являющееся безусловной данью уважения мастерству безымянных древнерусских зодчих. Дёшево, сердито, а в добавок ещё и в высшей степени патриотично.
Эстафету историзма принимает проектируемый дворец царя Алексея Михайловича, который вскоре наполнит духом родной старины пустынные просторы природно-исторического заповедника Коломенское. И похоже, что скоро у нас будет ещё один интереснейший повод вернуться к беседе о достижениях столичного градостроительного историзма.
6 комментариев