Красное село

Графическая реконструкция на 1908 г. (арх. Н.Иванова).

У Алексеевского монастыря древняя и непростая история. В 16 веке его выселили с Остоженки на Волхонку, в 19 — с Волхонки в Красное село. В 20-м столетии территория монастыря была рассечена надвое — теперь его постройки расположены по разные стороны Третьего транспортного кольца, трасса которого проходит по земле монастырского кладбища. Запутанная биография Ново-Алексеевской обители собрана воедино в историко-градостроительной справке, выпущенной в 2006 году Центром историко-градостроительных исследований.

Фрагмент исследуемой градостроительной среды расположен к северо-востоку от исторического центра Москвы, в пределах Камер-Коллежского вала, за Земляным городом и ограничен с северной стороны веткой Московско-Казанской железной дороги, с юго-западной стороны улицей Гаврикова, а с юго-восточной стороны 1-м Красносельским переулком. Процесс освоения исследуемой территории и формирования исторической градостроительной среды был связан с ситуационным фактором и природно-ландшафтными условиями местности. Рельеф представляет собой высокий (до 15-ти метров), вытянутый с севера-запада на юго-восток холм, образованный долинами рек Чечеры и Рыбинки. По гребню этого холма издревле проходила Переяславская дорога.В древности исследуемая территория представляла собой малонаселенные лесные места с множеством речек и ручьев. Здесь проходила древняя дорога, которая вела из Москвы в Суздаль, Юрьев-Польский, Киржач, называемая Стромынской по большому селу Стромынь, стоявшему в 50 километрах от заставы Камер-Коллежского вала.Трасса древней Стромынской дороги, которую П. В. Сытин считал возможным датировать ХIV веком, сформировала направление позднейших улиц Краснопрудной, Русаковской, Стромынки, Преображенской. Южнее в том же направлении шла другая дорога — Хомутовка, давшая направление улицам Спартаковской, Бакунинской и Большой Семеновской. Историческое Красное село, находившееся недалеко от Стромынки, на пригорке у пруда, было одним из древнейших подгородных поселений, существовавших, по предположению И. Е. Забелина, уже в ХIIIII веках и которое было единственным крупным поселением в районе исследования (в средней части современной Верхней Красносельской улицы). «Село Красное над Великим прудом у города» упомянуто в духовных грамотах великого князя Василия Дмитриевича 1423 года и великого князя Василия Васильевича 1462 года. Одно их первых летописных упоминаний Красного села относится к 1480 году, где говорится, что в августе этого года в «сельце над Великим прудом» останавливался на две недели великий князь Иван III, встревоженный движением войск татарского хана. В ХVI веке через Красное Село осуществлялся проезд из Москвы в Немецкую слободу, расположенную на Яузе. В начале ХVII века в Смутное время Красное Село стало важным опорным пунктом при наступлении на Москву войск Ивана Болотникова и позднее тушинцев. Наличие таких благоприятных градоформирующих факторов, как обширные водные пространства (речка Чечера с Красным прудом и речка Рыбинка с её прудами), важные транспортные коммуникации (Стромынская дорога, ведущая в Суздаль и трасса Переяславской дороги, оформившаяся позднее в Красносельскую улицу), а также историко-культурные традиции, определили развитие Красного села на протяжений всей его истории.

В ХVIVII веках на территории Красного села располагалась большая Красносельская дворцовая слобода, населенная крестьянами и разного рада ремесленными людьми.Шведский посланник Петр Петрей, побывавший в Москве в 1608-1611 годах, сообщал о Красном селе, что «близ Москвы лежит большая деревня, в которой до 700 крестьян и ремесленников». Из Переписных книг города Москвы первой половины ХVII века также известно, что в 1632 году дворцовое Красное село имело 80 дворов, а в 1679 – 107 дворов».По всей вероятности, к этому времени на исследуемой территории уже сложилась градостроительная ситуация, изображенная на плане Москвы С. К. Богоявленского, составленном на основании изучения Переписных книг первой половины ХVII века, где Красное село показано с главной дорогой, проложенной параллельно Красному пруду вдоль которой располагались слободские дворы, разделенные поперечными улицами, ведущими к Красному пруду.В 1625 году в центре Красного села была возведена деревянная церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. В 1692 году деревянная церковь была заменена каменной.В течение всего ХVII века исторические документы фиксируют наличие двух храмов в селе Красном: церковь Покрова и церковь Воздвижения Честного Креста Господня. По Ружейной разметной книге в приходе церкви Воздвижения числились следующие дворы: генеральский – 1, дьячих – 5, уставщика – 1, дворцового стряпчего -1, крестового дьячка – 1, гостиных – 2, гостиной сотни – 2, государева потешного Семеновского двора сокольнических и звероловческих – 28, села Красного теглецов – 94, пустых – 4, вдовьих – 1, а всего 140 (в двух концах села в это время числилось в целом 230 дворов). В 1695 году пруд был расширен для устройства и проведения на нем празднеств в честь взятия Азова. Была организована пальба по воздвигнутым среди пруда трем городкам. Таким образом, Красный, пруд стал одним из самых больших прудов в Москве.

Одним из наиболее ранних графических источников, документально отражающих градостроительную ситуацию за пределами Земляного города, является первый геодезический план Москвы, составленный «под смотрением» архитектора И. Ф. Мичурина в 1739 году. Так, на этом плане у Красного села показан большой Красный пруд с впадающей в него с севера и вытекающей из него к югу речкой Чечорой (ориентация дана в соответствии с общим планом).Севернее Красного пруда, в строительном квартале показаны одно большое и четыре малых строения, в которых можно предполагать Краснопрудный царский дворец. Справа от центральной улицы под № 46 точкой обозначена Красносельская церковь Воздвижения Креста Господня с приделом Тихвинской иконы Божией Матери. К западу от Красного пруда, на месте современного Ярославского вокзала под № 76 изображен прямоугольником Артиллерийский полевой двор, где размещались оружейный завод, склад пушек и снарядов.За Красным селом, по современной Русаковской улице, под № 78 изображен Фуражный, или Житный двор, в котором хранились запасы казенного зерна. Планировка Красносельской слободы, показанная на этом плане в достаточной степени точно, изображает село с довольно развитой градостроительной структурой. Трасса нейтральной улицы соответствует направлению и очертаниям современной Верхней Красносельской улицы с характерным изгибом в середине (у западного угла Алексеевского монастыря), жилые кварталы, расположенные по обеим сторонам улицы, четко очерчены. Причем, в поперечных направлениях, ведущих к Красному пруду, прослеживается трасса переулков: 1-го Красносельского, Краснопрудского (современный Краснопрудный Большой тупик) и Шигинского, сохранившего свое направление, но в настоящее время утратившего название и значение транспортной коммуникации квартала. План Мичурина, несущий в основном информацию фиксационного характера, в то же время является проектированным, так как конфигурация кварталов показана в значительной степени отрегулированной. Трасса Стромынской дороги намечена на этом плане пунктиром, продолженным среди пашен.Следующий по дате составления генеральный план Москвы (С. М. Горихвостова) 1767-1768 годов, в целом повторяет планировочную ситуацию, отображенную на плане Мичурина. Красный пруд имеет такую же неправильную форму; Красное село, по-прежнему окружено пахотными землями, среди которых проходила Большая Стромынская дорога. Крестовоздвиженская церковь изображена каменной в очертаниях, сохранившихся до 1837 года.

К одному из интересных сведений о культурной жизни Красного села относится строительство в 1758 году итальянцем Иоганном Б. Локатели «Оперного дома», в котором пели итальянцы. Оперный театр представлял собой огромное деревянное здание на 3000 зрителей. Он был открыт 29 января 1759 года спектаклем «Сердечный магнат», но вскоре стал пустовать, так как опера не привлекла московских жителей. В 1767 году, вследствие плохой постройки, здание развалилось. Местоположение его не установлено. Со второй половины ХVIII века после прокладки вокруг Москвы общей границы — Камер-Коллежского вала (1754 год) — территория Красного села была присоединена к городу и стала осваиваться городскими структурами. Градостроительная ситуация, сложившаяся на исследуемой территории к началу ХIХ века, изображена на планах 1813-1814 годов с означением каменных обывательских строений, уцелевших от пожара, а также обгоревших. Судя по планам, трасса Краснопрудской (Красно-прудной) улицы в начале ХIХ века была выровнена, при этом была срезана южная часть Красного пруда, а сам Красный пруд приобрел более правильные очертания. Во второй половине ХVIII – начале ХIХ веков, были определены границы домовладения Крестовоздвиженской церкви.Переулок, шедший от Красного пруда к церкви (позднее Краснопрудский), при соединении с Красносельской улицей образовывал небольшую площадь, закрепленную по углам двумя квадратными в плане каменными строениями. Однако, из анализа данных планов можно сделатъ вывод, что композиционно-планировочная структура исследуемой территории в начале ХIХ века находилась в процессе формирования, планировочные границы кварталов окончательно не сформировались, красные линии застройки были отрегулированы по Красносельской улице лишь со стороны церкви, к западу от неё.На углу Красносельской и Краснопрудской улиц на плане 1814 года, отмечен казенный питейный дом. На генеральном плане Москвы с означением сгоревших домов 1813-1814 годов, территория Красного села отмечена нетронутой пожаром. Известно, что в период войны 1812 года Крестовоздвиженская церковь была разорена и заново освящена после восстановления. П. С. Сытин также сообщает, что в первые же дни вступления французов в Москву, был взорван Артиллерийский полевой двор.На архивных планах 1821 года, изображающих исследуемую территорию, указывается, что участки земли, расположенные на пересечении Верхней Красносельской и Краснопрудной улиц были заняты церковными огородами. Территория церковного домовладения показана разделенной на погост и луговую землю.С запада к церковной земле узкой полосой примыкал двор церковного пономаря, а вокруг находились дворы, разных владельцев. Дворы священно и церковнослужителей издревле размещались против церкви на Красносельской улице.На эти земли в 1837 году Высочайшим Указом императора Николая I из Белого города был переведен Алексеевский девичий монастырь.

Алексеевский монастырь, 1882

Красносельская церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня с приделом Тихвинской иконы Божией Матери стала первой монастырской церковью. Туда 17 октября 1837 года торжественно крестным ходом, в сопровождении сестер монастыря и многочисленного народа были перенесены монастырские святыни. В Крестовоздвиженском храме процессию ожидал Митрополит Московский Филарет, который совершил затем первую литургию. Монастырю было присвоено наименование «Тихвинский Ново-Алексеевский девичий монастырь 2-го класса, что в Красном селе». Монастырь стал историко-культурным и градостроительным узлом района, определив характер планировки и застройки окружающих его территорий. В связи с перенесением Алексеевского монастыря в Красное село красные линии застройки по Красносельской улице были отрегулированы. Дворы церковного причта были отданы под дворы монастырских церковно- и священнослужителей и также урегулированы в границах, сохранявшихся до 1917 года. Был определен в границах Краснопрудский переулок, приобретший современные очертания. Территория между дворами причта и Красным прудом в 1837 году была пожертвована монастырю коллежским секретарем Тимофеем Петровичем Приесниевым. На ней разместились огороды.Некоторые архивные планы 1621, 1837, 1839 годов фиксируют «место бывшей церкви» на противоположной (по отношению к известной) стороне Красносельской улицы. Однако более точных данных о существовании церкви на этом месте настоящими исследованиями установить не удалось.
В 1837-1839 годах к территории монастыря были прикуплены соседствующие с Крестовоздвиженской церковью домовладения.Градостроительная эволюция, составленная на 1837-1847 годы, фиксирует ситуацию за 10 лет существования монастыря. За этот период территория монастыря была обнесена каменной оградой (к 1841 году) с тремя входами по Красносельской улице и двумя двухэтажными каменными башнями-сторожками. Внутри ограды территория монастыря была четко спланирована: вокруг храма располагалось монастырское кладбище, вокруг которого было выстроено восемь двухэтажных прямоугольных в плане смешанных братских корпусов, каждому из которых соответствовали деревянное одноэтажные хозяйственные постройки. Несколько других одноэтажных деревянных жилых строений было разбросано по территории. В монастыре имелись также погреба, конюшня, прачечная, 3 колодца. В северной части широкая полоса земли была занята лугом.В 1841 году в Крестовоздвиженской церкви был устроен придел в честь Преподобного Алексия Человека Божия, а в 1855 году этот придел был переименован в память священномученика Симеона, епископа Персидского, по желанию генерал-лейтенанта Симеона Степанова, пожертвовавшего в пользу монастыря и погребенного в этой церквиXIX века были частично заняты дворами причта Алексеевского монастыряРеконструкция градостроительной ситуации в монастыре на 1679-1684 годы фиксирует рост монастырского домовладения, активизацию строительной деятельности внутри его границ, а также некоторое тенденции его дальнейшего развития. В этот период (1847-1879 годы) территория монастыря значительно увеличилась с востока за счет присоединения (к 1873 году) соседней усадьбы с обширным фруктовым садом, известным с 1847 года. Деревянная застройка усадьбы, обращенная к Красносельской улице, была обновлена и расширена, а территория фруктового сада стала монастырским садом. В 1878-1879 годах к северной границе владения была прирезана полоса земли около 50-ти саженей шириной (прикуплена из владения тайного советника М. П. Миткова) для расширения монастырского кладбища. Новая территория была также обнесена каменной оградой. В рассматриваемый период застройка монастыря значительно уплотнилась за счет укрупнения старых и строительства большого числа новых (в основном одноэтажных деревянных) жилых и нежилых строений. Строения размещались по периметру домовладения, вдоль стен, оставляя центральную часть свободной для монастырского кладбища, содержание которого являлось главным источником дохода для монастыря. Необходимо также отметить, что возведение церкви Алексия Человека Божия, окруженной кладбищем в центре монастыря, по одной оси с Крестовоздвиженским храмом определило тенденцию глубинно-пространственного развития территории монастыря по оси юго-запад-северо-восток перпендикулярно Красносельской улице. Этому принципу было подчинено размещение новой застройки.

К середине XIX века был составлен генеральный план Москвы Н. Белоусова (съемка 1850-1851 годов), в котором была собрана информация о границах домовладений и характере застройки. План Белоусова иллюстрирует процесс дальнейшего формирования городской композиционно-планировочной структуры на территории Красного села. По сравнению с генеральными планами Москвы первой трети XIX века можно отметить значительный рост числа домовладений, застройка которых в основном деревянная с редкими вкраплениями каменных и смешанных домов, тяготела к определившимся красным линиям улиц и переулков. Причем, территория между Алексеевским монастырем и Краснопрудской улицей (Сокольничий проезд по плану) отличалась более высокой плотностью застройки и более дробной парцелляцией по сравнению с остальными территориями. Историческая парцелляция — юридически закрепленная и визуально воспринимаемая система планировочных рубежей домовладений. К западу от монастыря располагались обширные усадьбы с развитыми парковыми зонами. В процентном отношении к застройке, большая часть площади исследуемого района была занята садами и огородами. Помимо городского Красного пруда, на территориях большого числа владений имелись собственные пруды, используемые для поливки садов и огородов и других целей.

В 1851-1853 годах севернее Крестовоздвиженской церкви по проекту архитектурного помощника М. Быковского архитектора П.Н.Соболевского была построена новая теплая церковь во имя Преподобного Алексия Человека Божия с двумя приделами: правым – во имя Грузинской иконы Божией Матери и левый — во имя Преподобного Павла Латрийского, — освященная митрополитом Филаретом 12 ноября 1853 года. В 1854-1857 годах по проекту другого архитектурного помощника М. Быковского архитектора О. Индейцева Крестовоздвиженская церковь Алексеевского монастыря была перестроена и расширена, и освящена также Митрополитом Филаретом 13 сентября 1857 года. Одновременно была возведена каменная паперть – галерея, соединившая храм с монастырской оградой. До 1874 года эта церковь называлась летней, так как не имела отопления. В 1874 году по проекту инженера Г. Вермана церковь была обращена в теплую, а в 1898 году по проекту архитектора А. Латкова в ней было устроено новое духовое отопление.

 

В 1871 году северо-восточнее церкви Алексия Человека Божия, в продолжение ряда келейных корпусов, но с некоторыми отступом от фасадной линии, был построен каменный двухэтажный квадратный в плане трапезный корпус с подвалом. Первый этаж здания был отведен непосредственно под трапезную, а на втором располагались золотошвейная, переплетная, живописная мастерские, аптека и сестринские кельи. В подвальном этаже находилась духовая печь. В 1879 году к двум келейным корпусам, к востоку от Крестовоздвиженской церкви, было пристроено каменное двухэтажное строение для монастырской больницы и домовой церкви во имя Архангела Михаила. В 1634 году здания келий и монастырской больницы были капитально перестроены.Анализ реконструкции на 1879-1884 годы позволяет сделать вывод о том, что к 80-м годам XIX века определилась объемно-пространственная композиция застройки Алексеевского монастыря. Монументальные храмы возвышались на фоне зелени монастырского кладбища. Невысокая монастырская застройка располагалась со значительным отступом от храмов, не мешала их восприятию изнутри, а с улицы была совсем скрыта глухой монастырской оградой. Таким монастырь представлен на фотографии конца XIX века. Литография Жакотте середины XIX века, изображающая Каланчевскую площадь, дает представление о том, что храм Алексеевского монастыря был виден на большом расстоянии от Красного Села.

 

 

Каланчевская площадь, 1850-е. На дальнем плане Алексеевский монастырь.

 

Значительным событием в развитии градостроительной среды исследуемого района явилось строительство сети железных дорог во второй половине XIX века, вызвавшее оживление строительной деятельности на территории Красного села. В 1862 году вслед за Петербургской-Николаевской (1846-1961 годов) была построена Ярославская железная дорога между Москвой и Сергиевым посадом с вокзалом на Каланчевском поле, на правом берегу Красного пруда (на месте бывшего Артиллерийского полевого двора). Также в начале 60-х годов XIX века на севере исследуемого района была проложена соединительная ветвь Московской Казанской железной дороги с Николаевской, трасса которой прошла по правому берегу речки Рыбинки. В 1860 — 1900-х годах в исследуемой зоне сформировалась уличная сеть и стабилизировался абрис кварталов, во многом сохранившийся до настоящего времени. В 1882 году был проложен кольцевой малый Краснопрудский переулок (современный Краснопрудный Малый тупик), была восстановлена трасса Шигинского переулка, по плану Белоусова занятая садом в середине ХIХ века. Процесс дальнейшего формирования исторической среды шел по пути эволюционного уплотнения объемно-пространственной структуры, активизация которой возросла к началу XX века в связи со строительством походной застройки, а также промышленным освоением территории, — происходило разукрупнение исторических домовладений.Монастырские земельные владения были разделены на ряд мелких домовладений и сдавались в аренду. Столь решительные изменения не коснулись старинной усадьбы к западу от Алексеевского монастыря, сохранявший реликтовый характер своей планировочной и объемно-пространственной структуры. В этой усадьбе, во второй половине XIX века, принадлежавшей купеческой семье Геер, располагались Московский городской приют для детей сирот и богадельня, здание которой было построено по проекту архитектора Л. Кекушева в 1896 году.

 

К началу XX века на исследуемой территории окончательно сложилась парцелляция, просуществовавшая до 1920-1930-х годов.В 1884 году домовладение Г-образных очертаний в плане, расположенное на пересечении Красносельской улицы и переулка Красносельский тупик, перешло во владение Алекееевского монастыря. А в 1886 году было сделано еще одно земельное приобретение, окончательно определившее границы монастырской территории, у г-на Житкова был куплен большой участок земли — от северной границы монастыря до железной дороги. Как и в предыдущем случае, новая территория была обнесена каменной оградой.На новой монастырской земле 22 августа 1887 года был заложен храм во имя всех Святых. Он был построен по проекту архитектора А. А. Никифорова, и освящен вместе с приделом Казанской иконы Божией Матери 30 июня 1891 года. Вновь построенный храм был рассчитан более, чем на 1000 молящихся. В 1894 году в подклете храма была устроена усыпальница. В 1889-1897 годах южнее Всехсвятской церкви также по проекту архитектора А. А. Никифорова были выстроены два симметричных относительно продольной оси храма двухэтажных каменных корпуса для келий и монастырского училища, соединенные с церковью полукруглой железной в каменных столбах оградой. Об открытии монастырского училища или школы «Московские церковные ведомости» сообщали, что 27 августа 1889 года была освящена начальная школа для 17-ти девочек сирот и дочерей беднейших членов духовенства.Помимо выше названных построек, в период 1880-1890-х годов, по проектам А. А. Никифорова были возведены: двухэтажное каменное здание просвирни (на месте старой одноэтажной деревянной постройки 1845 года) и ряд казенных одноэтажных нежилых строений в юго-восточной части монастырского владения, одно из которых сохранилось до настоящего времени.

 

Вторым архитектором, трудившемся в монастыре, в конце ХIХ века был А. Латков. В 1898 году по его проекту было перестроено здание монастырской больницы с устройством звонницы по западному фасаду. В 1899 году также по проекту архитектора А. Латкова была проведена перестройка церкви Алексия Человека Божия: открытая паперть была встроена в храм и составила его западную часть; старые хоры, затемняющие и стесняющие среднюю часть храма, были отодвинуты:, и в западной их части было устроено помещение для ризницы; подвал был расчищен под устройство склада церковных вещей; деревянной пол был заменен полами из метлахских плит.С. Л. Конюховым был вырезан новый иконостас с размещением в нем новых икон работы Т. И. Тюрина. Художник Е. Чернышев расписал орнаментами купола и верхние части северной и южной стен храма.В 1902-1903 годах архитектором А. Латковым был значительно перестроен трапезный корпус.В 1905 году в юго-восточной части монастыря (по территории бывшей усадьбы) была построена каменная ограда, отделившая ее от Красносельской улицы, со сторожкой в южном углу домовладения.

 

 

В 1912-1913 годах в юго-западной части монастыря по проекту архитектора А. Латкова был построен двухэтажный каменный корпус для келий в основе сохранившийся до настоящего времени.На чертеже, изображающем градостроительную реконструкцию, территория Алексеевского монастыря на 1902-1912 годы и во многом результирующем развитие его (монастыря) объемно-пространственной и планировочной структуры, представлен стройный монастырский ансамбль. Монастырь был ориентирован на Красносельскую улицу, откуда на него открывался основной вид. От главного входа шла прямая центральная аллея, справа от которой располагалась основная часть монастырских строений. Комплекс монастырских зданий, возведенных по проекту архитектора А. А. Никифорова, логично завершал визуальную перспективу монастыря. Большой участок земли за церковью Всех Святых остался не освоенным.По сообщению «Московских церковных ведомостей», 4 сентября 1904 года на средства купца А. С. Спиридонова в двухэтажном доме по Краснопрудному переулку была открыта монастырская школа.

 

Церковь преподобного Алексея, 1930-е.

 

Из анализа архивных источников следует, что до 1924 года жизнь в монастыре продолжалась без видимых перемен. К тому времени в монастыре проживало около 200 монахинь. Летом 1924 года Моссовет принял решение о закрытии церкви Всех Святых и размещении в ней архивных фондов. В сентябре этого года вышло решение об изъятии 213 томов монастырской библиотеки. В декабре 1924 года Моссоветом было принято решение о передаче Алексеевской церкви Сокольническому Райсовету для размещения в ней культурно-просветительских учреждений. Насельницам монастыря было предложено переселиться в Дмитровский уезд. Церковное имущество было описано, церковь опечатана. В 1927 году началось строительство кооперативных жилых домов в юго-восточной части территории исследования. Границы монастырского домовладения были нарушены. В 1935-1938 годах Крестовоздвиженская церковь Алексеевского монастыря была обстроена и включена в объем здания В.Н.И.Р.О <на фото>.

 

 

В 1930-е годы два симметричных корпуса у церкви Всех Святых были надстроены тремя этажами.С конца 1920-х — начала 1930-х годов историческая градостроительная среда района подверглась деградации. Полностью уничтожены застроечные комплексы на большей части территории, историческая парцелляция владений практически утрачена, красные линии улиц и переулков в большой степени не поддержаны застройкой и элементами благоустройства, появились современные жилые и административные здания, неадаптированные исторической градостроительной средой. Строительство Рижской эстакады в 1970-е годы необратимо трансформировало градостроительную среду, нарушило масштаб и цельность визуального восприятия и единство территории.До настоящего времени на исследуемой территории из всей исторической застройки сохранились церковь Всех Святых и два симметричных корпуса. С противоположной стороны Рижской эстакады Алексеевская церковь и перестроенная Крестовоздвиженская церковь.В заключение необходимо отметить, что именно в силу малочисленности, вся историческая застройка, сохранившаяся на территории исследования, является ценной. Так как фиксирует красные линии застройки и сохраняет характер архитектурного облика практически исчезнувшей исторической городской структуры.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *