Слово правды
Константин Михайлов
Впервые опубликовано в «Большом столичном журнале».
«Круглый в плане павильон-ротонда напоминает парковую постройку, имеющую ступенчатую форму. По периметру его обходят колонны с закругляющимися гранями. Верхняя часть основного объема сплошь остеклена». Это чистая правда, написанная в путеводителях. Наземный павильон станции метро «Парк культуры» Кировско-Фрунзенской (ныне Сокольнической) линии, 1935 год. Маленькая реплика «советской классики» в самом конце Остоженки. Конечная станция первой линии московского метро. Есть другая правда, в путеводителях не отраженная. Один из авторов павильона – архитектор Георгий Тихонович Крутиков.
Ну и что из этого? Не Жолтовский же, не Щусев, не брат Веснин. Кто знает архитектора Крутикова? Да никто, кроме историков-энтузиастов.
Однажды читал я сборник 1940 года издания – «Архитектурные вопросы реконструкции Москвы». Стенограмма многолюдного совещания советских зодчих эпохи расцвета этой самой реконструкции и сталинской классики, архитектурной в том числе. Содержание предсказуемо: рассказы о достижениях, критика в адрес отстающих, здравицы в честь Кагановича и Сталина, обещания новый социалистический облик Москвы довести до полного апофеоза. И среди моря восторженных словес – речь Г.Т.Крутикова, начальника инспекции Моссовета по охране памятников архитектуры. В 1940 году, когда охрана памятников приравнивалась к контрреволюции и саботажу социалистической реконструкции столицы, когда за критику разрушений старины искусствоведы и архитекторы отправлялись на сто первый километр, а то и на Колыму, Георгий Крутиков на торжественно-отчетном собрании заявил о катастрофе с памятниками. О том, что разрушена уже половина историко-культурного наследия Москвы. О том, что никакая реконструкция не может служить поводом для уничтожения архитектурных сокровищ прошлого.
Я запомнил это имя. Нашел в Москве конца 1990-х родственников Георгия Крутикова. Удивительная судьба. Талантливый архитектор, проектировщик светлого будущего. Выигрывал конкурсы, его проекты публиковали в журналах. Престижная профессия, отличные перспективы карьеры. И – вдруг перелом в судьбе. Знакомство с легендарным Петром Барановским, реставратором от Бога и бесстрашным защитником памятников во все времена. Родственники не помнили подробностей. Но Крутиков оставил перспективную стезю строителя и проектанта светлого будущего и встал в ряды подвергаемых остракизму хранителей памятников. И как мог, защищал их всю оставшуюся жизнь. И не боялся выйти на трибуну и сказать правду. Из начальников инспекции его, конечно, разжаловали. Он продолжал в ней работать. Умер в середине 1950-х от сердечного приступа, вернувшись с какого-то совещания, где отстаивал Китайгородскую стену на Москворецкой набережной.
Вот какие были когда-то в Москве работники охраны памятников. В те легендарные времена, когда за слово правды можно было заплатить карьерой, свободой и жизнью. Может быть, поэтому и времена теперь кажутся легендарными.
.
3 комментария